График
проведения Единого профориентационного дня на базе ГБПОУ КК УСПК
в рамках реализации плана маркетинговой службы на 1 полугодие 2019-2020 учебного года
№ п/п | Дата и время проведения | Направление | Школа | Количество участников | Ответственный от ГБПОУ КК УСПК |
02.10.2019 г. 14.00 ч. – 15.30 ч. | Преподавание в начальных классах | МБОУ СОШ № 1 имени А.В. Суворова | 30 человек (7-9 кл.) | Олейник Т.С. Мартынюк Л.Е. Манько Н.Н. Удовиченко Т.В. | |
09.10.2019 г. 14.00 ч. – 15.30 ч. | Право и организация социального обеспечения | МАОУ СОШ № 3 | 30 человек (7-9 кл.) | Юдаева Г.Н. Дегтярева Н.Ю. Ковтун Г.Б. | |
23.10.2019 г. 14.00 ч. – 15.30 ч. | Коммерция (по отраслям) | МБОУ гимназия № | 30 человек (7-9 кл.) | Волобуева Т.В. Колченко О.В. | |
30.10.2019 г. 10.00 ч. – 11.30 ч. | Ранняя профориентация с детьми дошкольного возраста | МБДОУ д/с № 24 | 15-25 человек (3-6 лет) | Галенко Л.Н. Красюкова Н.В. Ерофеева Е.Г. Яриш А.В. Мелешко И.Н. Щербаченко А.Л. | |
30.10.2019 г. 12.00 ч. – 13.30 ч. | Ранняя профориентация с учащимися начальных классов | СОШ г. Усть-Лабинска (по предварительному согласованию со школами) | 15-25 человек (1-4 кл.) | Галенко Л.Н. Мартынюк Л.Е. Ерофеева Е.Г. Яриш А.В. Мелешко И.Н. Удовиченко Т.В. | |
06.11.2019 г. 14.00 ч. – 15.30 ч. | Гостиничный сервис | МКОУ СОШ № 4 | 30 человек (7-9 кл.) | Волобуева Т.В. Нужная О.В. Небыкова Л.Е. | |
13.11.2019 г. 14.00 ч. – 15.30 ч. | Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве | МБОУ СОШ № 36 | 30 человек (7-9 кл.) | Зеленская С.В. Марик И.А. Артемов Д.В. | |
20.11.2019 г. 14.00 ч. – 15.30 ч. | Дошкольное образование | МБОУ СОШ № 6 имени И.Т. Сидренко | 30 человек (7-9 кл.) | Олейник Т.С. Красюкова Н.В. Мирная С.В. Сухоносова И.И. | |
27.11.2019 г. 14.00 ч. – 15.30 ч. | Конструирование, моделирование и технология швейных изделий | МБОУ СОШ № 1 имени А.В. Суворова | 30 человек (7-9 кл.) | Ерофеева Е.Г. Волик Е.Н. Вихрова Л.Ю. Конищева О.В. Сидякина Л.З. | |
27.11.2019 г. 10.00 ч. – 11.30 ч. | Ранняя профориентация с детьми дошкольного возраста | МБДОУ д/с № 41 | 15-25 человек (3-6 лет) | Галенко Л.Н. Красюкова Н.В. Ерофеева Е.Г. Яриш А.В. Мелешко И.Н. Щербаченко А.Л. | |
27.11.2019 г. 12.00 ч. – 13.30 ч. | Ранняя профориентация с учащимися начальных классов | СОШ г. Усть-Лабинска (по предварительному согласованию со школами) | 15-25 человек (1-4 кл.) | Галенко Л.Н. Мартынюк Л.Е. Ерофеева Е.Г. Яриш А.В. Мелешко И.Н. Удовиченко Т.В. | |
04.12.2019 г. 14.00 ч. – 15.30 ч. | Земельно-имущественные отношения | МАОУ СОШ № 2 | 30 человек (7-9 кл.) | Ерофеева Е.Г. Щербаченко А.Л. Суханевич О.В. | |
11.12.2019 г. 14.00 ч. – 15.30 ч. | Автомеханик | МБОУ СОШ № 19 МБОУ СОШ № 20 МБОУ СОШ № 16 | 30 человек (7-9 кл.) | Зеленская С.В. Марик И.А. Артемов Д.В. | |
18.12.2019 г. 14.00 ч. – 15.30 ч. | Документационное обеспечение управления и архивоведение | МБОУ СОШ № 22 МБОУ СОШ № 25 | 30 человек (7-9 кл.) | Волобуева Т.В. Будагян А.С. | |
25.12.2019 г. 10.00 ч. – 11.00 ч. | Ранняя профориентация с детьми дошкольного возраста | МБДОУ д/с № 3 | 15-25 человек (3-6 лет) | Галенко Л.Н. Красюкова Н.В. Ерофеева Е.Г. Яриш А.В. Мелешко И.Н. Щербаченко А.Л. | |
