Рабочая программа по физике 10-11 классы ФГОС

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14 имени В.А.Уварова
муниципального образования Усть-Лабинский район

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По

физике

Уровень образования (класс) среднее общее образование – 10-11 класс
Количество часов 136
Учитель Фомичев Сергей Дмитриевич

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(ФГОС СОО);
на основе авторской программы А.В.Шаталина, «Физика. Предметная линия
учебников серии «Классический курс» 10-11 классы». Москва
«Просвещение» 2018,учебного курса общего образования по физике;
комплекта учебников Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский / Под ред.
Н.А.Парфентьевой, Физика. 10 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение,
2018. Физика. 11 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2018.

1. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- умение управлять своей познавательной деятельностью;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
- умение сотрудничать со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки; осознание значимости науки, владения достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; заинтересованность в научных
знаниях об устройстве мира и общества; готовность к научно-техническому творчеству
- чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм;
- положительное отношение к труду, целеустремленность;
- экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам
России и мира, понимание ответственности за состояние природных ресурсов и разумное
природоиспользование.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Выпускник сможет:
- самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной ранее цели;
- сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
- определять несколько путей достижения поставленной цели;
- задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
- оценивать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих людей.
Познавательные УУД:
Выпускник сможет:
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
- распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления
выявленных в информационных источниках противоречий;
- осуществлять развернутый информационный поиск и ставить не его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
- искать и находить обобщенные способы решения задачи;

- приводить критические аргументы, как в отношении собственного суждения, так и в
отношении действий и суждений другого человека;
- анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможности широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные отношения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и
учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные
функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять
совместной познавательной деятельностью и подчиняться).
Коммуникативные УУД:
Выпускник сможет:
- осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной
команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и
т.д.);
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использование адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;
- согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим
продуктом/решением;
- представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как
перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
- подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
- точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес
других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом
личностных оценочных суждений.
Физика и методы научного познания


Выпускник научится:
давать определения понятиям: базовые физические величины, физический
закон, научная гипотеза, модель в физике и микромире, элементарная частица,
фундаментальное взаимодействие;
называть базовые физические величины, кратные и дольные единицы, основные виды
фундаментальных взаимодействий. Их характеристики, радиус действия;
делать выводы о границах применимости физических теорий, их преемственности,
существовании связей и зависимостей между физическими величинами;
интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников



Выпускник получит возможность научиться:
понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее
применимости и место в ряду других физических теорий

Механика
Выпускник научится:
 распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний
основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное
движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность
механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности,
инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами,
жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел,
имеющих закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое
движение (звук);
 описывать изученные свойства тел и механические явления, используя
физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса
тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление,
импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа,
механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого
механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость
ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл
используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы,
связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение
физической величины;
 анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя
физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип
суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона,
закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом
различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
 различать основные признаки изученных физических моделей: материальная
точка, инерциальная система отсчета;
 решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон
всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон
сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы,
связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность
вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия,
механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения
скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и
скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое
условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее
решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической
величины.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических
явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников
энергии; экологических последствий исследования космического пространств;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий

характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон
сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования
частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать
проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием
математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Молекулярная физика и термодинамика
Выпускник научится:
 распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний
основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема
тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость
жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление,
кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи
(теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение
энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость
температуры кипения от давления;
 описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические
величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость
вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная
теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при
описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их
обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую
величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
 анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные
положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения
энергии;
 различать основные признаки изученных физических моделей строения газов,
жидкостей и твердых тел;
 приводить примеры практического использования физических знаний о
тепловых явлениях;
 решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и
формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура,
удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота
парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия
теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие,
выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения,
проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания,
тепловых и гидроэлектростанций;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий
характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых
процессах) и ограниченность использования частных законов;
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать
проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием
математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Основы электродинамики
Выпускник научится:
 распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся

знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел,
взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое,
магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного
поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие
электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное
распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.
 составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным
соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей
(источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).
 использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале
и собирающей линзе.
 описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя
физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение,
электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического
поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость
электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать
физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения;
находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
 анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя
физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи,
закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения
света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и
его математическое выражение.
 приводить примеры практического использования физических знаний о
электромагнитных явлениях
 решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон
Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света,
закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока,
электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление
вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая
сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы
расчета электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении
проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять
физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить
расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий
характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и
ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон
Джоуля-Ленца и др.);
 использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки
доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически
установленных фактов;
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать
проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с
использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Колебания и волны
Выпускник научится:

- давать определения: колебания, колебательная система, механические колебания,
гармонические колебания, свободные колебания, затухающие колебания, вынужденные
колебания, резонанс, смещение, амплитуда, период, частота, собственная частота, фаза;
- перечислять условия возникновения колебаний, приводить примеры колебательных
систем;
- описывать модели: пружинный маятник, математический маятник;
- перечислять виды колебательного движения, их свойства;
- распознавать, воспроизводить, наблюдать гармонические колебания, свободные,
колебания, затухающие колебания, вынужденные колебания, резонанс;
- перечислять способы получения свободных и вынужденных механических колебаний;
- составлять уравнение механических колебаний, записывать его решение, определять по
уравнению колебательного движения параметры колебания;
- представлять зависимость смещения от времени при колебаниях математического и
пружинного маятника графически, определять по графику характеристики: амплитуду,
период и частоту;
- находить в конкретных ситуациях значения периода математического и пружинного
маятника, энергии маятника;
- объяснять превращения энергии при колебаниях математического маятника и груза на
пружине;
- исследовать зависимость периода колебаний математического маятника от его длины;
- исследовать зависимость периода колебаний груза на пружине от его массы.
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее
применимости и место в ряду других физических теорий;
- владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования
особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных
теоретических выводов и доказательств;
- характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями:
пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
- выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и
законов;
- самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
- характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические,
сырьевые, экологические, – и роль физики в решении этих проблем;
- решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с
выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул,
связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;
- объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и
технических устройств;
- объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач,
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как
на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.
Электромагнитные колебания
Выпускник научится:
- давать определения понятиям: электромагнитные колебания, колебательный контур,
свободные электромагнитные колебания, вынужденные электромагнитные колебания,

переменный электрический ток, активное сопротивление, действующее значение силы
тока, действующее значение напряжения, трансформатор, коэффициент трансформации;
- изображать схему колебательного контура и описывать схему его работы;
- распознавать, воспроизводить, наблюдать свободные электромагнитные колебания,
вынужденные электромагнитные колебания, резонанс в цепи переменного тока;
- анализировать превращения энергии в колебательном контуре при электромагнитных
колебаниях;
- представлять зависимость электрического заряда, силы тока и напряжения от времени
при свободных электромагнитных колебаниях; определять по графику колебаний его
характеристики: амплитуду, период и частоту;
- проводить аналогию между механическими и электромагнитными колебаниями;
- записывать формулу Томсона; вычислять с помощью формулы Томсона период и
частоту свободных электромагнитных колебаний; определять период, частоту, амплитуду
колебаний в конкретных ситуациях;
- объяснять принцип получения переменного тока, устройство генератора переменного
тока;
- называть особенности переменного электрического тока на участке цепи с резистором;
- записывать закон Ома для цепи переменного тока;
находить значения силы тока, напряжения, активного сопротивления цепи переменного
тока, действующих значений силы тока и напряжения;
- называть условия возникновения резонанса в цепи переменного тока;
- описывать устройство, принцип действия и применение трансформатора;
- вычислять коэффициент трансформации в конкретных ситуациях
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее
применимости и место в ряду других физических теорий;
- владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования
особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных
теоретических выводов и доказательств;
- характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями:
пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
- выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и
законов;
- самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
- характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические,
сырьевые, экологические, – и роль физики в решении этих проблем;
- решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с
выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул,
связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;
- объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и
технических устройств;
- объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач,
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как
на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.
Механические волны
Выпускник научится:
- давать определения понятий: механическая волна, поперечная волна, продольная волна,
скорость волны, длина волны, фаза волны, звуковая волна, громкость звука, высота тона,
тембр, отражение, преломление, поглощение, интерференция механических волн,

