УЧЕБНЫЙ ПЛАН муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 14 для обучающихся V-IXклассов с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)ФГОС ООО ОВЗ (1 вариант) 2023-2024 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Цели и задачи образовательной организации Посредством учебного плана достигаются и решаются следующие цели и задачи образовательного учреждения для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): Цели: - обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья; - создание благоприятных условий для обучения, воспитания, развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их социальной адаптации в соответствии с их возможностями, индивидуальными особенностями. Задачи: Посредством учебного плана достигаются и решаются следующие задачи образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): - формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое); - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия; - формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; - формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, доводить его до конца, адекватно оценивать результаты, взаимодействовать с педагогами и сверстниками); - создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования; - обеспечение вариативности и разнообразия содержания адаптационной основной образовательной программы и организационных форм получения образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и 1 индивидуальных особенностей; - формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и специфических образовательных потребностей разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 2. Ожидаемые результаты Учебный план направлен на получение личностных и предметных результатов. Личностные результаты освоения адаптационной основной образовательной программы включают индивидуально-личностные качества, жизненные и социальные компетенции обучающегося и ценностные установки. Предметные результаты - освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность к их применению. 3. Особенности и специфика образовательной организации МБОУ СОШ № 14 осуществляет: -обучение и воспитание умственно отсталых детей школьного возраста и коррекцию их психофизического развития; - социальную адаптацию обучающихся и их интеграцию в общество. 4. Реализуемые основные общеобразовательные программы Образовательное учреждение реализует следующие основные общеобразовательные программы: - начальное общее образование (5-9 классы) - основной этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционно-развивающей работой: осуществляется всестороннее психолого-медико-педагогическое изучение личности каждого обучающегося, определение его возможностей и индивидуальных особенностей с целью выработки форм и методов организации образовательного процесса (продолжительность обучения 5 лет). 5. Нормативная база для разработки учебного плана Учебный план МБОУ СОШ № 14 разработан в соответствии с федеральными и региональными документами: - Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении единых санитарных правил СП – 2.4. 3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СП-2.4.3648-20); Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее – СанПиН-1.2.3685-21); Приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 года № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями, приказ Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766) (далее – Федеральный перечень 2 учебников); - постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; - письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 октября 2010 года № ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры»; - приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 23.10.2009 года № 3302 «Об утверждении примерных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII и VIII видов для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и специальных (коррекционных) классов VII и VIII видов в общеобразовательных учреждениях»; - письмо министерства просвещения РФ от 13.06.2019г. №ТС-1391/07 «Об организации образования учащихся на дому»; - «Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями», одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015 г. №4/15). - Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 23 октября 2009 года N° 3302 "Об утверждении примерных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII и VIII видов для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и специальных (коррекционных) классов VII и VIII видов в общеобразовательных учреждениях"; 6. Режим функционирования образовательной организации Организация образовательного процесса регламентируется календарным учебным графиком. Режим функционирования устанавливается в соответствии с СанПин 2.4.2 282110, СанПиН 2.4.2.3286-15 и Уставом образовательной организации. В 1 классе устанавливается продолжительность учебного года 33 учебные недели. В 2-9 классах устанавливается продолжительность учебного года 34 учебные недели. Учебный год делится на 4 четверти. Продолжительность учебной недели 1- 4. 5-8 классов составляет 5 дней, 9 классов - 6 дней. Обучение проводится в первую смену. Уроки начинаются в 8 часов 00 минут. Максимально допустимая нагрузка обучающихся (СанПиН 2.4.2.3286-15): Классы 1 2-4 5 6 7 8 9 5 дневная учебная неделя (час.) 21 23 29 30 32 33 6 дневная учебная неделя (час.) 33 Продолжительность уроков в 1 классе - в I четверти - по 3 урока в день по 35 минут каждый, во II четверти в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый, в III и IV четвертях - в январе - мае - по 4 урока, один день 5 уроков по 40 минут каждый, во 2-4. 5-9 3 классах по 40 минут. Расписание звонков: 1 смена 1 полугодие (1 класс) 2 полугодие (1 класс) 1 урок 8.00 - 8.35 2 урок 8.45 - 9.20 Динамическая пауза 9.20-10.00 3 урок 10.20-10.55 4 урок 11.05-11.40 1 урок 8.00 - 8.40 2 урок 8.50 - 9.40 Динамическая пауза 9.40-10.20 3 урок 10.40 - 11.20 4 урок 11.30 - 12.10 5 урок 12.20 - 13.00 2-4 классы 1 урок - 8.00 - 8.40 2 урок - 8.50 - 9.30 3 урок - 10.00 – 10.40 4 урок - 10.50 - 11.30 5 урок - 11.40 - 12.20 5-9 классы 1 урок 8.00 - 8.40 2 урок 8.50 - 9.30 3 урок 9.40 – 10.20 4 урок 10.50 - 11.30 5 урок 11.40 - 12.20 6 урок 12.30 - 13.10 7 урок 13.20 – 14.00 Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью составляет 30 мин. Коррекционные занятия могут реализовываться во время внеурочной деятельности и во время урочной деятельности. На выполнение домашних заданий отводится во 2-4 классах - 45 мин., в 5-9 классах 1час. 7. Выбор учебников и учебных пособий, используемых при реализации учебного плана Изучение учебных предметов федерального компонента (обязательной части) учебного плана организуется с использованием учебников, включённых в Федеральный перечень, утверждённый приказом Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования». 