Рабочая программа курса «Русский язык» для 10-11 классов профильный уровень II. Планируемые результаты освоения курса «Русский язык» Личностные результаты освоения основной образовательной программы: 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 7) способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. 8) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 9) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 10) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 11) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 12) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 13) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 14) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 15) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 16) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы должны отражать: 1. для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся: - способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха; 2. для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата: - владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки; - умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования; - способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 3. для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: - формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия; - знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Метапредметные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы должны отражать: 1. для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся: - владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи; 2. для обучающихся с расстройствами аутентического спектра: - способность планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора; - овладение умением определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора; - овладение умением выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора; овладение умением оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора; - овладение умением адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора; - овладение умением активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора; - способность самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогупсихологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса; - способность самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников. Предметные результаты освоения основной образовательной программы: Изучение предметной области "Русский язык и литература" - языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования российской гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных средств коммуникации, должно обеспечить: 1. сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства, способности свободно общаться в различных формах и на разные темы; 2. включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание 3. 4. 5. 6. ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России; сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом; сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним; приобщение к российскому литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; сформированность чувства причастности к российским свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений; свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения русским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета; сформированность знаний о русском языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров. Предметные результаты изучения предметной области «Русский язык и литература» включают результаты изучения учебных предметов: «Русский язык», «Литература» (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса русского языка и литературы должны отражать: 1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; 2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; 3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; 4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; 5) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой; 6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; 7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; 8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; 9) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; 10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы; 11) для слепых, слабовидящих обучающихся: -сформированность навыков письма на брайлевской печатной машинке; 12) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся: -сформированность и развитие основных видов речевой деятельности обучающихся слухозрительного восприятия (с использованием слуховых аппаратов и (или) кохлеарных имплантов), говорения, чтения, письма; 13) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: -овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой и альтернативной коммуникативной практике при создании устных, письменных, альтернативных высказываний; стремление к возможности выразить собственные мысли и чувства, обозначить собственную позицию. «Русский язык», «Литература» (углубленный уровень) - требования к предметным результатам освоения углубленного курса русского языка и литературы должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать: 1) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания; 2) сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка; 3) владение знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; 4) владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию; 5) сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функциональностилевой и жанровой принадлежности; 6) владение различными приемами редактирования текстов; 7) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности; 8) понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений; 9) владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста; 10) сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле; 11) владение начальными навыками литературоведческого исследования историко- и теоретико-литературного характера; 12) умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка); 13) сформированность представлений о принципах основных направлений литературной критики. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Выпускник на профильном уровне научится: воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания; рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы; распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи; комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка); отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка; использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; 8. иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания; 9. выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; 10. дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте; 11. проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию; 12. оценивать стилистические ресурсы языка; 13. сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля; 14. владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; 15. создавать отзывы и рецензии на предложенный текст; 16. соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; 17. соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; 18. соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения; 19. осуществлять речевой самоконтроль; 20. совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; 21. использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств; 22. оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы). Выпускник на профильном уровне получит возможность научиться: 1. проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте; 2. выделять и описывать социальные функции русского языка; 3. проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности; 4. анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию; 5. характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка; проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме; 6. проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью; 7. критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст; 8. выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности; 9. осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию; 10. использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка; 11. проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи; 12. редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка; 13. определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи. III. Содержание учебного курса «Русский язык» 10 класс . Профильный уровень. 1. Вспомним изученное. 2. Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке Язык как многофункциональная развивающаяся знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Языки государственные, мировые, межнационального общения. Основные функции языка. Социальные функции русского языка. Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка. Лингвистика в системе гуманитарного знания. Русский язык как объект научного изучения. Русистика и ее разделы. Лингвистический эксперимент. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Основные направления развития русистики в наши дни. Текст. Признаки текста. Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка. Речь. Речевое общение Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными разновидностями языка. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их особенности. Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и создания собственного высказывания в устной и письменной форме. Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебнонаучных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы. Владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Комплексный лингвистический анализ текста. Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Выступление перед аудиторией с докладом; представление реферата, проекта на лингвистическую тему. Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. Стилистические ресурсы языка. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей. Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Культура публичного выступления с текстами различной жанровой принадлежности. Речевой самоконтроль, самооценка, самокоррекция. Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функциональносмысловых типов, стилей и жанров. Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи. Основные изобразительно-выразительные средства языка. Готовимся к ЕГЭ 10 класс. Лексические нормы современного русского языка. Причины возникновения речевых ошибок: непонимание значения слова, нарушение лексической сочетаемости. Тавтология, плеоназм – формы многословия; лексическая неполнота. Использование слов без учёта их стилистической окраски, происхождения, сферы употребления. Орфоэпические и акцентологические нормы современного русского языка. Средства звуковой выразительности речи. Морфологические нормы современного русского языка. Употребление грамматических форм имён существительных. Употребление в речи местоимений. Падеж местоимений при предлоге «по». Формы повелительного наклонения глаголов. Формы 1 лица настоящего и будущего времени глаголов. Употребление предлогов в -из и на - с. Падеж имён существительных при предлогах согласно, вопреки и др. Выполнение тестовых заданий, направленных на совершенствование орфографических и пунктуационных навыков. 