когерентные источники, стоячая волна, акустический резонанс, плоскополяризованная
волна;
- перечислять свойства и характеристики механических волн;
- распознавать, воспроизводить, наблюдать механические волны, поперечные волны,
продольные волны, отражение преломление, поглощение , интерференцию механических
волн;
- называть характеристики волн: скорость, частота, длина волны, разность фаз волн;
- определять в конкретных ситуациях скорости, частоты, длины волн, разности фаз.
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее
применимости и место в ряду других физических теорий;
- владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования
особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных
теоретических выводов и доказательств;
- выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и
законов;
- самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
- решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с
выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул,
связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей.
Электромагнитные волны
Выпускник научится:
- давать определения понятий: электромагнитное поле, вихревое электрическое поле,
электромагнитные волны, скорость волны, длина волны, фаза волны, отражение,
преломление, поглощение, интерференция, дифракция, поперечность, поляризация
электромагнитных волн, радиосвязь, радиолокация, амплитудная модуляция,
детектирование;
- объяснять взаимосвязь переменных электрического и магнитного полей;
- рисовать схему распространения электромагнитной волны;
- перечислять свойства и характеристики электромагнитных волн;
- распознавать, наблюдать электромагнитные волны, излучение, прием, отражение,
поглощение, интерференцию, дифракцию. Поляризацию электромагнитных волн;
- находить в конкретных ситуациях значения характеристик волн: скорости, частоты,
длины волны, разности фаз;
- объяснять принцип радиосвязи и телевидения.
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее
применимости и место в ряду других физических теорий;
- владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования
особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных
теоретических выводов и доказательств;
- выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и
законов;
- самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
- решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с
выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул,
связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей.
Оптика
Световые волны.

Геометрическая и волновая оптика
Выпускник научится:
- давать определения понятий: свет, корпускулярно-волновой дуализм света,
геометрическая оптика, световой луч, скорость света, отражение света, преломление
света, полное отражение света, угол падения, угол отражения, угол преломления,
относительный показатель преломления, абсолютный показатель преломления, линза,
фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы, дисперсия света, интерференция
света,
дифракционная
решетка,
поляризация
света,
естественный
свет,
плоскополяризованный свет;
- описывать методы измерения скорости света;
- перечислять свойства световых волн;
- распознавать, воспроизводить, наблюдать распространение световых волн, отражение,
преломление, поглощение, дисперсию, интерференцию световых волн;
- формулировать принцип Гюйгенса, законы отражения и преломления света, границы их
применимости;
- строить ход лучей в плоскопараллельной пластине, треугольной призме, тонкой линзе;
- строить изображение предмета в плоском зеркале, в тонкой линзе;
- перечислять виды линз, их основные характеристик – оптический центр, главная
оптическая ось, фокус, оптическая сила;
- находить в конкретной ситуации значения угла падения, угла отражения, угла
преломления, относительного показателя преломления, абсолютного показателя
преломления, скорости света в среде, фокусного расстояния, оптической силы линзы,
увеличения линзы, периода дифракционной решетки, положения интерференционных и
дифракционных максимумов и минимумов;
- записывать формулу тонкой линзы, находить в конкретных ситуациях с ее помощью
неизвестные величины;
- объяснять принцип коррекции зрения с помощью очков;
- экспериментально определять показатель преломления среды, фокусное расстояние
собирающей линзы, длину световой волны с помощью дифракционной решетки;
- выделять основные положения корпускулярной и волновой теорий света
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее
применимости и место в ряду других физических теорий;
- владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования
особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных
теоретических выводов и доказательств;
- характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями:
пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
- выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и
законов;
- самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
- характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические,
сырьевые, экологические, – и роль физики в решении этих проблем;
- решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с
выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул,
связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;
- объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и
технических устройств;

- объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач,
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как
на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.
Излучения и спектры
Выпускник научится:
- давать определение понятий, тепловое излучение, электролюминесценция,
катодолюминесценция, хемиолюминесценция, фотолюминесценция, сплошной спектр,
линейчатый спектр, полосатый спектр, спектр поглощения, спектральный анализ;
- перечислять виды спектров;
- распознавать, наблюдать сплошной спектр, линейчатый спектр, полосатый спектр,
спектр излучения и спектр поглощения;
- перечислять виды электромагнитных излучений, их источники, свойства, применение;
- сравнивать свойства электромагнитных волн разной частоты.
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее
применимости и место в ряду других физических теорий;
- владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования
особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных
теоретических выводов и доказательств;
- выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и
законов;
- самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
- решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с
выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул,
связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей.
Основы специальной теории относительности
Выпускник научится:
- давать определения понятий: событие, постулат, инерциальная система отчета, время,
длина тела, масса покоя, инвариант, энергия покоя;
- объяснять противоречия между классической механикой и электродинамикой Максвелла
и причины появления СТО;
- формулировать постулаты СТО;
- формулировать выводы из постулатов СТО
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее
применимости и место в ряду других физических теорий;
- владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования
особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных
теоретических выводов и доказательств;
- выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и
законов
Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра
Выпускник научится:
- распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные
свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная
радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения
атома;
- описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое
число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно
трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы

измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими
величинами, вычислять значение физической величины;
- анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон
сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения
массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом
различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
- различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного
ядра;
- приводить примеры проявления в природе и практического использования
радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и
техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
- соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
- приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать
принцип действия дозиметра и различать условия его использования;
- понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных
электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого
термоядерного синтеза.
Строение Вселенной
Выпускник научится:
- указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного
вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;
- понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира;
Выпускник получит возможность научиться:
- указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых
тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при
наблюдениях звездного неба;
- различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет
звезды с ее температурой;
- различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.

2. Содержание учебного предмета
10класс
1. Физика и естественно – научный метод познания природы – 1 час
Физика – фундаментальная наука о природе. Научный метод познания. Методы
исследования физических явлений. Моделирование физических явлений и процессов.
Физические величины. Погрешности измерений физических величин. Физические законы
и границы их применимости. Физические теории и принцип соответствия. Роль и место
физики в формировании современной научной картины мира, в практической
деятельности людей. Физика и культура.
2. Механика – 27часов
2.1.
Кинематика 6часов
Границы применимости классической механики. Пространство и время. Относительность
механического движения. Механическое движение. Системы отсчета. Скалярные и
векторные физические величины. Траектория. Путь. Перемещение. Скорость. Ускорение.

