Рабочая программа по астрономии 11 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14имени В.А.Уварова
муниципального образования Усть-Лабинский район

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По

астрономии

Уровень образования (класс) среднее общее образование – 11 класс
Количество часов 34
Учитель Фомичев Сергей Дмитриевич

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(ФГОС СОО);
на основе примерной рабочей программы к УМК В.М.Чаругина;
Астрономия. Методическое пособие 10–11 классы. Базовый уровень :
учебное пособие для учителей общеобразоват. организаций. — М. :
Просвещение,2017 — (Сферы 1-11); Учебник В.М.Чаругин «Астрономия. 1011 класс». Базовый уровень. - М.: «Просвещение», 2018

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение предмета «Астрономия» обеспечивает: формирование научного мировоззрения
и ознакомление обучающихся с методами научного познания окружающего мира, а
также со средствами, которые астрономы используют, чтобы заглянуть в самые
удаленные уголки Вселенной, дает возможность узнать о новых каналах получения
информации о небесных телах.
Личностными результатами освоения основной образовательной программы среднего
общего образования являются:
 ориентация на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных
перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
 готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, к отстаиванию
личного достоинства, собственного мнения, вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны, к
саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества;

принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы
среднего общего образования являются:
 самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
• оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной ранее цели;
• сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
• организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
• определять несколько путей достижения поставленной цели;
• выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективность расходования
ресурсов и
основываясь на соображениях этики и морали;
• задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
• сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
• оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, критически оценивать и
интерпретировать информацию с разных позиций;
• распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
• использовать различные модельно-схематические средства для представления
выявленных в информационных источниках противоречий;
• осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
• искать и находить обобщенные способы решения задач;
• приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в
отношении
действий и суждений другого;
• анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;

• выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможности
широкого переноса средств и способов действия;
• выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны
других участников и ресурсные ограничения;
• менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и
учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные
функции самостоятельно;
ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной
деятельностью и
подчиняться);
• при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной
команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т.
д.);
• развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных
и письменных) языковых средств;
• распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы;
• координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или
сочетания
реального и виртуального);
• согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим
продуктом/решением;
• представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед
знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
• подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
• воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
• точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес
других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом
личностных оценочных
суждений.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы среднего
общего образования на базовом уровне относятся:
 воспроизводить сведения по истории развития астрономии, о ее связях с физикой и
математикой;
 использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа
работы телескопа.
 воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и
кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
 объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
 объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на
различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и
Солнца;
 применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.
 воспроизводить
исторические
сведения
о
становлении
и
развитии
гелиоцентрической системы
мира;

 воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет,
синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс,
угловые размеры объекта, астрономическая единица);
 вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры —
по угловым размерам и расстоянию;
 формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего
(уточненного) закона Кеплера;
 описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил
тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
 объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении
тел Солнечной системы;
 характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для
исследования
тел Солнечной системы.
 формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о
формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
 определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники,
планеты земной
группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики,
кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);
 описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
 перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять
причины их возникновения;
 проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности
и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
 объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и
сохранения уникальной природы Земли;
 описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и
колец;
 характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их
значительных различий;
 описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят
при движении
тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
 описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
 объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее
предотвращения.
 определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек,
световой год);
 характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их
энергии;
 описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к
поверхности;
 объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
 описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
 вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
 называть
основные
отличительные
особенности
звезд
различных
последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;
 сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
 объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
 описывать механизм вспышек новых и сверхновых;

 оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
 описывать этапы формирования и эволюции звезды;
 характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной
стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.
 объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой
взрыв, реликтовое излучение);
 характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и
кинематика);
 определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе
зависимости «период — светимость»;
 распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
 сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели
Вселенной;
 обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений
«красного смещения» в спектрах галактик;
 формулировать закон Хаббла;
 определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости
сверхновых;
 оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
 интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу
гипотезы горячей Вселенной;
 классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее
расширения. Большого взрыва;
 интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как
результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа
которой еще неизвестна.
 систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии
проблемы существования жизни во Вселенной.

2. Содержание учебного предмета
Введение в астрономию
Строение и масштабы Вселенной, и современные наблюдения. Какие тела заполняют
Вселенную. Каковы их характерные размеры и расстояния между ними. Какие физические
условия встречаются в них. Вселенная расширяется. Где и как работают самые крупные
оптические телескопы. Как астрономы исследуют гамма-излучение Вселенной. Что
увидели гравитационно-волновые и нейтринные телескопы.
Астрометрия
Звёздное небо и видимое движение небесных светил. Какие звёзды входят в созвездия
Ориона и Лебедя. Солнце движется по эклиптике. Планеты совершают петлеобразное
движение. Небесные координаты. Что такое небесный экватор и небесный меридиан. Как
строят экваториальную систему небесных координат. Как строят горизонтальную систему
небесных координат.
Видимое движение планет и Солнца. Петлеобразное движение планет, попятное и
прямое движение планет. Эклиптика, зодиакальные созвездия. Неравномерное движение.
Солнца по эклиптике.
Движение Луны и затмения. Фазы Луны и синодический месяц, условия наступления
солнечного и лунного затмений. Почему происходят солнечные затмения. Сарос и
предсказания затмений.