11 класс. Культура речи Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы и архаизмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма. Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи. Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Совершенствование собственных коммуникативных способностей и культуры речи. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании. Варианты языковых норм. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения. Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач. Разные способы редактирования текстов. Анализ коммуникативных качеств и эффективности речи. Редактирование текстов различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка. Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование. Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны. Повторение изученного Систематизация знаний по русскому языку. Фонетика. Лексикология. Морфемика. Морфология. Синтаксис. Роль единиц указанных разделов в построении текстов разных стилей и жанров. Систематизация орфограмм в соответствии с принципами орфографии. Блоковый характер орфографических и пунктуационных правил как средство преодоления дробности частных правил. Закрепление навыков грамотного письма (обобщающие задания). Совершенствование устной речи. Готовимся к ЕГЭ 11 класс. Проблема текста Проблема текста. Типы проблем: философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические. Способы выявления проблемы. Выбор одной проблемы из нескольких. Формулирование проблемы текста. Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы: непонимание проблемы, неумение сформулировать проблему, неоправданное расширение или сужение проблемы, подмена проблемы авторской позицией, подмена формулировки проблемы пересказом. Комментарий к проблеме текста Комментарий к проблеме текста. Типы комментария: текстуальный, концептуальный. Оформление комментария. Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы. Отличие комментария от пересказа. Введение цитат в текст сочинения. Типичные ошибки при комментировании проблемы: отсутствие комментария, отсутствие опоры на текст, подмена комментария пересказом, цитированием текста или его фрагмента, несоответствие комментария заявленной проблеме. Авторская позиция Позиция автора. Средства выражения позиции автора: Слова-маркеры, оценочная лексика, средства выразительности, вводные слова, побудительные предложения. Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. Оформление позиции автора. Типовые конструкции (клише) для выражения авторской позиции. Типичные ошибки при формулировании позиции автора: отсутствие формулировки авторской позиции, формулировка авторской позиции дана слишком широко и/или неточно, несоответствие формулировки авторской позиции заявленной проблеме, подмена позиции автора мнением героя-рассказчика, подмена позиции автора цитированием фрагмента текста. Аргументация собственного мнения Аргументация собственного мнения. Виды аргументов: рациональные (логические), иллюстративные, ссылки на авторитет. Способы аргументации: поддерживающая аргументация, опровергающая аргументация. Структура аргумента: тезис, логический переход, аргумент, микровывод. Типичные ошибки аргументации: отсутствие аргументов, «довод» ученика повторяет тезис, подмена аргументации выражением своего отношения к автору, героям, событиям исходного текста, подмена собственной аргументации анализом доводов, используемых автором, отклонение от тезиса, несоответствие аргументов заявленному тезису, этически некорректное изложение доводов. Композиция сочинения Композиция сочинения-рассуждения: проблема, комментарий к проблеме, позиция автора, собственное мнение, аргумент 1- аргумент 2-вывод. Виды и формы вступления: проблемный вопрос, общие сведения о проблеме, ссылка ан авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме, создание определенного эмоционального настроя, цитата из исходного текста, обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям. Виды заключения: обобщение основных мыслей автора, вопросительное предложение, призыв, обращение к читателю, использование цитат. Речевое оформление сочинения Грамматические ошибки. Речевые ошибки. Логические ошибки. Фактические ошибки Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 10 класс (Примечание: уроки подготовки к ЕГЭ отмечены * ) Содержание. Кол-во часов Характеристика основных видов деятельности учащихся 1 Введение 1 Ознакомительное чтение (знакомство с учебником). Беседа о языке .Составление текста- рассуждения. 2 Вспомним изученное. Повторение. 6+2* Анализ языковых единиц и синтез разрозненных характеристик единиц языка. Комплексный анализ текста. Составление текста- рассуждения. Составление текста по данному началу. Подбор эпитетов к словам. Риторическое определение. Составление предложений по характеристикам. Контрольный диктант с грамматическими заданиями. 3 Общие сведения о языке. 8+4* Аналитическое чтение параграфов учебника. Проанализировать социальные функции русского языка. Работа с толковым словарем. Устное рассуждение на лингвистическую тему. Участие в мини- дискуссии. Лингвистический анализ текста. Составление текста по опорным словам. Сочинение- рассуждение. Ответы на вопросы. Тестирование по разделу. 4 Русский язык в современном мире 4+2* Проанализировать, как литературный язык стал центром системы современного русского языка. Составление древа семьи индоевропейских языков. Работа с этимологическими словарями. Ответы на вопросы. Сочинение- эссе 5 Язык и общество 11+4* Анализ форм существования русского национального языка. Составление конспекта статей ученых лингвистов. Составление тезисного плана параграфа учебника. Частичный анализ текстов различных типов и стилей речи. Работа со словарем. Тестирование. 