Равномерное равноускоренное прямолинейное движение. Равномерное движение по
окружности.
2.2.
Динамика – 9 часов
Взаимодействие тел. Явление инерции. Сила. Масса. Инерциальные системы отсчета.
Законы динамики Ньютона. Сила тяжести, вес, невесомость. Силы упругости, силы
трения. Законы: Всемирного тяготения, Гука, сухого трения. Использование законов
механики для объяснения движения небесных тел и развития космических исследований.
2.3.
Законы сохранения в механике – 7 часов
Импульс материальной точки и системы. Импульс силы. Закон сохранения импульса.
Механическая работа. Мощность. Механическая энергия материальной точки и системы.
Закон сохранения механической …Изменение и сохранение импульса. Использование
законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических
исследований. Механическая энергия системы тел. Закон сохранения механической
энергии. Работа силы.
2.4.
Статика – 3 часа
Равновесие материальной точки и твердого тела. Виды равновесия. Условия равновесия.
Момент силы.
2.5.
Основы гидромеханики – 2 часа
Давление. Закон Паскаля. Равновесие жидкости и газа. Плавание тел. Движение жидкости.
Закон Бернулли. Уравнение Бернулли.
Лабораторные работы
Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности»
Лабораторная работа №2 «Измерение жёсткости пружины»
Лабораторная работа №3 «Измерение коэффициента трения скольжения»
Лабораторная работа №4 «Изучение движения тела, брошенного горизонтально»
Лабораторная работа №5 «Изучение закона сохранения механической энергии»
Лабораторная работа №6 «Изучение равновесия тела под действием нескольких сил»
3. Молекулярная физика и термодинамика – 17 часов
3.1. Основы молекулярно – кинетической теории – 3 часа
Молекулярно-кинетическая теория (МКТ) строения вещества и ее экспериментальные
доказательства. Броуновское движение. Температура и тепловое равновесие. Шкала
Цельсия и Кельвина. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии
теплового движения частиц вещества. Силы взаимодействий молекул в разных агрегатных
состояниях вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Связь между давлением и
средней кинетической энергии поступательного теплового движения молекул идеального
газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа.
3.2. Уравнение состояния газа- 4 часа

Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева-Клапейрона. Изопроцессы.
Газовые законы.
3.3. Взаимные превращения жидкости и газа- 1 час
Взаимные превращения жидкости и газа. Насыщенные и ненасыщенные пары. Давление
насыщенного пара. Кипение воздуха.
3.4. Жидкости- 1 час
Модель строения жидкости. Поверхностное натяжение. Смачивание и несмачивание.
Капилляры.
3.5. Твердые тела- 1 час
Кристаллические и аморфные тела. Модель строения твердых тел. Механические свойства
твердых тел. Жидкие кристаллы.
3.6. Основы термодинамики – 7 часов
Внутренняя энергия. Термодинамическая система ее равновесное состояние. Работа и
теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Количество теплоты.
Теплоемкость. Фазовые переходы. Уравнение теплового баланса. Первый закон
термодинамики. Адиабатный процесс. Необратимость тепловых процессов. Второй закон
термодинамики и его статистическое толкование. Преобразование энергии в тепловых
машинах. Цикл Карно. КПД тепловых машин. Проблемы энергетики и охрана
окружающей среды.
4. Электродинамика – 17 часов
4.1. Электростатика – 12 часов
Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое
взаимодействие. Закон Кулона. Близкодействие и дальнодействие. Напряженность и
потенциал электростатического поля, связь между нами. Линии напряженности и
эквипотенциальные поверхности. Принцип суперпозиции электрических полей. Разность
потенциалов. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Электрическая емкость.
Конденсатор. Энергия электрического поля.
4.2. Законы постоянного тока – 6 часов
Постоянный электрический ток. Сила тока. Сопротивление.
Последовательное и
параллельное соединение проводников. Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца.
Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для полной электрической цепи.
4.3. Электрический ток в различных средах –8часа
Электронная проводимость металлов. Зависимость сопротивления проводников от
температуры. Сверхпроводимость. Электрический ток в полупроводниках. Собственная и
примесная проводимости. P-n-Переход. Полупроводниковый диод, транзистор.
Полупроводниковые приборы. Электрический ток в электролитах. Электролиз.
Электрический ток в вакууме и глазах. Плазма.

11 класс:
1. Электродинамики (продолжение) - 9 часов
1.1.
Магнитное поле - 5часов
Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Вектор магнитной индукции.
Действия магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу.
Сила Ампер. Сила Лоренца. Правило левой руки. Магнитный свойства вещества.
Магнитная запись информации. Электроизмерительные приборы.
1.2.
Электромагнитная индукция – 4 часа
Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Правило Ленца. Закон
электромагнитной индукции. Электромагнитное поле. Вихревое электрическое поле.
Практическое применение закона электромагнитной индукции. Возникновение ЭДС
индукции в движущихся проводниках. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия
магнитного поля тока. Энергия электромагнитного поля.
2. Колебания и волны - 10 часов
2.1.
Механические колебания - 2 часа
Механические колебания. Свободные колебания. Математический и пружинный
маятники. Превращения энергии при колебаниях. Амплитуды, период, частота, фаза
колебания. Вынужденные колебания, резонанс.
2.2.
Электромагнитные колебания – 4часов
Электромагнитные
колебания.
Колебательный
контур.
Свободные
электромагнитные колебания. Автоколебания. Вынужденные электромагнитные
колебания. Переменный ток. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Резонанс в
цепи переменного тока. Элементарного теория трансформатора. Производство, передача и
потребление электрической энергии.
2.3.
Механические волны – 2 часа
Механические волны. Поперечные и продольные вольны. Энергия волны.
Интерференция и дифракция волн. Звуковые волны.
2.4.
Электромагнитные волны – 2 часа
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Вихревое электрическое поле.
Свойства электромагнитных волн. Диапазоны электромагнитных излучений и их
практическое применение. Принципы радиосвязи и телевидения.
3. Оптика – 9 часов
3.1. Световые волны. Геометрическая и волновая оптика – 8 часов
Геометрическая оптика. Прямолинейное распространение света в однородной
среде. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Оптические приборы.
Волновые свойства света. Скорость света. Интерференция света. Когерентность волн.
Дифракция света. Поляризация света. Дисперсия света. Практическое применение
электромагнитных излучений.
3.2. Изучение и спектры – 1 часа
Виды излучений. Источники света. Спектральный анализ. Тепловое излучение.
Распределение энергии в спектре абсолютно черного тела. Шкала электромагнитных волн.
Наблюдение спектров.
4. Основы специальной теории относительности – 3 часа
Причины появления СТО. Постулаты СТО: инвариантность модуля скорости света
в вакууме, принцип относительности Эйнштейна. Пространство и время в специальной
теории относительности. Энергия и импульс свободной частицы. Связь массы и энергии
свободной частицы. Энергия покоя.
5. Квантовая физика – 15 часов
5.1.
Световые кванты –8часов

Предмет и задачи квантовой физики. Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект.
Фотон. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Опыты А.Г. Столетова. Корпускулярноволновой диализм. Дифракция электронов. Давление света. Опыты П.Н. Лебедева и С.И.
Вавилова. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.
5.2.
Атомная физика – 4 часа
Опыты Резефорда. Планетарная модель строения атома. Объяснение линейчатого
спектра водорода на основе квантовых постулатов Бора. Спонтанное и вынужденное
излучение света. Лазеры.
5.3.
Физика атомного ядра – 6 часов
Состав и строение атомного ядра. Изотопы. Ядерные силы. Обменная модель
ядерного взаимодействия. Дефект массы и энергия связи ядра. Радиоактивность. Виды
радиоактивных превращений атомных ядер. Радиоактивное излучение, правила смещения.
Закон радиоактивного распада. Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц.
Ядерные реакции, реакции деления и синтеза. Цепная реакция деления ядер. Ядерная
энергетика. Термоядерный синтез. Применение ядерной энергии. Биологическое действие
радиоактивных излучений.
5.4.
Элементарные частицы – 1 часа
Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Ускорители
элементарных частиц.
6. Строение Вселенной 9часов
6.1.
Солнечная система. Строение и эволюция Вселенной – 9часов
Видимые движения небесных тел. Законы Кеплера. Солнечная система: планеты и
малые тела, система «Земля – Луна».
Строение и эволюция Солнца и звезд.
Классификация звезд. Звезды и источники их энергии. Галактика. Современные
представления о строении и эволюции Вселенной. Другие галактики. Пространственного
- временные масштабы наблюдаемой Вселенной. Применимость законов физики для
объявления природы космических объектов. Темная материя и темная энергия.
7. Повторение.
Темы лабораторных работ в 11 классе
Лабораторная работа №1: Изучение электромагнитной индукции.
Лабораторная работа №2: Измерение показателя преломления стекла.
Лабораторная работа №3: Измерение длины световой волны.
Лабораторная работа №4: «Изучение треков заряженных частиц».
Таблицы соответствия тематического распределения количества часов
10 класс:
№
1.