Время и календарь. Звёздное и солнечное время, звёздный и тропический год.
Устройство лунного и солнечного календаря, проблемы их согласования Юлианский и
григорианский календари.
Небесная механика
Гелиоцентрическая система мира. Представления о строении Солнечной системы в
античные времена и в средневековье. Гелиоцентрическая система мира, доказательство
вращения Земли вокруг Солнца. Параллакс звёзд и определение
расстояния до них, парсек.
Законы Кеплера. Открытие И. Кеплером законов движения планет. Открытие закона
Всемирного тяготения и обобщённые законы Кеплера. Определение масс небесных тел.
Космические скорости. Расчёты первой и второй космической скорости и их физический
смысл. Полёт Ю.А. Гагарина вокруг Земли по круговой орбите.
Межпланетные перелёты. Понятие оптимальной траектории полёта к планете. Время
полёта к планете и даты стартов.
Луна и её влияние на Землю. Лунный рельеф и его природа. Приливное взаимодействие
между Луной и Землёй. Удаление Луны от Земли и замедление вращения Земли.
Прецессия земной оси и предварение равноденствий.
Строение солнечной системы
Современные представления о Солнечной системе. Состав Солнечной системы.
Планеты земной группы и планеты-гиганты, их принципиальные различия. Облако комет
Оорта и Пояс Койпера. Размеры тел солнечной системы.
Планета Земля. Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Роль парникового
эффекта в формировании климата Земли.
Планеты земной группы. Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с
Землёй. Как парниковый эффект греет поверхность Земли и перегревает атмосферу
Венеры. Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция орбит спутников Марса Фобоса и Деймоса.
Планеты-гиганты. Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна.
Вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио. Природа колец вокруг планетгигантов.
Планеты-карлики и их свойства. Малые тела Солнечной системы. Природа и
движение астероидов. Специфика движения групп астероидов Троянцев и Греков.
Природа и движение комет. Пояс Койпера и Облако комет Оорта. Природа метеоров и
метеоритов.
Метеоры и метеориты. Природа падающих звёзд, метеорные потоки и их радианты.
Связь между метеорными потоками и кометами. Природа каменных и железных
метеоритов. Природа метеоритных кратеров.
Практическая астрофизика и физика Солнца
Методы астрофизических исследований. Устройство и характеристики телескопов
рефракторов и рефлекторов. Устройство радиотелескопов, радиоинтерферометры.
Солнце. Основные характеристики Солнца. Определение массы, температуры
и химического состава Солнца. Строение солнечной атмосферы. Солнечная активность и
её влияние на Землю и биосферу.
Внутреннее строение Солнца. Теоретический расчёт температуры в центре Солнца.
Ядерный источник энергии и термоядерные реакции синтеза гелия из водорода, перенос
энергии из центра Солнца наружу, конвективная зона. Нейтринный телескоп и
наблюдения потока нейтрино от Солнца.
Звёзды
Основные характеристики звёзд. Определение основных характеристик звёзд: массы,
светимости, температуры и химического состава. Спектральная классификация звёзд и её
физические основы. Диаграмма «спектральный класс» —
светимость звёзд, связь между массой и светимостью звёзд.

Внутреннее строение звёзд. Строение звезды главной последовательности. Строение
звёзд красных гигантов и сверхгигантов.
Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры. Строение звёзд белых
карликов и предел на их массу — предел Чандрасекара. Пульсары и нейтронные звёзды.
Природа чёрных дыр и их параметры.
Двойные, кратные и переменные звёзды. Наблюдения двойных и кратных звёзд.
Затменно-переменные звёзды. Определение масс двойных звёзд. Пульсирующие
переменные звёзды, кривые изменения блеска цефеид. Зависимость между светимостью и
периодом пульсаций у цефеид. Цефеиды — маяки во Вселенной, по которым определяют
расстояния до далёких скоплений и галактик.
Новые и сверхновые звёзды. Характеристики вспышек новых звёзд. Связь новых звёзд с
тесными двойными системами, содержащими звезду белый карлик. Перетекание вещества
и ядерный взрыв на поверхности белого карлика. Как взрываются сверхновые звёзды.
Характеристики вспышек сверхновых звёзд. Гравитационный коллапс белого карлика с
массой Чандрасекара в составе тесной двойной звезды — вспышка сверхновой первого
типа. Взрыв массивной звезды в конце своей эволюции — взрыв сверхновой второго типа.
Наблюдение остатков взрывов сверхновых звёзд.
Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд. Расчёт продолжительности жизни
звёзд разной массы на главной последовательности. Переход в красные гиганты и
сверхгиганты после исчерпания водорода. Спокойная эволюция маломассивных звёзд, и
гравитационный коллапс и взрыв с образованием нейтронной звезды или чёрной дыры
массивной звезды. Определение возраста
звёздных скоплений и отдельных звёзд и проверка теории эволюции звёзд.
Млечный Путь
Газ и пыль в Галактике. Как образуются отражательные туманности. Почему светятся
диффузные туманности. Как концентрируются газовые и пылевые туманности в
Галактике.
Рассеянные и шаровые звёздные скопления. Наблюдаемые свойства рассеянных
звёздных скоплений. Наблюдаемые свойства шаровых звёздных скоплений.
Распределение и характер движения скоплений в Галактике. Распределение звёзд,
скоплений, газа и пыли в Галактике. Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и
космические лучи. Инфракрасные наблюдения движения звёзд в центре Галактики и
обнаружение в центре Галактики сверхмассивной черной дыры. Расчёт параметров
сверхмассивной чёрной дыры. Наблюдения космических лучей и их связь со взрывами
сверхновых звёзд.
Галактики. Как классифицировали галактики по форме и камертонная диаграмма
Хаббла. Свойства спиральных, эллиптических и неправильных галактик. Красное
смещение в спектрах галактик и определение расстояния до них.
Закон Хаббла. Вращение галактик и тёмная материя в них.
Активные галактики и квазары. Природа активности галактик, радиогалактики и
взаимодействующие галактики. Необычные свойства квазаров, их связь с ядрами галактик
и активностью чёрных дыр в них.
Скопления галактик. Наблюдаемые свойства скоплений галактик, рентгеновское
излучение, температура и масса межгалактического газа, необходимость существования
тёмной материи в скоплениях галактик. Оценка массы тёмной материи в скоплениях.
Ячеистая структура распределения галактики скоплений галактик.
Строение и эволюция Вселенной
Конечность и бесконечность Вселенной — парадоксы классической космологии.
Закон всемирного тяготения и представления о конечности и бесконечности Вселенной.
Фотометрический парадокс и противоречия между классическими представлениями о
строении Вселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения общей теории