25.12.2019 г. 12.00 ч. – 13.30 ч. | Ранняя профориентация с учащимися начальных классов | СОШ г. Усть-Лабинска (по предварительному согласованию со школами) | 15-25 человек (1-4 кл.) | Галенко Л.Н. Мартынюк Л.Е. Ерофеева Е.Г. Яриш А.В. Мелешко И.Н. Удовиченко Т.В. |
График
проведения Единого профориентационного дня на базе ГБПОУ КК УСПК
в рамках реализации плана маркетинговой службы на 2 полугодие 2019-2020 учебного года
№ п/п | Дата и время проведения | Направление | Школа | Количество участников | Ответственный от ГБПОУ КК УСПК |
22.01.2020 г. 14.00 ч. – 15.30 ч. | Мастер общестроительных работ | 30 человек (7-9 кл.) | Зеленская С.В. Марик И.А. Артемов Д.В. | ||
29.01.2020 г. 10.00 ч. – 11.30 ч. | Ранняя профориентация с детьми дошкольного возраста | МБДОУ д/с г. Усть-Лабинска | 15-25 человек (3-6 лет) | Галенко Л.Н. Красюкова Н.В. Ерофеева Е.Г. Яриш А.В. Мелешко И.Н. Щербаченко А.Л. | |
29.01.2020 г. 12.00 ч. – 13.30 ч. | Ранняя профориентация с учащимися начальных классов | СОШ г. Усть-Лабинска (по предварительному согласованию со школами) | 15-25 человек (1-4 кл.) | Галенко Л.Н. Мартынюк Л.Е. Ерофеева Е.Г. Яриш А.В. Мелешко И.Н. Удовиченко Т.В. | |
05.02.2020 г. 14.00 ч. – 15.30 ч. | Информационные системы (по отраслям) | 30 человек (7-9 кл.) | Галенко Л.Н. Боярская Т.А. Граков Д.В. Черняев В.Ю, | ||
12.02.2020 г. 14.00 ч. – 15.30 ч. | Садово-парковое и ландшафтное строительство | 30 человек (7-9 кл.) | Ерофеева Е.Г. Ушакова Е.В. Панфилова Е.Е. | ||
19.02.2020 г. 14.00 ч. – 15.30 ч. | Социально-культурная деятельность (по видам) | 30 человек (7-9 кл.) | Олейник Т.С. Мелешко И.Н. Яриш А.В. | ||
26.02.2020 г. 10.00 ч. – 11.30 ч. | Ранняя профориентация с детьми дошкольного возраста | МБДОУ д/с г. Усть-Лабинска | 15-25 человек (3-6 лет) | Галенко Л.Н. Красюкова Н.В. Ерофеева Е.Г. Яриш А.В. Мелешко И.Н. Щербаченко А.Л. | |
26.02.2020 г. 12.00 ч. – 13.30 ч. | Ранняя профориентация с учащимися начальных классов | СОШ г. Усть-Лабинска (по предварительному согласованию со школами) | 15-25 человек (1-4 кл.) | Галенко Л.Н. Мартынюк Л.Е. Ерофеева Е.Г. Яриш А.В. Мелешко И.Н. Удовиченко Т.В. | |
04.03.2020 г. 14.00 ч. – 15.30 ч. | Право и организация социального обеспечения | 30 человек (7-9 кл.) | Юдаева Г.Н. Дегтярева Н.Ю. Ковтун Г.Б. | ||
11.03.2020 г. 14.00 ч. – 15.30 ч. | Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства | 30 человек (7-9 кл.) | Зеленская С.В. Марик И.А. Артемов Д.В. | ||
18.03.2020 г. 14.00 ч. – 15.30 ч. | Конструирование, моделирование и технология швейных изделий | 30 человек (7-9 кл.) | Ерофеева Е.Г. Волик Е.Н. Вихрова Л.Ю. Конищева О.В. Сидякина Л.З. | ||
25.03.2020 г. 10.00 ч. – 11.30 ч. | Ранняя профориентация с детьми дошкольного возраста | МБДОУ д/с г. Усть-Лабинска | 15-25 человек (3-6 лет) | Галенко Л.Н. Красюкова Н.В. Ерофеева Е.Г. Яриш А.В. Мелешко И.Н. | |
25.03.2020 г. 12.00 ч. – 13.30 ч. | Ранняя профориентация с учащимися начальных классов | СОШ г. Усть-Лабинска (по предварительному согласованию со школами) | 15-25 человек (1-4 кл.) | Галенко Л.Н. Мартынюк Л.Е. Ерофеева Е.Г. Яриш А.В. Мелешко И.Н. Удовиченко Т.В. | |
01.04.2020 г. 14.00 ч. – 15.30 ч. | Дошкольное образование | 30 человек (7-9 кл.) | Олейник Т.С. Красюкова Н.В. Мирная С.В. Сухоносова И.И. | ||