2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
3.
3.1

Раздел
Введение.
Физика
и
естественнонаучный
метод
познания природы
Механика
Кинематика
Динамика
Законы сохранения в механике
Статика
Основы гидромеханики
Молекулярная
физика
и
термодинамика
Основы молекулярно-кинетической
теории

Авторская
программа
1

Рабочая программа

27
6
9
10
3
2
17

27
6
9
10
3
2
17

3

3

1

3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
4.
4.1
4.2
4.3
5.

Уравнение состояния газа
Взаимные превращения жидкости и
газа
Жидкости
Твердые тела
Основы термодинамики
Основы электродинамики
Электростатика
Законы постоянного тока
Электрический ток в различных
средах
Резерв

Итого

4
1

4
1

1
1
7
16
6
6
4

1
1
7
17
6
6
4

7

7

68

68

9

9

5
4
16
3
6
3
4
13
11

5
4
10
2
4
2
2
11
9

2
3

2
3

17
5
3
7
2
5
7
5
68

15
5
3
4
3
8
13

11 класс
Основы электродинамики
(продолжение)
1.1 Магнитное поле
1.2 Электромагнитная индукция
Колебания и волны
2.
2.1 Механические колебания
2.2 Электромагнитные колебания
2.3 Механические волны
2.4 Электромагнитные волны
Оптика
3.
3.1 Световые волны. Геометрическая и
волновая оптика
3.2 Излучение и спектры
Основы
специальной
теории
4.
относительности
Квантовая физика
5.
5.1 Световые кванты
5.2 Атомная физика
5.3 Физика атомного ядра
5.4 Элементарные частицы
Строение Вселенной
6.
Повторение
7.
Резерв
Итого
1.

68

3.Тематическое планирование
Тематическое
планирование

Содержание по темам

Основные виды
деятельности учащихся

10 класс(102 ч)
Физика и естественнонаучный метод познания

Физика – фундаментальная давать определения
наука о природе. Научный понятиям: базовые

природы (1ч)

Кинематика (6ч)

метод познания. Методы
исследования физических
явлений.
Моделирование
физических
явлений
и
процессов.
Физические
величины.
Погрешности
измерений
физических
величин.
Физические
законы и границы их
применимости. Физические
теории
и
принцип
соответствия. Роль и место
физики в формировании
современной
научной
картины
мира,
в
практической деятельности
людей. Физика и культура.

Механика (27ч)
Границы
применимости
классической
механики.
Пространство и время.
Относительность
механического движения.
Механическое
движение.
Системы
отсчета.
Скалярные и векторные
физические
величины.
Траектория.
Путь.
Перемещение.
Скорость.
Ускорение.
Равномерное
равноускоренное
прямолинейное движение.
Равномерное движение по
окружности.

физические величины,
физический закон, научная
гипотеза, модель в физике и
микромире, элементарная
частица, фундаментальное
взаимодействие;
- называть базовые
физические величины,
кратные и дольные
единицы, основные виды
фундаментальных
взаимодействий. Их
характеристики, радиус
действия;
- делать выводы о границах
применимости физических
теорий, их
преемственности,
существовании связей и
зависимостей между
физическими величинами;
- интерпретировать
физическую информацию,
полученную из других
источников
- давать определения
понятиям: механическое
движение, материальная
точка, тело отсчета,
система координат,
равномерное
прямолинейное движение,
равноускоренное и
равнозамедленное
движение, равнопеременное
движение, периодическое
(вращательное) движение;
- использовать для
описания механического
движения кинематические
величины: радиус-вектор,
перемещение, путь, средняя
путевая скорость,
мгновенная и
относительная скорость,
мгновенное и
центростремительное
ускорение, период, частота;
- называть основные
понятия кинематики;
- воспроизводить опыты

Динамика (9ч)

Взаимодействие
тел.
Явление инерции. Сила.
Масса.
Инерциальные
системы отсчета. Законы
динамики Ньютона. Сила
тяжести, вес, невесомость.
Силы
упругости,
силы
трения.
Законы:
Всемирного
тяготения,
Гука,
сухого
трения.
Использование
законов
механики для объяснения
движения небесных тел и
развития
космических
исследований.

Законы сохранения в
механике(10ч)

Импульс
материальной
точки и системы. Импульс
силы. Закон сохранения

Галилея для изучения
свободного падения тел,
описывать эксперименты по
измерению ускорения
свободного падения;
- делать выводы об
особенностях свободного
падения тел в вакууме и в
воздухе;
- применять полученные
знания в решении задач
- давать определения
понятиям: инерциальная и
неинерциальная система
отсчёта, инертность,
сила тяжести, сила
упругости, сила
нормальной реакции опоры,
сила натяжения. Вес тела,
сила трения покоя, сила
трения скольжения, сила
трения качения;
- формулировать законы
Ньютона, принцип
суперпозиции сил, закон
всемирного тяготения,
закон Гука;
- описывать опыт
Кавендиша по измерению
гравитационной
постоянной, опыт по
сохранению состояния
покоя (опыт,
подтверждающий закон
инерции), эксперимент по
измерению трения
скольжения;
- делать выводы о
механизме возникновения
силы упругости с помощью
механической модели
кристалла;
- прогнозировать влияние
невесомости на поведение
космонавтов при
длительных космических
полетах;
- применять полученные
знания для решения задач
давать определения
понятиям: замкнутая
система; реактивное

импульса.
Механическая
работа.
Мощность.
Механическая
энергия
материальной
точки
и
системы. Закон сохранения
механической …Изменение
и сохранение импульса.
Использование
законов
механики для объяснения
движения небесных тел и
для развития космических
исследований.
Механическая
энергия
системы
тел.
Закон
сохранения механической
энергии. Работа силы.

Статика(2ч)

Равновесие материальной
точки и твердого тела.
Виды равновесия. Условия
равновесия. Момент силы.

Основы гидромеханики (2)

Давление. Закон Паскаля.
Равновесие жидкости и
газа.
Плавание
тел.
Движение жидкости. Закон
Бернулли.
Уравнение
Бернулли.