относительности для построения модели Вселенной. Связь между геометрических свойств
пространства Вселенной с распределением и движением материи в ней.
Расширяющаяся Вселенная. Связь средней плотности материи с законом расширения и
геометрическими свойствами Вселенной. Евклидова и неевклидова геометрия Вселенной.
Определение радиуса и возраста Вселенной. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое
излучения Образование химических элементов во Вселенной. Обилие гелия во Вселенной
и необходимость образования его на ранних этапах эволюции Вселенной. Необходимость
не только высокой плотности вещества, но и его высокой температуры на ранних этапах
эволюции Вселенной. Реликтовое излучение — излучение, которое осталось во Вселенной
от горячего и сверхплотного состояния материи на ранних этапах жизни Вселенной.
Наблюдаемые свойства реликтового излучения. Почему необходимо привлечение общей
теории относительности для построения модели Вселенной.
Современные проблемы астрономии
Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия. Наблюдения сверхновых звёзд I
типа в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной. Открытие
силы всемирного отталкивания. Тёмная энергия увеличивает массу Вселенной по мере её
расширения. Природа силы Всемирного отталкивания.
Обнаружение планет возле других звёзд. Наблюдения за движением звёзд и
определения масс невидимых спутников звёзд, возмущающих их прямолинейное
движение. Методы обнаружения экзопланет.
Оценка условий на поверхностях
экзопланет. Поиск экзопланет с комфортными условиями для жизни на них.
Поиски жизни и разума во Вселенной. Развитие представлений о возникновении и
существовании жизни во Вселенной. Современные оценки количества высокоразвитых
цивилизаций в Галактике. Попытки обнаружения и посылки сигналов внеземным
цивилизациям.
Таблица соответствия тематического распределения количества часов
№
1
2
3
4
5
6
7
8

Разделы, темы
11 класс
Введение в астрономию
Астрометрия
Небесная механика
Строение солнечной системы
Практическая астрофизика и физика Солнца
Млечный Путь
Строение и эволюция Вселенной
Современные проблемы астрономии
Итого

авторская
программа
кол часов
2
5
4
7
9
6
3
3
39

рабочая
программа
кол часов
1
5
3
7
7
6
2
3
34

11 класс 34 часа
Раздел 1. «Введение в астрономию» (1ч)
Строение и масштабы Вселенной, и современные наблюдения. Какие тела заполняют
Вселенную. Каковы их характерные размеры и расстояния между ними. Какие физические
условия встречаются в них. Вселенная расширяется. Где и как работают самые крупные
оптические телескопы. Как астрономы исследуют гамма-излучение Вселенной. Что
увидели гравитационно-волновые и нейтринные телескопы.