8. Учебный план основного общего образования Учебный план реализует адаптированную основную общеобразовательную программу 5-9 классов основного общего образования на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на их освоение. В 5 - 9 классах обучение осуществляется по 1 и 2 вариантам. На первом этапе обучения в учебном плане представлены шесть предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, таких как язык и речевая практика, математика, естествознание, искусство, физическая культура, технологии, а так же учебное время, отводимое на их изучение в 5- 9 годы обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; 4 формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть учебного плана – 2 часа (вариант 1), формируемая участниками образовательных отношений, в 5-9 классах распределена на предметы «Профильный труд», «Кубановедение» и «Историю Отечества» по одному часу на каждый предмет с целью повышения уровня речевого развития, обогащения и уточнения знаний и представлений об окружающей действительности, формирования трудовых качеств. Выбор вариантов сроков обучения МБОУ СОШ № 14 осуществляет самостоятельно с учетом: - особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности у них готовности к школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей; наличия комплекса условий для реализации АООП (кадровые, финансовые и материальнотехнические). Срок освоения программы ФГОС ОВЗ ООО для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) – 5 лет. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана (вариант 1) представлено коррекционными занятиями (занятия с педагогом психологом). Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение определены исходя из психофизических особенностей, обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации и обеспечивают условия, благоприятствующие самореализации и успешной социальной интеграции обучающихся с интеллектуальными нарушениями в обществе. Кубановедение реализуется на занятиях внеурочной деятельности. Таблицы-сетки часов в приложении (вариант1) № 1-3 9. Деление классов на группы Обязательные индивидуальные коррекционные занятия осуществляются во второй половине дня для обучающихся. Их продолжительность 15-25 минут. Для занятий с педагогом-психологом учащиеся 5-9 классов не делятся. 10. Формы промежуточной аттестации Промежуточная аттестация обучающихся проводится в соответствии с действующим в школе «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)». В 1 классе безотметочное обучение. Во 2-9 классах промежуточные оценки в баллах выставляются за каждую четверть. В конце учебного года выставляются годовые оценки. На основании положения промежуточная аттестация проводится в следующих формах: по математике в форме контрольной работы, по русскому языку, письму и развитию речи в форме контрольного диктанта или списывания, по чтению, чтению и развитию речи в форме проверки техники чтения, по устным предметам (история Отечества, обществознание, география, биология, природоведение, основы социальной жизни) в форме проверочной работы, самостоятельной работы, по профессионально-трудовому обучению в форме проверочной и практической работы. Кадровое и методическое обеспечение соответствует требованиям учебного плана. 5 Приложение № 1 Таблица-сетка часов учебного плана АООП УО (вариант 1) основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 14 имени В.А. Уварова муниципального образования Усть-Лабинский район для VI класса на 2023-2024 учебный год Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Классы V VI VII VIII IX Всего Язык и речевая практика Русский язык Чтение (Литературное чтение) 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 20 20 Математика Математика Информатика Природоведение География Биология Основы социальной жизни Мир истории История Отечества Рисование (Изобразительное искусство) Музыка Адаптивная физическая культура Профильный труд 5 5 3 1 3 1 4 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 20 3 4 8 6 10 2 6 Естествознание Человек и общество Искусство Физическая культура Технология Итого: обязательная нагрузка учащихся КоррекционноСоциально-бытовая развивающая область ориентировка Итого Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе 2 2 2 2 2 1 1 3 6 3 6 3 7 3 8 3 8 15 35 29 30 30 31 32 152 29 30 2 32 2 33 1 33 157 29 30 32 33 33 157 5 Приложение № 2 6 Таблица-сетка часов учебного плана АООП УО (вариант 1) основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 14 имени В.А. Уварова муниципального образования Усть-Лабинский район для VIII класса на 2023-2024 учебный год Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Классы V VI VII VIII IX Всего Язык и речевая практика Русский язык Чтение (Литературное чтение) 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 20 20 Математика Математика Информатика Природоведение География Биология Основы социальной жизни Мир истории История Отечества Рисование (Изобразительное искусство) Музыка Адаптивная физическая культура Профильный труд 5 5 3 1 3 1 4 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 20 3 4 8 6 10 2 6 Естествознание Человек и общество Искусство Физическая культура Технология Итого: обязательная нагрузка учащихся КоррекционноСоциально-бытовая развивающая область ориентировка Итого Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе 2 2 2 2 2 1 1 3 6 3 6 3 7 3 8 3 8 15 35 29 30 30 31 32 152 29 30 2 32 2 33 1 33 157 29 30 32 33 33 157 5 Приложение № 3 7 Таблица-сетка часов учебного плана АООП УО (вариант 1) основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 14 имени В.А. Уварова муниципального образования Усть-Лабинский район для IХ класса на 2023-2024 учебный год Образовательные области I. Общеобразовательные курсы Язык и литература Чтение и развитие речи Письмо и развитие речи Математика Математика Естествознание Природоведение Биология Обществознание География История Отечества Обществознание Искусство Музыка и пение Изобразительное искусство Физическая культура Физическая культура II.Трудовая подготовка Профессионально-трудовое обучение ОБЖ Итого: обязательная нагрузка учащихся III. Коррекционная подготовка Социально-бытовая ориентировка Итого: максимальная нагрузка учащихся Число учебных часов в неделю Основная школа V VI VII VIII IX 4 5 4 4 3 4 3 3 3 3 5 5 4 4 4 2 2 2 2 2 2 2 V VI VII 2 2 1 VIII 2 2 1 IX 1 1 1 1 1 1 1 3 3 3 3 3 6/6 6/6 8/8 10/10 11/11 1 28/6 28/6 30/8 31/10 31/11 1/1 2/2 2/2 2/2 2/2 29/7 30/8 32/10 33/12 33/13 2 8