08.04.2020 г. 14.00 ч. – 15.30 ч. | Коммерция (по отраслям) | 30 человек (7-9 кл.) | Волобуева Т.В. Колченко О.В. | ||
15.04.2020 г. 14.00 ч. – 15.30 ч. | Земельно-имущественные отношения | 30 человек (7-9 кл.) | Ерофеева Е.Г. Щербаченко А.Л. Суханевич О.В. | ||
22.04.2020 г. 14.00 ч. – 15.30 ч. | Документационное обеспечение управления и архивоведение | 30 человек (7-9 кл.) | Волобуева Т.В. Будагян А.С. | ||
29.04.2020 г. 10.00 ч. – 11.30 ч. | Ранняя профориентация с детьми дошкольного возраста | МБДОУ д/с г. Усть-Лабинска | 15-25 человек (3-6 лет) | Галенко Л.Н. Красюкова Н.В. Ерофеева Е.Г. Яриш А.В. Мелешко И.Н. Щербаченко А.Л. | |
29.04.2020 г. 12.00 ч. – 13.30 ч. | Ранняя профориентация с учащимися начальных классов | СОШ г. Усть-Лабинска (по предварительному согласованию со школами) | 15-25 человек (1-4 кл.) | Галенко Л.Н. Мартынюк Л.Е. Ерофеева Е.Г. Яриш А.В. Мелешко И.Н. Удовиченко Т.В. | |
06.05.2020 г. 14.00 ч. – 15.30 ч. | Дошкольное образование | 30 человек (7-9 кл.) | Олейник Т.С. Красюкова Н.В. Мирная С.В. Сухоносова И.И. | ||
13.05.2020 г. 14.00 ч. – 15.30 ч. | Садово-парковое и ландшафтное строительство | 30 человек (7-9 кл.) | Ерофеева Е.Г. Ушакова Е.В. Панфилова Е.Е. | ||
20.05.2020 г. 10.00 ч. – 11.30 ч. | Ранняя профориентация с детьми дошкольного возраста | МБДОУ д/с г. Усть-Лабинска | 15-25 человек (3-6 лет) | Галенко Л.Н. Красюкова Н.В. Ерофеева Е.Г. Яриш А.В. Мелешко И.Н. Щербаченко А.Л. | |
20.05.2020 г. 12.00 ч. – 13.30 ч. | Ранняя профориентация с учащимися начальных классов | СОШ г. Усть-Лабинска (по предварительному согласованию со школами) | 15-25 человек (1-4 кл.) | Галенко Л.Н. Мартынюк Л.Е. Ерофеева Е.Г. Яриш А.В. Мелешко И.Н. Удовиченко Т.В. |
|
ЧТО ТАКОЕ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
— оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
— выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
— получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
— выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
— Профессиональное просвещение;
— Профессиональная диагностика;
— Профессиональная консультация и др.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
— Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
— Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
— Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
— Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
— развитие представления о собственных интересах и возможностях;
— Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
— Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
— Профессиональное самопознание;
10-11 классы:
— Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Работа с учащимися:
— Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий «Мир профессий» и др.;
— Тестирование и анкетирование учащихся с целью выявления профнаправленности;
— Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
— Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
— Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
— Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования;
— Проведение мероприятий по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.