Раздел 2. «Астрометрия» (5 ч)
Звёздное небо и видимое движение небесных светил. Какие звёзды входят в созвездия
Ориона и Лебедя. Солнце движется по эклиптике. Планеты совершают петлеобразное
движение. Небесные координаты. Что такое небесный экватор и небесный меридиан. Как
строят экваториальную систему небесных координат. Как строят горизонтальную систему
небесных координат.
Видимое движение планет и Солнца. Петлеобразное движение планет, попятное и прямое
движение планет. Эклиптика, зодиакальные созвездия. Неравномерное движение. Солнца
по эклиптике.
Движение Луны и затмения. Фазы Луны и синодический месяц, условия наступления
солнечного и лунного затмений. Почему происходят солнечные затмения. Сарос и
предсказания затмений.
Время и календарь. Звёздное и солнечное время, звёздный и тропический год.
Устройство лунного и солнечного календаря, проблемы их согласования Юлианский и
григорианский календари.
Раздел 3. «Небесная механика» (3 ч)
Гелиоцентрическая система мира. Представления о строении Солнечной системы в
античные времена и в средневековье. Гелиоцентрическая система мира, доказательство
вращения Земли вокруг Солнца. Параллакс звёзд и определение
расстояния до них, парсек.
Законы Кеплера. Открытие И. Кеплером законов движения планет. Открытие закона
Всемирного тяготения и обобщённые законы Кеплера. Определение масс небесных тел.
Космические скорости. Расчёты первой и второй космической скорости и их физический
смысл. Полёт Ю.А. Гагарина вокруг Земли по круговой орбите.
Межпланетные перелёты. Понятие оптимальной траектории полёта к планете. Время
полёта к планете и даты стартов.
Луна и её влияние на Землю. Лунный рельеф и его природа. Приливное взаимодействие
между Луной и Землёй. Удаление Луны от Земли и замедление вращения Земли.
Прецессия земной оси и предварение равноденствий.
Раздел 4. «Строение Солнечной системы» (7 ч)
Современные представления о Солнечной системе. Состав Солнечной системы. Планеты
земной группы и планеты-гиганты, их принципиальные различия. Облако комет Оорта и
Пояс Койпера. Размеры тел солнечной системы.
Планета Земля. Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Роль парникового
эффекта в формировании климата Земли.
Планеты земной группы. Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с
Землёй. Как парниковый эффект греет поверхность Земли и перегревает атмосферу
Венеры. Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция орбит спутников Марса Фобоса и Деймоса.
Планеты-гиганты. Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна.
Вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио. Природа колец вокруг планетгигантов.
Планеты-карлики и их свойства. Малые тела Солнечной системы. Природа и движение
астероидов. Специфика движения групп астероидов Троянцев и Греков. Природа и
движение комет. Пояс Койпера и Облако комет Оорта. Природа метеоров и метеоритов.
Метеоры и метеориты. Природа падающих звёзд, метеорные потоки и их радианты.
Связь между метеорными потоками и кометами. Природа каменных и
железных метеоритов. Природа метеоритных кратеров.
Раздел 5. «Практическая астрофизика и физика Солнца» (7ч)

Методы астрофизических исследований. Устройство и характеристики телескопов
рефракторов и рефлекторов. Устройство радиотелескопов, радиоинтерферометры.
Солнце. Основные характеристики Солнца. Определение массы, температуры
и химического состава Солнца. Строение солнечной атмосферы. Солнечная активность и
её влияние на Землю и биосферу.
Внутреннее строение Солнца. Теоретический расчёт температуры в центре Солнца.
Ядерный источник энергии и термоядерные реакции синтеза гелия из водорода, перенос
энергии из центра Солнца наружу, конвективная зона. Нейтринный телескоп и
наблюдения потока нейтрино от Солнца.
Звёзды. Основные характеристики звёзд. Определение основных характеристик звёзд:
массы, светимости, температуры и химического состава. Спектральная классификация
звёзд и её физические основы. Диаграмма «спектральный класс» —
светимость звёзд, связь между массой и светимостью звёзд.
Внутреннее строение звёзд. Строение звезды главной последовательности. Строение
звёзд красных гигантов и сверхгигантов.
Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры. Строение звёзд белых
карликов и предел на их массу — предел Чандрасекара. Пульсары и нейтронные звёзды.
Природа чёрных дыр и их параметры.
Двойные, кратные и переменные звёзды. Наблюдения двойных и кратных звёзд.
Затменно-переменные звёзды. Определение масс двойных звёзд. Пульсирующие
переменные звёзды, кривые изменения блеска цефеид. Зависимость между светимостью и
периодом пульсаций у цефеид. Цефеиды — маяки во Вселенной, по которым определяют
расстояния до далёких скоплений и галактик.
Новые и сверхновые звёзды. Характеристики вспышек новых звёзд. Связь новых звёзд с
тесными двойными системами, содержащими звезду белый карлик. Перетекание вещества
и ядерный взрыв на поверхности белого карлика. Как взрываются сверхновые звёзды.
Характеристики вспышек сверхновых звёзд. Гравитационный коллапс белого карлика с
массой Чандрасекара в составе тесной двойной звезды — вспышка сверхновой первого
типа. Взрыв массивной звезды в конце своей эволюции — взрыв сверхновой второго типа.
Наблюдение остатков взрывов сверхновых звёзд.
Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд. Расчёт продолжительности жизни звёзд
разной массы на главной последовательности. Переход в красные гиганты и сверхгиганты
после исчерпания водорода. Спокойная эволюция маломассивных звёзд, и
гравитационный коллапс и взрыв с образованием нейтронной звезды или чёрной дыры
массивной звезды. Определение возраста звёздных скоплений и отдельных звёзд и
проверка теории эволюции звёзд.
Раздел 6. «Млечный Путь» (6ч)
Газ и пыль в Галактике. Как образуются отражательные туманности. Почему светятся
диффузные туманности. Как концентрируются газовые и пылевые туманности в
Галактике.
Рассеянные и шаровые звёздные скопления. Наблюдаемые свойства рассеянных звёздных
скоплений. Наблюдаемые свойства шаровых звёздных скоплений. Распределение и
характер движения скоплений в Галактике. Распределение звёзд, скоплений, газа и пыли в
Галактике. Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и космические лучи.
Инфракрасные наблюдения движения звёзд в центре Галактики и обнаружение в центре
Галактики сверхмассивной черной дыры. Расчёт параметров сверхмассивной чёрной
дыры. Наблюдения космических лучей и их связь со взрывами сверхновых звёзд.
Галактики. Как классифицировали галактики по форме и камертонная диаграмма
Хаббла. Свойства спиральных, эллиптических и неправильных галактик. Красное
смещение в спектрах галактик и определение расстояния до них.
Закон Хаббла. Вращение галактик и тёмная материя в них.