движение; устойчивое,
неустойчивое, безразличное
равновесия; потенциальные
силы, абсолютно упругий и
абсолютно неупругий удар;
физическим величинам:
механическая работа,
мощность, энергия,
потенциальная,
кинетическая и полная
механическая энергия;
- формулировать законы
сохранения импульса и
энергии с учетом границ их
применимости;
- делать выводы и
умозаключения о
преимуществах
использования
энергетического подхода
при решении ряда задач
динамики
давать определения
понятиям: равновесие
материальной точки,
равновесие твердого тела,
момент силы;
- формулировать условия
равновесия;
- применять полученные
знания для объяснения
явлений, наблюдаемых в
природе и в быту
-давать определения
понятиям: давление,
равновесие жидкости и
газа;
- формулировать закон
Паскаля, Закон Архимеда;
- воспроизводить условия
равновесия жидкости и
газа, условия плавания тел;
- применять полученные
знания для объяснения
явлений, наблюдаемых в
природе и в быту

Молекулярная физика и термодинамика(17ч)
Молекулярно-кинетическая - давать определения
Основы молекулярно –
теория (МКТ) строения понятиям:
кинетической теории (4ч)
вещества
и
ее микроскопические и
экспериментальные
макроскопические
доказательства.
параметры; стационарное

Броуновское
движение.
Температура и тепловое
равновесие. Шкала Цельсия
и Кельвина. Абсолютная
температура
как
мера
средней
кинетической
энергии
теплового
движения частиц вещества.
Силы
взаимодействий
молекул
в
разных
агрегатных
состояниях
вещества.
Модель
идеального газа. Давление
газа.
Связь
между
давлением
и
средней
кинетической
энергии
поступательного теплового
движения
молекул
идеального газа. Основное
уравнение
молекулярнокинетической
теории
идеального газа.

Уравнение состояния газа
4

Взаимные превращения
жидкости и газа(1ч)

Жидкости(1ч)

равновесное состояние газа.
Температура газа,
абсолютный ноль
температуры, изопроцесс;
изотермический, изобарный
и изохорный процессы;
- использовать
статистический подход для
описания поведения
совокупности большого
числа частиц, включающий
введение
микроскопических и
макроскопических
параметров;
- описывать
демонстрационные
эксперименты,
позволяющие
устанавливать для газа
взаимосвязь между его
давлением, объемом,
массой и температурой;
- объяснять газовые законы
на основе молекулярнокинетической теории.
- применять полученные
знания для объяснения
явлений, наблюдаемых в
природе и в быту
Уравнение
состояния - воспроизводить основное
идеального газа. Уравнение уравнение молекулярноМенделеева-Клапейрона.
кинетической теории, закон
Изопроцессы.
Газовые Дальтона, уравнение
законы.
Клапейрона-Менделеева,
закон Гей-Люссака, закон
Шарля.
- формулировать условия
идеального газа, описывать
явления ионизации;
Взаимные превращения
жидкости и газа.
Насыщенные и
ненасыщенные пары.
Давление насыщенного
пара. Кипение воздуха

описывать
демонстрационные
эксперименты,
позволяющие
устанавливать для газа
взаимосвязь между его
давлением, объемом,
массой и температурой;
Модель строения жидкости. применять полученные
Поверхностное натяжение. знания для объяснения
Смачивание
и явлений, наблюдаемых в

несмачивание. Капилляры.
Кристаллические и
аморфные тела. Модель
строения твердых тел.
Механические свойства
твердых тел. Жидкие
кристаллы
Основы термодинамики(31) Внутренняя энергия.
Термодинамическая
система ее равновесное
состояние. Работа и
теплопередача как способы
изменения внутренней
энергии. Количество
теплоты. Теплоемкость.
Фазовые переходы.
Уравнение теплового
баланса. Первый закон
термодинамики.
Адиабатный процесс.
Необратимость тепловых
процессов. Второй закон
термодинамики и его
статистическое толкование.
Преобразование энергии в
тепловых машинах. Цикл
Карно. КПД тепловых
машин. Проблемы
энергетики и охрана
окружающей среды
Твердые тела(1ч)

природе и в быту
применять полученные
знания для объяснения
явлений, наблюдаемых в
природе и в быту
- давать определения
понятиям: теплообмен,
теплоизолированная
система, тепловой
двигатель, замкнутый цикл,
необратимый процесс,
физических величин:
внутренняя энергия,
количество теплоты,
коэффициент полезного
действия теплового
двигателя, молекула, атом,
«реальный газ»,
насыщенный пар;
- понимать смысл величин:
относительная влажность,
парциальное давление;
- называть основные
положения и основную
физическую модель
молекулярно-кинетической
теории строения вещества;
- классифицировать
агрегатные состояния
вещества;
- характеризовать
изменение структуры
агрегатных состояний
вещества при фазовых
переходах
- формулировать первый и
второй законы
термодинамики;
- объяснять особенность
температуры как параметра
состояния системы;
- описывать опыты,
иллюстрирующие
изменение внутренней
энергии при совершении
работы;
- делать выводы о том, что
явление диффузии является
необратимым процессом;

- применять приобретенные
знания по теории тепловых
двигателей для
рационального
природопользования и
охраны окружающей среды
Электростатика(6ч)

Законы постоянного
тока(6ч)

Электродинамика (31 )
Электрический заряд. Закон
сохранения электрического
заряда. Электрическое
взаимодействие. Закон
Кулона. Близкодействие и
дальнодействие.
Напряженность и
потенциал
электростатического поля,
связь между нами. Линии
напряженности и
эквипотенциальные
поверхности. Принцип
суперпозиции
электрических полей.
Разность потенциалов.
Проводники и диэлектрики
в электрическом поле.
Электрическая емкость.
Конденсатор. Энергия
электрического поля

Постоянный электрический
ток.
Сила
тока.
Сопротивление.
Последовательное
и
параллельное соединение
проводников. Работа и
мощность тока.
Закон
Джоуля-Ленца.
Электродвижущая
сила
(ЭДС). Закон Ома для
полной
электрической

- давать определения
понятиям: точечный заряд,
электризация тел;
электрически
изолированная система тел,
электрическое поле, линии
напряженности
электрического поля,
свободные и связанные
заряды, поляризация
диэлектрика; физических
величин: электрический
заряд, напряженность
электрического поля,
относительная
диэлектрическая
проницаемость среды;
- формулировать закон
сохранения электрического
заряда, закон Кулона,
границы их применимости;
- описывать
демонстрационные
эксперименты по
электризации тел и
объяснять их результаты;
описывать эксперимент по
измерению электроемкости
конденсатора;
- применять полученные
знания для безопасного
использования бытовых
приборов и технических
устройств
- давать определения
понятиям: электрический
ток, постоянный
электрический ток,
источник тока, сторонние
силы, сверхпроводимость,
дырка, последовательное и
параллельное соединение
проводников; физическим
величинам: сила тока, ЭДС,
сопротивление проводника,

цепи.

Электрический ток в
различных средах 4ч)

Электронная проводимость
металлов.
Зависимость
сопротивления
проводников
от
температуры.
Сверхпроводимость.
Электрический
ток
в
полупроводниках.
Собственная и примесная
проводимости.
P-nПереход.
Полупроводниковый диод,
транзистор.
Полупроводниковые
приборы.
Электрический
ток
в
электролитах.
Электролиз. Электрический
ток в вакууме и глазах.
Плазма.

мощность электрического
тока;
- объяснять условия
существования
электрического тока;
- описывать
демонстрационный опыт на
последовательное и
параллельное соединение
проводников, тепловое
действие электрического
тока, передачу мощности от
источника к потребителю;
самостоятельно
проведенный эксперимент
по измерению силы тока и
напряжения с помощью
амперметра и вольтметра;
- использовать законы Ома
для однородного
проводника и замкнутой
цепи, закон Джоуля-Ленца
для расчета электрических
цепей.
металлов, как зависит
сопротивление
металлического проводника
от температуры
- объяснять условия
существования
электрического тока в
металлах,
полупроводниках,
жидкостях и газах;
- называть основные
носители зарядов в
металлах, жидкостях,
полупроводниках, газах и
условия при которых ток
возникает;
- формулировать закон
Фарадея;
- применять полученные
знания для объяснения
явлений, наблюдаемых в
природе и в быту

11 класс(68 ч)
Электродинамики (продолжение) (9 ч)
Магнитное поле(5ч)

Магнитное поле.

Давать определения

Электромагнитная
индукция(4ч)

Индукция магнитного поля.
Вектор магнитной
индукции. Действия
магнитного поля на
проводник с током и
движущуюся заряженную
частицу. Сила Ампер. Сила
Лоренца. Правило левой
руки. Магнитный свойства
вещества. Магнитная
запись информации.
Электроизмерительные
приборы.