Работа с родителями:
— Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
— Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
Перспективы профориентационной работы:
— Выработка системы тесного сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города;
— Организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций;
— Привлечение родителей учащихся для профориентационной работы;
— Избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
— Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению;
— Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками;
— Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп;
— Организация для педагогов и классных руководителей циклов занятий, семинаров по профориентационной работе с учащимися.
Рекомендации по выбору профессии
Как выбрать профессию — для начинающих
Если ты с детства мечтал стать врачом или космонавтом, и до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора — у тебя нет проблем. Что бы ни говорили мама и бабушка, ты с упорством фанатика штудируешь учебники по химии или биологии, или посещаешь кружок «юный физик» и хорошо представляешь себе, что будешь делать по окончании школы.
Если это так, то ты – счастливчик, потому что многие ребята совершенно не представляют себе, «кем быть» и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок.
Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит — это означает твою социальную и психологическую зрелость. Хуже, если тебе пока все равно: мама за ручку отведет в юридический институт (потому что тебе «как бы нравится» история), а потом окажется, что ты терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми.
Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут определиться, чем хотелось бы заниматься — потому что из того, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их папа, кто такой ихтиолог — и вообще мало ориентируются в мире профессий. Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах активности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив — он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-ребенок — во всем добивается успеха. Однако… он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.
Как же разобраться в себе? Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику — интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.
Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества» — например, корректору важно внимание, художнику — образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха.
Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен, — тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив — не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.
Итак, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо, прежде всего, познать себя. Ты наверняка часто задаешь себе вопросы: «Какой я?», «Кто я в этом мире?», «Зачем я живу?». Помочь лучше узнать себя и частично ответить на эти вопросы (полностью ты на них не ответишь никогда) поможет нехитрое упражнение: посмотри на себя глазами другого человека. Конкретного человека, которого ты хорошо знаешь — скажем, друга или соседа по парте, мамы или любимой девушки. Попытайся объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек — не зная истинных мотивов. Ты поймешь, каким тебя видят другие люди, но, с другой стороны, избавишься от субъективизма, ведь в своем глазу, как известно, не видать и бревна.
Твой характер пока только формируется, поэтому не надо наклеивать себе же ярлык и отказываться от профессии артиста только потому, что ты якобы «застенчив». Борись, работай над собой, познавай себя. И помни, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) — исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух. Главное — интерес; запомни: способности формируются в деятельности. Привыкай работать, трудиться. На одних способностях далеко не уедешь. С другой стороны, интерес — вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель. Кроме того, трудно понять, понравится ли тебе психология или та же экономика — ты ведь в школе не изучал ничего подобного…. Для того, чтоб не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Задавай взрослым людям вопросы об их профессиональной деятельности — как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная область, или все, что ты знаешь о специальности, на которую подаешь документы — это ее название…
Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, ты приступаешь к выбору уже не профессии — а ВУЗа, колледжа или факультета. Выясни, какие специальности и специализации соответствуют интересующему тебя виду деятельности. Это не всегда однозначное соответствие (например, чтобы ремонтировать компьютеры, нужно получить специальность «радиоэлектроника»). Принятие решения должно основываться на многих факторах уже не психологического характера: репутация ВУЗА и конкурс, мнение друзей, родителей, стоимость обучения. Не поленись и выпиши на отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируйте данные вместе с друзьями и родственниками.
И всегда помни: окончательный выбор только за тобой, ибо выбирая профессию, ты выбираешь судьбу. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции тебе) и обеспечивать максимальную реализацию твоих возможностей (пользу обществу).
Каждый человек хотя бы раз в жизни выбирал себе профессию. Чтобы принять правильное решение, необходимо учесть множество факторов — свои желания, психологические особенности и возможности, а также потребности общества.
Существует формула выбора профессии, которая в общем виде показывает, как сделать оптимальный выбор.
Формула выбора профессии
Чтобы дойти до взвешенного решения этой формулы необходимо сделать семь шагов.
Семь шагов к взвешенному решению
1. СОСТАВИТЬ СПИСОК ПОДХОДЯЩИХ ПРОФЕССИЙ.
Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.
2. СОСТАВИТЬ ПЕРЕЧЕНЬ ТРЕБОВАНИЙ К ВЫБИРАЕМОЙ ПРОФЕССИИ.