Активные галактики и квазары. Природа активности галактик, радиогалактики и
взаимодействующие галактики. Необычные свойства квазаров, их связь с ядрами галактик
и активностью чёрных дыр в них.
Скопления галактик. Наблюдаемые свойства скоплений галактик, рентгеновское
излучение, температура и масса межгалактического газа, необходимость существования
тёмной материи в скоплениях галактик. Оценка массы тёмной материи в скоплениях.
Ячеистая структура распределения галактики скоплений галактик.
Раздел 7. «Строение и эволюция Вселенной» (2ч)
Конечность и бесконечность Вселенной — парадоксы классической космологии. Закон
всемирного тяготения и представления о конечности и бесконечности Вселенной.
Фотометрический парадокс и противоречия между классическими представлениями о
строении Вселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения общей теории
относительности для построения модели Вселенной. Связь геометрических свойств
пространства Вселенной с распределением и движением материи в ней.
Расширяющаяся Вселенная. Связь средней плотности материи с законом расширения и
геометрическими свойствами Вселенной. Евклидова и неевклидова геометрия Вселенной.
Определение радиуса и возраста Вселенной. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое
излучения Образование химических элементов во Вселенной. Обилие гелия во Вселенной
и необходимость образования его на ранних этапах эволюции Вселенной. Необходимость
не только высокой плотности вещества, но и его высокой температуры на ранних этапах
эволюции Вселенной. Реликтовое излучение — излучение, которое осталось во Вселенной
от горячего и сверхплотного состояния материи на ранних этапах жизни Вселенной.
Наблюдаемые свойства реликтового излучения. Почему необходимо привлечение общей
теории относительности для построения модели Вселенной.
Раздел 8. «Современные проблемы астрономии» (3ч)
Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия. Наблюдения сверхновых звёзд I
типа в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной. Открытие
силы всемирного отталкивания. Тёмная энергия увеличивает массу Вселенной по мере её
расширения. Природа силы антигравитации. (Всемирного отталкивания).
Обнаружение планет возле других звёзд. Наблюдения за движением звёзд и определения
масс невидимых спутников звёзд, возмущающих их прямолинейное движение. Методы
обнаружения экзопланет. Оценка условий на поверхностях экзопланет. Поиск экзопланет
с комфортными условиями для жизни на них.
Поиски жизни и разума во Вселенной. Развитие представлений о возникновении и
существовании жизни во Вселенной. Современные оценки количества высокоразвитых
цивилизаций в Галактике. Попытки обнаружения и посылки сигналов внеземным
цивилизациям.
3. Тематическое планирование
11 класс
Раздел
(кол-во часов)
1.«Введение в
астрономию»
(1ч)

Темы
Строение и масштабы
Вселенной, современные
наблюдения. Какие тела
заполняют Вселенную.
Каковы их характерные

Основные виды деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных действий)
Понимать: что изучает астрономия;
роль наблюдений в астрономии;
значение астрономии;
что такое Вселенная;
структуру и масштабы Вселенной

размеры и расстояния
между ними. Какие
физические условия
встречаются в них.
Вселенная расширяется.
Где и как работают самые
крупные оптические
телескопы. Как астрономы
исследуют гамма излучение Вселенной. Что
увидели гравитационноволновые и нейтринные
телескопы.
2.«Астрометрия» Звёздное небо и видимое
движение небесных светил.
(5 ч)
Какие звёзды входят в
созвездия Ориона и Лебедя.
Солнце движется по
эклиптике. Планеты
совершают петлеобразное
движение. Небесные
координаты. Что такое
небесный экватор и
небесный меридиан. Как
строят экваториальную
систему небесных
координат. Как строят
горизонтальную систему
небесных координат.
Видимое движение планет
и Солнца. Петлеобразное
движение планет, попятное
и прямое движение планет.
Эклиптика, зодиакальные
созвездия. Неравномерное
движение. Солнца по
эклиптике.
Движение Луны и
затмения. Фазы Луны и
синодический месяц,
условия наступления
солнечного и лунного
затмений. Почему
происходят солнечные
затмения. Сарос и
предсказания затмений.
Время и календарь.
Звёздное и солнечное
время, звёздный и
тропический год.
Устройство лунного и
солнечного календаря,

Понимать: что такое созвездие;
названия некоторых созвездий,
их конфигурацию, альфу каждого
из этих созвездий;
основные точки, линии и круги на
небесной сфере: принципы определения
географической широты и долготы по
астрономическим наблюдениям;
причины и характер видимого движения
звезд и Солнца, а также годичного
движения Солнца.
Уметь использовать подвижную
звёздную карту для решения
следующих задач: а) определять
координаты звёзд, нанесённых на
карту;
б) по заданным координатам объектов
(Солнце, Луна, планеты) наносить их
положение на карту;
в) устанавливать карту на любую дату и
время суток, ориентировать её и
определять условия видимости светил;
решать задачи на связь высоты светила
в кульминации с географической
широтой места наблюдения;
определять высоту светила
географическую высоту места
наблюдения; рисовать чертёж в
соответствии с условиями задачи;
отыскивать на небе следующие
созвездия и наиболее яркие звёзды в
них:
Большую Медведицу, Малую
Медведицу (с Полярной звездой),
Кассиопею, Лиру (с Вегой), Орёл
( с Альтаиром), Лебедь (с Денебом),
Северную корону, Орион (с
Бетельгейзе).