понятий: магнитное поле,
индукция магнитного
поля, вихревое поле, сила
Ампера, сила Лоренца,
ферромагнетик, домен,
температура Кюри,
магнитная
проницаемость вещества.
Давать определение
единицы индукции
магнитного поля.
Перечислять основные
свойства магнитного поля.
Изображать магнитные
линии постоянного
магнита, прямого
проводника с током,
катушки с током.
Наблюдать взаимодействие
катушки с током и магнита,
магнитной стрелки и
проводника с током,
действия магнитного поля
на движущуюся
заряженную частицу.
Формулировать закон
Ампера, границы его
применимости.
Определять направление
линий индукции
магнитного поля с
помощью правила
буравчика, направление
векторов силы Ампера и
силы Лоренца с помощью
правила левой руки.
Применять закон Ампера
и формулу для
вычисления силы Лоренца
при решении задач.

Явление электромагнитной
индукции. Магнитный
поток. Правило Ленца.
Закон электромагнитной
индукции.
Электромагнитное поле.
Вихревое электрическое
поле. Практическое
применение закона
электромагнитной
индукции. Возникновение

Давать определения
понятий: явление
электромагнитной
индукции, магнитный
поток, ЭДС индукции,
индуктивность,
самоиндукция, ЭДС
самоиндукции.
Распознавать,
воспроизводить, наблюдать
явление электромагнитной

ЭДС индукции в
движущихся проводниках.
Явление самоиндукции.
Индуктивность. Энергия
магнитного поля тока.
Энергия электромагнитного
поля.

индукции, показывать
причинно-следственные
связи при наблюдении
явления. Наблюдать и
анализировать
эксперименты,
демонстрирующие правило
Ленца.
Формулировать правило
Ленца, закон
электромагнитной
индукции, границы его
применимости.
Исследовать явление
электромагнитной
индукции.
Перечислять условия, при
которых возникает
индукционный ток в
замкнутом контуре,
катушке. Определять роль
железного сердечника в
катушке. Изображать
графически внешнее и
индукционное магнитные
поля. Определять
направление индукционного
тока в конкретной
ситуации.
Объяснять возникновение
вихревого электрического
поля и электромагнитного
поля.
Описывать процесс
возникновения ЭДС
индукции в движущихся
проводниках.
Представлять принцип
действия
электрогенератора и
электродинамического
микрофона.

Колебания и волны –(10 ч)
Механические
колебания(3ч)

Механические колебания.
Свободные колебания.
Математический и
пружинный маятники.
Превращения энергии при
колебаниях. Амплитуды,
период, частота, фаза

давать определения:
колебания, колебательная
система, механические
колебания, гармонические
колебания, свободные
колебания, затухающие
колебания, вынужденные

колебания. Вынужденные
колебания, резонанс

колебания, резонанс,
смещение, амплитуда,
период, частота,
собственная частота, фаза;
- перечислять условия
возникновения колебаний,
приводить примеры
колебательных систем;
- описывать модели:
пружинный маятник,
математический маятник;
- перечислять виды
колебательного движения,
их свойства;
- распознавать,
воспроизводить, наблюдать
гармонические колебания,
свободные, колебания,
затухающие колебания,
вынужденные колебания,
резонанс;
- перечислять способы
получения свободных и
вынужденных
механических колебаний;
- составлять уравнение
механических колебаний,
записывать его решение,
определять по уравнению
колебательного движения
параметры колебания;
- представлять зависимость
смещения от времени при
колебаниях
математического и
пружинного маятника
графически, определять по
графику характеристики:
амплитуду, период и
частоту;
- находить в конкретных
ситуациях значения
периода математического и
пружинного маятника,
энергии маятника;
- объяснять превращения
энергии при колебаниях
математического маятника
и груза на пружине;
- исследовать зависимость
периода колебаний
математического маятника

от его длины;
- исследовать зависимость
периода колебаний груза на
пружине от его массы.
Электромагнитные
колебания(4ч)

Геометрическая оптика.
Прямолинейное
распространение света в
однородной среде. Законы
отражения и преломления
света. Полное отражение.
Оптические приборы.
Волновые свойства света.
Скорость света.
Интерференция света.
Когерентность волн.
Дифракция света.
Поляризация света.
Дисперсия света.
Практическое применение
электромагнитных
излучений

Давать определения
понятий: электромагнитные
колебания, колебательный
контур, свободные
электромагнитные
колебания, автоколебания,
автоколебательная
система, вынужденные
электромагнитные
колебания, переменный
электрический ток,
активное сопротивление,
индуктивное
сопротивление, емкостное
сопротивление, полное
сопротивление цепи
переменного тока,
действующее значение
силы тока, действующее
значение напряжения,
трансформатор,
коэффициент
трансформации.
Изображать схему
колебательного контура и
описывать принцип его
работы.
Распознавать,
воспроизводить, наблюдать
свободные
электромагнитные
колебания, вынужденные
электромагнитные
колебания, резонанс в цепи
переменного тока.
Анализировать
превращения энергии в
колебательном контуре
при электромагнитных
колебаниях.
Представлять зависимость
электрического заряда,
силы тока и напряжения от
времени при свободных
электромагнитных
колебаниях. Определять по
графику колебаний его

характеристики:
амплитуду, период и
частоту.
Проводить аналогию
между механическими и
электромагнитными
колебаниями.
Записывать формулу
Томсона. Вычислять с
помощью формулы
Томсона период и частоту
свободных
электромагнитных
колебаний. Определять
период, частоту, амплитуду
колебаний в конкретных
ситуациях.
Исследовать
электромагнитные
колебания.
Перечислять свойства
автоколебаний,
автоколебательной
системы. Приводить
примеры
автоколебательных
систем, использования
автоколебаний.
Объяснять принцип
получения переменного
тока, устройство
генератора переменного
тока.
Называть особенности
переменного
электрического тока на
участке цепи с резистором.
Перечислять особенности
переменного
электрического тока на
участке цепи с
конденсатором.
Перечислять особенности
переменного
электрического тока на
участке цепи с катушкой.
Записывать закон Ома для
цепи переменного тока.
Находить значения силы
тока, напряжения,
активного сопротивления,
индуктивного

сопротивления, ёмкостного
сопротивления, полного
сопротивления цепи
переменного тока в
конкретных ситуациях.
Находить значения
мощности, выделяющейся в
цепи переменного тока,
действующих значений
тока и напряжения.
Механические волны(2ч)

Механические волны.
Поперечные и продольные
вольны. Энергия волны.
Интерференция и
дифракция волн. Звуковые
волны

Давать определения
понятий: механическая
волна, поперечная волна,
продольная волна, скорость
волны, длина волны, фаза
волны, плоская волна,
волновая поверхность,
фронт волны, луч, звуковая
волна, громкость звука,
высота тона, тембр,
отражение, преломление,
поглощение,
интерференция, дифракция,
поляризация механических
волн, когерентные
источники, стоячая волна,
акустический резонанс,
плоскополяризованная
волна.
Перечислять свойства и
характеристики
механических волн.
Распознавать,
воспроизводить, наблюдать
механические волны,
поперечные волны,
продольные волны,
отражение, преломление,
поглощение,
интерференцию,
дифракцию и поляризацию
механических волн.
Называть характеристики
волн: скорость, частота,
длина волны, разность фаз.
Определять в конкретных
ситуациях скорости,
частоты, длины волны,
разности фаз волн.
Записывать и составлять

в конкретных ситуациях
уравнение гармонической
бегущей волны.
Электромагнитные
волны(4ч)

Электромагнитное поле.
Электромагнитные волны.
Вихревое электрическое
поле. Свойства
электромагнитных волн.
Диапазоны
электромагнитных
излучений и их
практическое применение.
Принципы радиосвязи и
телевидения.