Составьте список своих требований:
- выбираемая профессия и будущий род занятий;
- выбираемая профессия и жизненные ценности;
- выбираемая профессия и жизненные цели;
- выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;
- выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
- желательный уровень профессиональной подготовки;
- выбираемая профессия и мои склонности и способности;
- желательные содержание, характер и условия работы.
3. ОПРЕДЕЛИТЬ ЗНАЧИМОСТЬ КАЖДОГО ТРЕБОВАНИЯ.
Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
4. ОЦЕНИТЬ СВОЕ СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ КАЖДОЙ ИЗ ПОДХОДЯЩИХ ПРОФЕССИЙ.
Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
5. ПОДСЧИТАТЬ И ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.
6. ПРОВЕРИТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
7. ОПРЕДЕЛИТЬ ОСНОВНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ШАГИ К УСПЕХУ.
Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
Выбор профессии — непростое дело, здесь есть свои правила, а случаются и ошибки.
Ошибки в выборе профессии
1. ОТНОШЕНИЕ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ КАК К НЕИЗМЕННОМУ
В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.
Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, в 9, 11 классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей…
2. БЫТУЮЩИЕ МНЕНИЯ О ПРЕСТИЖНОСТИ ПРОФЕССИИ.
В отношении професcии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик).
Экономист или психолог ничуть не более полезны для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться — но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе можно получить «модную», но не приносящую удовольствия, специальность. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполнению основных рабочих функций…
3. ВЫБОР ПРОФЕССИИ ПОД ПРЯМЫМ ИЛИ КОСВЕННЫМ ВЛИЯНИЕМ ТОВАРИЩЕЙ (за компанию, чтобы не отстать).
Профессию мы выбираем по своему «вкусу» и «размеру» так же, как одежду и обувь.
Чувство группы, ориентация на сверстников — очень позитивные особенности ребят твоего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа «Я» и самооценки. Поэтому оглядывайся на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей — и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он — рискованный человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты ведь очень осторожный и рассудительный).
4. ПЕРЕНОС ОТНОШЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ — ПРЕДСТАВИТЕЛЮ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ПРОФЕССИИ — НА САМУ ПРОФЕССИЮ.
При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.
Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика — это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне «комплекта»). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира — спортсмена, политика, журналиста, артиста.
5. УВЛЕЧЕНИЕ ТОЛЬКО ВНЕШНЕЙ ИЛИ КАКОЙ-НИБУДЬ ЧАСТНОЙ СТОРОНОЙ ПРОФЕССИИ.
За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах — чаще они «перелопачивают» массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей — прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое, к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).
6. ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С ПРОФЕССИЕЙ ИЛИ ПЛОХОЕ РАЗЛИЧЕНИЕ ЭТИХ ПОНЯТИЙ.
Есть такой предмет как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку, много: переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.
Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием («русский язык и литература», «иностранный язык» в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарем-референтом. Тем более, имей ввиду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком… Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.
7. УСТАРЕЛЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ХАРАКТЕРЕ ТРУДА В СФЕРЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА.
Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности — вплоть до животноводства.
8. НЕУМЕНИЕ ИЛИ НЕЖЕЛАНИЕ РАЗОБРАТЬСЯ РАЗБИРАТЬСЯ В СВОИХ ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВАХ (склонностях, способностях).
Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи.
Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имей ввиду, что среди них много непрофессиональных, так что относись критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов — активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть ,или наклеивание ярлыка о том, какой ты.
9. НЕЗНАНИЕ ИЛИ НЕДООЦЕНКА СВОИХ ФИЗИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ, НЕДОСТАТКОВ, СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ.
Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья. Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики, например, сильно напрягают глаза, а летчики — сердце…
10. НЕЗНАНИЕ ОСНОВНЫХ ДЕЙСТВИЙ, ОПЕРАЦИЙ И ИХ ПОРЯДКА ПРИ РЕШЕНИИ, ОБДУМЫВАНИИ ЗАДАЧИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ.
Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии.
Выбор профессии многозначный процесс, на него влияют различные факторы.
Что влияет на выбор профессии
Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние. 8 факторов выбора профессии /По Е.А. Климову/:
1. ПОЗИЦИЯ СТАРШИХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ.
Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.
2. ПОЗИЦИЯ ТОВАРИЩЕЙ, ПОДРУГ.
Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.
3. ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ, ШКОЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.
Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.
4. ЛИЧНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ.
Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.