3. «Небесная
механика»
(3 ч)

4. «Строение
Солнечной
системы»
(7 ч)

проблемы их согласования
Юлианский и
григорианский календари.
Гелиоцентрическая
система мира.
Представления о строении
Солнечной системы в
античные времена и в
средневековье.
Гелиоцентрическая система
мира, доказательство
вращения Земли вокруг
Солнца. Параллакс звёзд и
определение
расстояния до них, парсек.
Законы Кеплера. Открытие
И. Кеплером законов
движения планет. Открытие
закона Всемирного
тяготения и обобщённые
законы Кеплера.
Определение масс
небесных тел.
Космические скорости.
Расчёты первой и второй
космической скорости и их
физический смысл. Полёт
Ю.А. Гагарина вокруг
Земли по круговой орбите.
Межпланетные перелёты.
Понятие оптимальной
траектории полёта к
планете. Время полёта к
планете и даты стартов.
Луна и её влияние на Землю.
Лунный рельеф и его
природа. Приливное
взаимодействие между
Луной и Землёй. Удаление
Луны от Земли и
замедление вращения
Земли. Прецессия земной
оси и предварение
равноденствий.
Современные
представления о
Солнечной системе. Состав
Солнечной системы.
Планеты земной группы и
планеты-гиганты, их
принципиальные различия.
Облако комет Оорта и Пояс

Понимать: понятия: гелиоцентрическая
система мира; геоцентрическая
система
мира; синодический период; звёздный
период; горизонтальный параллакс;
угловые размеры светил; первая
космическая скорость; вторая
космическая скорость; способы
определения размеров и массы Земли;
способы определения расстояний до
небесных тел и их масс по закону
Кеплера.
Знать: законы Кеплера и их связь с
законом тяготения.
Применять законы Кеплера и закон
всемирного тяготения при объяснении
движения планет и космических
аппаратов; решать задачи на расчёт
расстояний по известному параллаксу
(и наоборот), линейных и угловых
размеров небесных тел, расстояний
планет от Солнца и периодов их
обращения по третьему закону Кеплера.

Понимать: происхождение Солнечной
системы; основные закономерности в
Солнечной системе; космогонические
гипотезы; система Земля–Луна;
основные движения Земли; форма
Земли; природа Луны;
Знать: общая характеристика планет
земной группы (атмосфера

5.«Практическая
астрофизика и

Койпера. Размеры тел
солнечной системы.
Планета Земля. Форма и
размеры Земли. Внутреннее
строение Земли. Роль
парникового эффекта в
формировании климата
Земли.
Планеты земной группы.
Исследования Меркурия,
Венеры и Марса, их
схожесть с Землёй. Как
парниковый эффект греет
поверхность Земли и
перегревает атмосферу
Венеры. Есть ли жизнь на
Марсе. Эволюция орбит
спутников Марса Фобоса и
Деймоса.
Планеты-гиганты.
Физические свойства
Юпитера, Сатурна, Урана и
Нептуна.
Вулканическая
деятельность на спутнике
Юпитера Ио. Природа
колец вокруг планетгигантов.
Планеты-карлики и их
свойства. Малые тела
Солнечной системы.
Природа и движение
астероидов. Специфика
движения групп
астероидов Троянцев и
Греков. Природа и
движение комет. Пояс
Койпера и Облако комет
Оорта. Природа метеоров и
метеоритов.
Метеоры и метеориты.
Природа падающих звёзд,
метеорные потоки и их
радианты. Связь между
метеорными потоками и
кометами. Природа
каменных и
железных метеоритов.
Природа метеоритных
кратеров.
Методы астрофизических
исследований. Устройство и

поверхность);
общая характеристика планет-гигантов
(атмосфера; поверхность); спутники и
кольца планет- гигантов; астероиды и
метеориты; пояс астероидов; кометы и
метеоры.
Пользоваться: планом Солнечной
системы и справочными данными;
определять по астрономическому
календарю, какие планеты и в каких
созвездиях видны на небе в данное
время; находить планеты на небе,
отличая их от звёзд; применять законы
Кеплера и закон всемирного тяготения
при объяснении движения планет и
космических аппаратов; решать задачи
на расчёт расстояний по известному
параллаксу (и наоборот), линейных и
угловых размеров небесных тел,
расстояний планет от Солнца и
периодов их обращения по третьему
закону
Кеплера.