Давать определения
понятий:
электромагнитное поле,
вихревое электрическое
поле, электромагнитные
волны, скорость волны,
длина волны, фаза волны,
волновая поверхность,
фронт волны, луч,
плотность потока
излучения, точечный
источник излучения,
отражение, преломление,
поглощение,
интерференция,
дифракция, поперечность,
поляризация
электромагнитных волн,
радиосвязь, радиолокация,
амплитудная модуляция,
детектирование.
Объяснять взаимосвязь
переменных
электрического и
магнитного полей.
Рисовать схему
распространения
электромагнитной волны.
Перечислять свойства и
характеристики
электромагнитных волн.
Объяснять процессы в
открытом колебательном
контуре, принцип
излучения и регистрации
электромагнитных волн.
Распознавать, наблюдать
электромагнитные волны,
излучение, приём,
отражение, преломление,
поглощение,
интерференцию,
дифракцию и поляризацию
электромагнитных волн.
Находить в конкретных
ситуациях значения
характеристик волн:
скорости, частоты, длины

волны, разности фаз,
глубину радиолокации.
Сравнивать механические
и электромагнитные
волны.
Объяснять принципы
радиосвязи и телевидения.
Объяснять принципы
осуществления процессов
модуляции и
детектирования.
Изображать
принципиальные схемы
радиопередатчика и
радиоприемника.
Осуществлять
радиопередачу и
радиоприём.
Объяснять принципы
передачи изображения
телепередатчиком и
принципы приёма
изображения телевизором.
Исследовать свойства
электромагнитных волн с
помощью мобильного
телефона. Называть и
описывать современные
средства связи.
Выделять роль А. С.
Попова в изучении
электромагнитных волн и
создании радиосвязи.
Относиться с уважением к
учёным и их открытиям.
Обосновывать важность
открытия
электромагнитных волн для
развития науки.
Оптика ( 11 )
Световые волны.
Геометрическая и волновая
оптика(9ч)

Геометрическая оптика.
Прямолинейное
распространение света в
однородной среде. Законы
отражения и преломления
света. Полное отражение.
Оптические приборы.
Волновые свойства света.
Скорость света.
Интерференция света.

Давать определения
понятий: свет,
геометрическая оптика,
световой луч, скорость
света, отражение света,
преломление света, полное
отражение света, угол
падения, угол отражения,
угол преломления,
относительный показатель

Когерентность волн.
Дифракция света.
Поляризация света.
Дисперсия света.
Практическое применение
электромагнитных
излучений.

преломления, абсолютный
показатель преломления,
линза, фокусное
расстояние линзы,
оптическая сила линзы,
дисперсия света,
интерференция света,
дифракция света,
дифракционная решетка,
поляризация света,
естественный свет,
плоскополяризованный
свет.
Описывать методы
измерения скорости света.
Перечислять свойства
световых волн.
Распознавать,
воспроизводить, наблюдать
распространение световых
волн, отражение,
преломление, поглощение,
дисперсию,
интерференцию,
дифракцию и поляризацию
световых волн.
Формулировать принцип Г
юйгенса, законы отражения
и преломления света,
границы их применимости.
Строить ход луча в
плоскопараллельной
пластине, треугольной
призме, поворотной
призме, оборачивающей
призме, тонкой линзе.
Строить изображение
предмета в плоском
зеркале, в тонкой линзе.
Перечислять виды линз, их
основные характеристики
— оптический центр,
главная оптическая ось,
фокус, оптическая сила.
Находить в конкретной
ситуации значения угла
падения, угла отражения,
угла преломления,
относительного показателя
преломления, абсолютного
показателя преломления,
скорости света в среде,

фокусного расстояния,
оптической силы линзы,
увеличения линзы, периода
дифракционной решетки.
Давать определения
понятий: тепловое
излучение,
электролюминесценция,
катодолюминесценция,
хемилюминесценция,
фотолюминесценция,
сплошной спектр,
линейчатый спектр,
полосатый спектр, спектр
поглощения, спектральный
анализ.
Перечислять виды
спектров. Распознавать,
воспроизводить, наблюдать
сплошной спектр,
линейчатый спектр,
полосатый спектр, спектр
излучения и поглощения.
Изображать, объяснять и
анализировать кривую
зависимости
распределения энергии в
спектре абсолютно
черного тела.
Перечислять виды
электромагнитных
излучений, их источники,
свойства, применение.
Сравнивать свойства
электромагнитных волн
разной частоты
Основы специальной теории относительности (3 ч)
Причины появления Давать определения
Основы специальной
СТО. Постулаты СТО: понятий: событие,
теории относительности
инвариантность
модуля постулат, собственная
(3ч)
скорости света в вакууме, инерциальная система
принцип относительности отсчета, собственное время,
Эйнштейна. Пространство и собственная длина тела,
время
в
специальной масса покоя, инвариант,
теории
относительности. энергия покоя.
Энергия
и
импульс Объяснять противоречия
свободной частицы. Связь между классической
массы и энергии свободной механикой и
частицы. Энергия покоя.
электродинамикой
Максвелла и причины
появления СТО.
Изучение и спектры(2ч)

Виды излучений.
Источники света.
Спектральный анализ.
Тепловое излучение.
Распределение энергии в
спектре абсолютно черного
тела. Шкала
электромагнитных волн.
Наблюдение спектров

Формулировать постулаты
СТО.
Формулировать выводы из
постулатов СТО и
объяснять релятивистские
эффекты сокращения
размеров тела и
замедления времени между
двумя событиями с точки
зрения движущейся
системы отсчета.
Анализировать формулу
релятивистского закона
сложения скоростей.
Проводить мысленные
эксперименты,
подтверждающие
постулаты СТО и их
следствия.
Находить в конкретной
ситуации значения
скоростей тел в СТО,
интервалов времени между
событиями, длину тела,
энергию покоя частицы,
полную энергию частицы,
релятивистский импульс
частицы.
Записывать выражение
для энергии покоя и
полной энергии частиц.
Излагать суть принципа
соответствия.
Находить в литературе и в
Интернете информацию о
теории эфира,
экспериментах, которые
привели к созданию СТО,
относительности
расстояний и промежутков
времени, биографии А.
Эйнштейна.
Световые кванты(5ч)

Квантовая физика ( 17 ч)
Предмет и задачи
квантовой физики. Гипотеза
Планка о квантах.
Фотоэффект. Фотон.
Уравнение Эйнштейна для
фотоэффекта. Опыты А.Г.
Столетова. Корпускулярноволновой дуализм.
Дифракция электронов.

Давать определения
понятий: фотоэффект,
квант, ток насыщения,
задерживающее
напряжение, работа выхода,
красная граница
фотоэффекта,
Формулировать предмет и
задачи квантовой физики.

Давление света. Опыты
П.Н. Лебедева и С.И.
Вавилова. Соотношение
неопределенностей
Гейзенберга.

Распознавать, наблюдать
явление фотоэффекта.
Описывать опыты
Столетова.
Формулировать гипотезу
Планка о квантах, законы
фотоэффекта.
Анализировать законы
фотоэффекта.
Записывать и составлять в
конкретных ситуациях
уравнение Эйнштейна для
фотоэффекта и находить с
его помощью неизвестные
величины.
Находить в конкретных
ситуациях значения
максимальной
кинетической энергии
фотоэлектронов, скорости
фотоэлектронов, работы
выхода, запирающего
напряжения, частоты и
длины волны, частоты и
длины волны,
соответствующих красной
границе фотоэффекта.
Приводить примеры
использования
фотоэффекта.
Объяснять суть
корпускулярно-волнового
дуализма.
Описывать опыты
Лебедева по измерению
давления света и Вавилова
по оптике.
Описывать опыты по
дифракции электронов.
Формулировать
соотношение
неопределённостей
Гейзенберга и объяснять
его суть.
Находить в литературе и в
Интернете информацию о
работах Столетова,
Лебедева, Вавилова,
Планка, Комптона, де
Бройля. Выделять роль
российских учёных в
исследовании свойств

Атомная физика(3ч)

Опыты Резефорда.
Планетарная модель
строения атома.
Объяснение линейчатого
спектра водорода на основе
квантовых постулатов
Бора. Спонтанное и
вынужденное излучение
света. Лазеры.