5. СПОСОБНОСТИ.
О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
6. УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ.
Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.
7. ИНФОРМИРОВАННОСТЬ.
Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.
8. СКЛОННОСТИ.
Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это — интересы, подкрепленные определенными способностями.
Калейдоскоп профессий
Что же такое профессия? Профессией объединены все люди, занятые данным видом труда. Люди одной профессии имеют сходные интересы, знания, навыки, образ жизни. Другой смысл слова «профессия» — «система знаний, умений и навыков, присущая определенному человеку». Говорят: «Он овладел профессией», «У него есть профессия».Профессией также называют разновидность деятельности (то же, что и работа). Наконец, профессией можно назвать необходимую для общества и ограниченную (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающую ему возможность существования и развития.
Есть еще понятие «специальность». По значению оно близко к понятию «профессия» и соответствует разновидностям областей труда в пределах профессий. Например, ты не встретишь ведь «учителя вообще». Это будет или учитель математики, или географии и т.д. То же самое можно сказать и о других профессиях: врач — педиатр, хирург- стоматолог…, юрист — адвокат, прокуро- нотариус…, слесарь — слесарь аварийно-восстановительных работ, слесарь-инструментальщик — слесарь механик … и т.д.
Мир профессий изменчив.
Люди создают новые профессии, объединяют, разъединяют или устраняют старые.
В зависимости от предмета труда все профессии условно подразделяются на пять типов:
«Ч Е Л О В Е К — П Р И Р О Д А»
Здесь главный, ведущий предмет труда — природа.
Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.
Среди профессий этого типа можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.
Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Как ни странно, определeнный интерес к природе (хотя, конечно, не основной) должен иметь и психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу…
Указанное деление не означает, конечно, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но все же, главный предмет внимания и забот растениеводов — растения и их среда существования.
При выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно Вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой Вы собираетесь отдавать все силы производству.
И еще один момент, который надо учитывать при выборе профессии. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость, дальновидность.
«Ч Е Л О В Е К — Т Е Х Н И К А»
Здесь главный, ведущий предмет труда — технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.
Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.
Конечно, труд работников здесь направлен не только на технику, но, все же, ведущий предмет профессионального внимания — область технических объектов и их свойств.
Среди профессий этого типа можно выделить:
- профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород;
- профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов;
- профессии по производству и обработки металла, механической сборки, монтажу машин, приборов;
- профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств;
- профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;
- профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов;
- профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов;
- профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими;
- профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.
При обработке, преобразовании, перемещении или оценки технических объектов от работника требуются точность, определенность действий. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.
«Ч Е Л О В Е К — Ч Е Л О В Е К»
Здесь главный, ведущий предмет труда — люди.
Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.
Среди этого типа профессий можно выделить:
- профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов;
- профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами;
- профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием;
- профессии, связанные с информационным обслуживанием;
- профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами;
- профессии, связанные с медицинским обслуживанием.
Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.
Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе:
- устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми,
- потребность в общении,
- способность понимать намерения, помыслы, настроения людей,
- умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей,
- умение находить общий язык с разными людьми, гибкость
«Ч Е Л О В Е К — З Н А К О В Ы Е С И С Т Е М Ы»
Здесь главный, ведущий предмет труда — условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.
Профессии: программист, архитектор проекта, бизнес-архитектор, переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка и др.
Профессии этого типа включают:
- профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием,
- профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения,
- профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.
Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.
«Ч Е Л О В Е К — Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й О Б Р А З»
Здесь главный, ведущий предмет труда — художественный образ и способы его реализации.
Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник…
Профессии этого типа включают:
- профессии, связанные с изобразительной деятельностью,
- профессии, связанные с музыкальной деятельностью,
- профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью,
- профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.
Одна из особенностей профессий типа «человек — художественный образ» состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.
В действительности, это – условное деление по типам профессий.
Имеет смысл не просто относить профессию к одному из пяти типов (такой способ подходит только для некоторых профессий, четко соответствующих одному из пяти предметов труда). Для каждой профессии психологи определяют,какой предмет труда ближе, с чем преимущественно приходится иметь дело — таких предметов, характеризующих профессию, может быть и три. Такая дифференцированная оценка позволяет нам различать и профессии внутри одной группы: по тому, какой из предметов труда назван вторичным для данной профессии.
Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
Не воспринимай инструкции буквально, лучше даже, если ты творчески подойдешь к делу и разработаешь для себя свой собственный план — список необходимых для выбора профессии действий. Сюда могут быть включены: анализ предложений на рынке образования, анализ спроса на рынке труда, объективная оценка своих способностей, склонностей, знаний (с помощью тестов или как-либо еще) и т.д.
- объединять, координировать и направлять усилия педагогического коллектива школы и представителей общественности на качаственное улучшение профессиональной ориентации школьников, аккумулировать новые, передовые идеи и претворять их в жизнь.
- привести образовательные потребности выпускников школы в соответствие с рынком труда города Краснодара на основе личностно-ориентированного подхода.
- создать условия для формирования обоснованных профессионально-образовательных планов выпускников школ.
В жизни каждого человека существуют моменты, когда он вынужден делать выбор, кардинально влияющий на его последующую жизнь. Это может быть выбор страны проживания или выбор между «жениться или оставаться холостяком», но ещё в более раннем возрасте мы «ломаем голову» над не менее важной дилеммой — как определиться с выбором профессии?
Выбор специальности (профориентация), на самом деле, очень ответственный шаг: от него зависит Ваше успешное будущее! Статус в обществе, личная удовлетворенность своей деятельностью, материальное положение! Как выбрать профессию, кем стать, чтобы через некоторое время не жалеть о своем выборе?
Первое, что должен сделать человек в попытке осознать, кем же он хочет быть, — это пройти биометрический тест на выбор профессии (профпригодность). Профессиональная ориентация показывает основные виды деятельности, к которым у тестируемого существует интерес и влечение. Не стоит ориентироваться на показатели престижа или зарплаты того или иного вида деятельности, если у человека не будет желания работать, престиж и уровень зарплаты не помогут. Просто пройдите исследование на профориентацию (тест на профпригодность) и посмотрите, какая профессия Вам подходит, то есть определите вашу профпригодность.
Биометрический тест на профессию покажет те стороны молодого человека, которые стоит развивать, чтобы максимально приблизиться к желаемой профессии.
Простейших способов определить свои наклонности к той или иной профессии в домашний условиях полно, но все же рекомендуем посетить центр профориентации, для сотрудников которого профессиональная ориентация — любимая работа. Обратившись к профессионалам за помощью в профориентации, Вы увеличиваете свои шансы на удачный выбор профессии, от которой будете получать исключительное удовольствие (как и другие блага, конечно).
Как выбрать профессию правильно, профориентация школьников
Выбор вуза для поступления и, соответственно, будущей профессии — один из первых серьезных выборов, которые приходится делать молодому человеку, выпускнику школы. И к сожалению, далеко не все студенты к концу обучения довольны сделанным когда-то выбором. Чтобы незадачливому студенту не было мучительно больно за бесцельно потраченные годы, мы предлагаем пройти тест на профориентацию школьников (тест на профпригодность) с помощью биометрического исследования.
Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые "профессионально важные морально-волевые качества" — например, корректору важно внимание, художнику - образное мышление и т.д. Так же, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с личностным, характерологическим типом. Скажем, если Вы общительны — то больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчивы — не сможете выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.
Поэтому, при выборе специальности очень важно соответствие между врожденными способностями, особенностями и возможностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Не секрет, что там, где Ваши способности будут максимально реализованы, Вы добьетесь наибольшего успеха.
Помните: выбирая ту или иную профессию, выбирая кем стать — Вы выбираете судьбу. Профессия должна приносить удовольствие и обеспечивать максимальную реализацию Ваших возможностей.
Только после внимательного анализа всех своих склонностей и пожеланий можно определиться кем стать, т.е. сделать выбор в пользу той или иной профессии. И напоследок запомните, легко поступить в ВУЗ, предлагающий что-то, навеянное родителями или друзьями, но очень сложно жить с мыслью, что все могло бы быть иначе!
Центр тестирования и развития "Гуманитарные технологии"
Бесплатные тесты на профориентацию
Адреса сайтов вузов и филиалов вузов
Информационно-справочная система "Абитуриент"
Электронный музей профессий "Профвыбор.Ру"
Справочник учебных заведений Абитуриент Инфо
Проектория. Твой проект — твоя профессиональная траектория.
ВУЗы Краснодарского края ССУЗы Краснодарского края
ПРОФЕССТОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СПО КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