Понимать: основные физические
характеристики Солнца: масса,

физика Солнца»
(7ч)

характеристики телескопов
рефракторов и
рефлекторов. Устройство
радиотелескопов,
радиоинтерферометры.
Солнце. Основные
характеристики Солнца.
Определение массы,
температуры
и химического состава
Солнца. Строение
солнечной атмосферы.
Солнечная активность и её
влияние на Землю и
биосферу.
Внутреннее строение
Солнца. Теоретический
расчёт температуры в
центре Солнца. Ядерный
источник энергии и
термоядерные реакции
синтеза гелия из водорода,
перенос энергии из центра
Солнца наружу,
конвективная зона.
Нейтринный телескоп и
наблюдения потока
нейтрино от Солнца.
Звёзды, Основные
характеристики звёзд.
Определение основных
характеристик звёзд: массы,
светимости, температуры и
химического состава.
Спектральная
классификация звёзд и её
физические основы.
Диаграмма «спектральный
класс» - светимость звёзд,
связь между массой и
светимостью звёзд.
Внутреннее строение звёзд.
Строение звезды главной
последовательности.
Строение звёзд красных
гигантов и сверхгигантов.
Белые карлики, нейтронные
звёзды, пульсары и чёрные
дыры. Строение звёзд
белых карликов и предел на
их массу — предел
Чандрасекара. Пульсары и

размеры, температура; схему строения
Солнца и
физические процессы, происходящие в
его недрах и атмосфере; основные
проявления солнечной активности, их
причины, периодичность и влияние на
Землю; основные характеристики звёзд
в сравнении с Солнцем: спектры,
температуры, светимости;
пульсирующие и взрывающиеся звезд;
порядок расстояния до звёзд, способы
определения и размеров звёзд; единицы
измерения расстояний: парсек,
световой год; важнейшие
закономерности мира звёзд; диаграммы
«спектр–светимость» и «масса–
светимость»; способ определения масс
двойных звёзд; основные параметры
состояния звёздного вещества:
плотность, температура, химический
состав, физическое состояние;
важнейшие понятия: годичный
параллакс светимость, абсолютная
звёздная величина; устройство и
назначение телескопа; устройство и
назначение рефракторов и рефлекторов.
Применять основные положения
ведущих физических теорий при
объяснении природы Солнца и звёзд;
решать задачи на расчёт расстояний до
звёзд по известному годичному
параллаксу и обратные, на сравнение
различных звёзд по светимостям,
размерам и температурам;
анализировать диаграммы «спектр–
светимость» и «масса–светимость»;
находить на небе звёзды: альфы Малой
Медведицы, альфы Лиры, альфы
Лебедя, альфы Орла, альфы Ориона,
альфы Близнецов, альфы Возничего,
альфы Малого Пса, альфы Большого
Пса, альфы Тельца.

нейтронные звёзды.
Природа чёрных дыр и их
параметры.
Двойные, кратные и
переменные звёзды.
Наблюдения двойных и
кратных звёзд. Затменнопеременные звёзды.
Определение масс двойных
звёзд. Пульсирующие
переменные звёзды, кривые
изменения блеска цефеид.
Зависимость между
светимостью и периодом
пульсаций у цефеид.
Цефеиды — маяки во
Вселенной, по которым
определяют расстояния до
далёких скоплений и
галактик.
Новые и сверхновые звёзды.
Характеристики вспышек
новых звёзд. Связь новых
звёзд с тесными двойными
системами, содержащими
звезду белый карлик.
Перетекание вещества и
ядерный взрыв на
поверхности белого
карлика. Как взрываются
сверхновые звёзды.
Характеристики вспышек
сверхновых звёзд.
Гравитационный коллапс
белого карлика с массой
Чандрасекара в составе
тесной двойной звезды —
вспышка сверхновой
первого типа. Взрыв
массивной звезды в конце
своей эволюции — взрыв
сверхновой второго типа.
Наблюдение остатков
взрывов сверхновых звёзд.
Эволюция звёзд: рождение,
жизнь и смерть звёзд.
Расчёт продолжительности
жизни звёзд разной массы
на главной
последовательности.
Переход в красные гиганты
и сверхгиганты после

6. «Млечный
Путь» (6ч)

исчерпания водорода.
Спокойная эволюция
маломассивных звёзд, и
гравитационный коллапс и
взрыв с образованием
нейтронной звезды или
чёрной дыры массивной
звезды. Определение
возраста звёздных
скоплений и отдельных
звёзд и проверка теории
эволюции звёзд.
Газ и пыль в Галактике.
Как образуются
отражательные туманности.
Почему светятся
диффузные туманности.
Как концентрируются
газовые и пылевые
туманности в Галактике.
Рассеянные и шаровые
звёздные скопления.
Наблюдаемые свойства
рассеянных звёздных
скоплений. Наблюдаемые
свойства шаровых звёздных
скоплений. Распределение
и характер движения
скоплений в Галактике.
Распределение звёзд,
скоплений, газа и пыли в
Галактике. Сверхмассивная
чёрная дыра в центре
Галактики и космические
лучи. Инфракрасные
наблюдения движения
звёзд в центре Галактики и
обнаружение в центре
Галактики сверхмассивной
черной дыры. Расчёт
параметров сверхмассивной
чёрной дыры. Наблюдения
космических лучей и их
связь со взрывами
сверхновых звёзд.
Галактики. Как
классифицировали
галактики по форме и
камертонная диаграмма
Хаббла. Свойства
спиральных, эллиптических
и неправильных галактик.