света. Приводить примеры
биологического и
химического действия
света. Г отовить
презентации и сообщения
по изученным темам
(возможные темы
представлены в учебнике)
Давать определения
понятий: атомное ядро,
энергетический уровень,
энергия ионизации,
спонтанное и вынужденное
излучение света.
Описывать опыты
Резерфорда.
Описывать и сравнивать
модели атома Томсона и
Резерфорда.
Рассматривать,
исследовать и описывать
линейчатые спектры.
Формулировать квантовые
постулаты Бора.
Объяснять линейчатые
спектры атома водорода
на основе квантовых
постулатов Бора.
Рассчитывать в
конкретной ситуации
частоту и длину волны
испускаемого фотона при
переходе атома из одного
стационарного состояния
в другое, энергию
ионизации атома,
находить значения
радиусов стационарных
орбит электронов в
атоме.
Описывать устройство и
объяснять принцип
действия лазера. Находить
в литературе и в Интернете
сведения о фактах,
подтверждающих сложное
строение атома, о работах
учёных по созданию
модели строения атома,
получению вынужденного
излучения, применении
лазеров в науке, медицине,

Физика атомного ядра(4ч)

промышленности, быту.
Выделять роль российских
учёных в создании и
использовании лазеров.
Г отовить презентации и
сообщения по изученным
темам (возможные темы
представлены в учебнике)
Состав и строение атомного Давать определения
ядра. Изотопы. Ядерные
понятий: массовое число,
силы. Обменная модель
нуклоны, ядерные силы,
ядерного взаимодействия.
виртуальные частицы,
Дефект массы и энергия
дефект масс, энергия связи,
связи ядра.
удельная энергия связи
Радиоактивность. Виды
атомных ядер,
радиоактивных
радиоактивность,
превращений атомных ядер. активность
Радиоактивное излучение,
радиоактивного вещества,
правила смещения. Закон
период полураспада,
радиоактивного распада.
искусственная
Методы наблюдения и
радиоактивность, ядерные
регистрации элементарных реакции, энергетический
частиц. Ядерные реакции,
выход ядерной реакции,
реакции деления и синтеза. цепная ядерная реакция,
Цепная реакция деления
коэффициент размножения
ядер. Ядерная энергетика.
нейтронов, критическая
Термоядерный синтез.
масса, реакторыПрименение ядерной
размножители,
энергии. Биологическое
термоядерная реакция.
действие радиоактивных
Сравнивать свойства
излучений.
протона и нейтрона.
Описывать протоннонейтронную модель ядра.
Определять состав ядер
различных элементов с
помощью таблицы
Менделеева. Изображать и
читать схемы атомов.
Сравнивать силу
электрического
отталкивания протонов и
силу связи нуклонов в ядре.
Перечислять и описывать
свойства ядерных сил.
Вычислять дефект масс,
энергию связи и удельную
энергию связи конкретных
атомных ядер.
Анализировать связь
удельной энергии связи с
устойчивостью ядер.
Перечислять виды

радиоактивного распада
атомных ядер. Сравнивать
свойства альфа-, бета- и
гамма-излучений.
Записывать правила
смещения при
радиоактивных распадах.
Определять элементы,
образующиеся в результате
радиоактивных распадов.
Записывать, объяснять
закон радиоактивного
распада, указывать
границы его
применимости. Определять
в конкретных ситуациях
число нераспавшихся ядер,
число распавшихся ядер,
период полураспада,
активность вещества.
Перечислять и описывать
методы наблюдения и
регистрации
элементарных частиц.
Наблюдать треки альфачастиц в камере Вильсона.
Регистрировать ядерные
излучения с помощью
счётчика Гейгера.
Определять импульс и
энергию частицы при
движении в магнитном
поле (по фотографиям).
Записывать ядерные
реакции. Определять
продукты ядерных
реакций. Рассчитывать
энергический выход
ядерных реакций.
Описывать механизмы
деления ядер и цепной
ядерной реакции.
Сравнивать ядерные и
термоядерные реакции.
Объяснять принципы
устройства и работы
ядерных реакторов.
Участвовать в обсуждении
преимуществ и
недостатков ядерной
энергетики.

Элементарные частицы(2ч)

Элементарные частицы.
Фундаментальные
взаимодействия.
Ускорители элементарных
частиц

Давать определения
понятий: аннигиляция,
лептоны, адроны, кварк,
глюон.
Перечислять основные
свойства элементарных
частиц.
Выделять группы
элементарных частиц.
Перечислять законы
сохранения, которые
выполняются при
превращениях частиц.
Описывать процессы
аннигиляции частиц и
античастиц и рождения
электрон-позитронных пар.
Называть и сравнивать
виды фундаментальных
взаимодействий.
Описывать роль
ускорителей в изучении
элементарных частиц.
Называть основные виды
ускорителей
элементарных частиц.
Находить в литературе и в
Интернете сведения об
истории открытия
элементарных частиц, о
трёх этапах в развитии
физики элементарных
частиц.
Описывать современную
физическую картину мира.

Строение Вселенной (8ч)
Солнечная система.
Строение и эволюция
Вселенной (8 ч)

Видимые движения
небесных
тел.
Законы
Кеплера.
Солнечная
система: планеты и малые
тела, система «Земля –
Луна».
Строение
и
эволюция Солнца и звезд.
Классификация
звезд.
Звезды и источники их
энергии.
Галактика.
Современные
представления о строении и
эволюции
Вселенной.
Другие
галактики.
Пространственного
-

Давать определения
понятий: небесная сфера,
эклиптика, небесный
экватор, полюс мира, ось
мира, круг склонения,
прямое восхождение,
склонение, параллакс,
парсек, астрономическая
единица, перигелий,
афелий, солнечное
затмение, лунное затмение,
планеты земной группы,
планеты-гиганты, астероид,
метеор, метеорит,
фотосфера, светимость,

временные
масштабы
наблюдаемой Вселенной.
Применимость
законов
физики для объявления
природы
космических
объектов. Темная материя и
темная энергия.

СОГЛАСОВАНО:
Протокол №1 заседания ШМО
от
августа 2019 г.
Руководитель______Г.А. Жежец

протуберанец, пульсар,
нейтронная звезда, чёрная
дыра, протозвезда,
сверхновая звезда,
галактика, квазар, красное
смещение, теория
Большого взрыва, возраст
Вселенной.
Наблюдать Луну и планеты
в телескоп.
Выделять особенности
системы Земля—Луна.
Распознавать,
моделировать, наблюдать
лунные и солнечные
затмения.
Объяснять приливы и
отливы.
Формулировать и
записывать законы
Кеплера.
Описывать строение
Солнечной системы.
Перечислять планеты и
виды малых тел.
Описывать строение
Солнца.
Наблюдать солнечные
пятна. Соблюдать правила
безопасности при
наблюдении Солнца.

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
августа 2019 года
__________Т.Н.Караева


Наверх

Поступление финансовых и материальных средств по итогам финансового года

СВЕДЕНИЯ  о поступлениях и выплатах учреждения



Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения за 2023 год.xlsx (скачать)
Сведения о поступлениях и выплатах усреждения.xlsx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».