Понимать: понятие туманности;
основные физические параметры,
химический состав и распределение
межзвёздного вещества в Галактике;
примерные значения следующих
величин: расстояния между звёздами
в окрестности Солнца, их число в
Галактике, её размеры, инфракрасный
телескоп; оценка массы и размеров
чёрной дыры по движению отдельных
звёзд; основные физические параметры,
химический состав и распределение
межзвёздного вещества в Галактике;
примерные значения следующих
величин: основные типы галактик,
различия между ними; примерное
значение и физический смысл
постоянной Хаббла; возраст небесных
тел.
Объяснять причины различия видимого
и истинного распределения звёзд,
межзвёздного вещества и галактик на
небе; находить расстояния между
звёздами в окрестности Солнца, их
число в Галактике, её размеры;
оценивать массу и размер чёрной дыры
по движению
отдельных звёзд объяснять причины
различия видимого и истинного
распределения звёзд, межзвёздного
вещества и галактик на небе.

7. «Строение и
эволюция
Вселенной» (2ч)

Красное смещение в
спектрах галактик и
определение расстояния до
них.
Закон Хаббла. Вращение
галактик и тёмная материя
в них.
Активные галактики и
квазары. Природа
активности галактик,
радиогалактики и
взаимодействующие
галактики. Необычные
свойства квазаров, их связь
с ядрами галактик и
активностью чёрных дыр в
них. Наблюдаемые
свойства скоплений
галактик, рентгеновское
излучение, температура и
масса межгалактического
газа, необходимость
существования тёмной
материи в скоплениях
галактик. Оценка массы
тёмной материи в
скоплениях. Ячеистая
структура распределения
галактики скоплений
галактик.
Конечность и
бесконечность Вселенной
— парадоксы классической
космологии. Закон
всемирного тяготения и
представления о
конечности и
бесконечности Вселенной.
Фотометрический парадокс
и противоречия между
классическими
представлениями о
строении Вселенной и
наблюдениями.
Необходимость
привлечения общей теории
относительности для
построения модели
Вселенной. Связь
геометрических свойств
пространства Вселенной с
распределением и

Понимать: связь закона всемирного
тяготения с представлениями о
конечности и бесконечности
Вселенной; что такое фотометрический
парадокс; необходимость общей теории
относительности для построения
модели Вселенной; понятие «горячая
Вселенная»; крупномасштабную
структуру Вселенной; что такое
метагалактика; космологические модели
Вселенной.
Использовать знания по физике
и астрономии для описания и
объяснения современной научной
картины мира, обнаружения
экзопланет около других звёзд; об
эволюции Вселенной и жизни во
Вселенной; проблемы поиска
внеземных цивилизаций; формула
Дрейка.
Использовать знания, полученные по
физике и астрономии, для описания и

движением материи в ней.
Расширяющаяся Вселенная.
Связь средней плотности
материи с законом
расширения и
геометрическими
свойствами Вселенной.
Евклидова и неевклидова
геометрия Вселенной.
Определение радиуса и
возраста Вселенной.
Модель «горячей
Вселенной» и реликтовое
излучения Образование
химических элементов во
Вселенной. Обилие гелия
во Вселенной и
необходимость образования
его на ранних этапах
эволюции Вселенной.
Необходимость не только
высокой плотности
вещества, но и его высокой
температуры на ранних
этапах эволюции
Вселенной. Реликтовое
излучение — излучение,
которое осталось во
Вселенной от горячего и
сверхплотного состояния
материи на ранних этапах
жизни Вселенной.
Наблюдаемые свойства
реликтового излучения.
Почему необходимо
привлечение общей теории
относительности для
построения модели
Вселенной.
Ускоренное расширение
Вселенной и тёмная
8.«Современные энергия. Наблюдения
проблемы
сверхновых звёзд I типа в
астрономии»
далёких галактиках и
(3ч)
открытие ускоренного
расширения Вселенной.
Открытие силы
антигравитации. Тёмная
энергия увеличивает массу
Вселенной по мере её
расширения. Природа силы

объяснения современной научной
картины мира; обосновывать свою
точку зрения о возможности
существования внеземных цивилизаций
и их контактов с нами.

антигравитации.
(Всемирного
отталкивания).
Обнаружение планет возле
других звёзд. Наблюдения
за движением звёзд и
определения масс
невидимых спутников
звёзд, возмущающих их
прямолинейное движение.
Методы обнаружения
экзопланет. Оценка
условий на поверхностях
экзопланет. Поиск
экзопланет с комфортными
условиями для жизни на
них.
Поиски жизни и разума во
Вселенной. Развитие
представлений о
возникновении и
существовании жизни во
Вселенной. Современные
оценки количества
высокоразвитых
цивилизаций в Галактике.
Попытки обнаружения и
посылки сигналов
внеземным цивилизациям.

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей математики и физики
МБОУ СОШ № 36
от « » августа 2018 года № 1
___________ Щурова С.Ф.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________ Коротченко М.В.
.
« » августа 2018 года


Наверх

Поступление финансовых и материальных средств по итогам финансового года

СВЕДЕНИЯ  о поступлениях и выплатах учреждения



Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения за 2023 год.xlsx (скачать)
Сведения о поступлениях и выплатах усреждения.xlsx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».