6 Текст 6+3* Частичный , выборочный и комплексный анализ текстов разных типов речи и стилей. Сопоставительный анализ предложений. Устное сочинение- рассуждение. Составление резюме или аннотации. 7 Речь. Речевое общение 8+5* Составление таблиц по тексту параграфа. Частичный анализ текста. Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность общения в различных жизненных ситуациях. Комплексный лингвистический анализ текста художественного стиля. Уроки- диспуты. 8 Монологическая и диалогическая речь. 12+6* Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров. Выступление перед аудиторией с докладами и сообщениями об известных ученых- русистах (Ф.И.Буслаев, И.А. Бодуэну Куртенэ, В.В.Виноградов, А.М.Пешковский, А.А.Потебня, А.А.Шахматов, Л.ВЩщерба и другие). Работа со словарями. Составление таблиц по тексту параграфа. Частичный анализ текста. 9 Культура публичной речи 4+3* Наблюдение за публичной речью, собственной речью и речью окружающих. Самоанализ речевого и публичного поведения. Беседа о культуре речи родного языка. Анализ языкового материала.. Составление текста по опорным словам. Редактирование. Устное сочинение – рассуждение на общественно значимую тему. Сочинение- эссе. Тестирование. 10 Литературный язык и язык художественной литературы. 5+6* Составление тезисного плана параграфа учебника. Составление рассказа или очерка.. Лингвистический анализ стихотворного текста. Определение функций старославянизмов в художественных текстах. Работа со словарем. Сочинение- рассуждение. Защита проектов. 11 Повторение и обобщение изученного в 10 классе 5 Частичный, выборочный, комплексный анализ текстов разных типов речи и стилей. Составление текста по опорным словам. Итого 70+35* Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 11 класс (Примечание: уроки подготовки к ЕГЭ отмечены * ) Содержание 1 Введение 1 Комплексный анализ текста. 2 Культура речи. 19+5* Аналитическое чтение параграфов учебника. Составление плана простого, сложного, вопросительного, цитатного, тезисного. Развитие коммуникативной целесообразности, уместности, точности и выразительности речи. Анализ коммуникативных неудач. Частичный, выборочный и комплексный анализ текстов различных типов речи и стилей. Составление текстов по опорным словам. Сочинение- эссе. Культура разговорной речи. Уроки- дискуссии. Подготовка сообщений на лингвистическую тему, работа со словарями. Тестирование. 3 Языковая норма и ее функции. 12+2* Составление тезисного плана параграфов учебника. Составление таблицы по параграфу учебника. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Редактирование текстов. Уроки –дискуссии. Составление текстов по опорным словам, данному началу. Тестирование. 4 Повторение изученного. Фонетика , графика, орфоэпия. Морфемика и словообразование. Лексикология, фразеология, этимология. Морфология. 12+4* Частичный анализ текстов различных типов речи и стилей. Работа с орфографическим словарем .Работа с лингвистическими словарями. Составление текстов по опорным словам. Подбор примеров языковых явлений из художественной литературы. Сочинение- миниатюра по афоризму Составление афоризмов.. Составление текстов по пословице. Подбор примеров языковых явлений художественной литературы. Анализ текстов современной публицистики. Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему Составление опорных схем на основе теоретического материала. Анализ языковых единиц (морфологический разбор). Устное рассуждение на лингвистическую тему .Составление текста по данному началу. Тестирование. 5 Повторение изученного. Синтаксиса и пунктуации 18+19* Составление опорных схем на основе теоретического материала. Конструирование предложений разных типов. Сочинение- рассуждение. Составление схем предложений. Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей. редактирование. составление текстов по цитате, по пословице. Сочинения в различных жанрах: путевые заметки, личное письмо, дневниковые записи и другие. Комплексный анализ текста. Жанр слова. Дискуссия на лингвистическую тему. Тестирование. 6 Обобщающее повторение орфографии 8+5* Составление опорных схем на основе теоретического материала. Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей. Тестирование. Совершенствование устной речи. Итого 70+35* Тематическое планирование в 10 классе на 2020-2021 год (Примечание: уроки подготовки к ЕГЭ отмечены * ) п/п Разделы программы Кол-во часов Примерные сроки Количество контрольных работ 1 Введение 1 2 Вспомним изученное. Повторение. 6+2* 1 полугодие Контрольный диктант с грамматическими заданиями 3 Общие сведения о языке. 8+4* 1 полугодие Сочинение Тест. 4 Русский язык в современном мире 4+2* Сочинение- эссе 5 Язык и общество 11+4* 1 полугодие Тест. 6 Текст 6+3* 7 Речь. Речевое общение 8+5* 2 полугодие Тест 8 Монологическая и диалогическая речь. 12+6* 2 полугодие. Сочинение. Тест 9 Культура публичной речи 4+3* 2 полугодие. Сочинение- эссе. Тест. 10 Литературный язык и язык художественной литературы. 5+6* 2 полугодие. Сочинение. Защита проектов 11 Повторение и обобщение изученного в 10 классе 5 Итого 70+35* Тематическое планирование в 11 классе (Примечание: уроки подготовки к ЕГЭ отмечены * ) Количество контрольных работ 1 Введение 1 2 Культура речи 19+5* 1 полугодие Сочинение-рассуждение. Сочинение- эссе. Тест. 3 Языковая норма и ее функции 12+2* .1 полугодие Тест. 4 Повторение изученного. Фонетика , графика, орфоэпия. Морфемика и словообразование. Лексикология, фразеология, этимология. Морфология. 12+4* 2 полугодие Сочинение- рассуждение Тест. 5 Повторение изученного. Синтаксиса и пунктуации 18+19* 2 полугодие Сочинение-рассуждение. Тест. Сочинение- рассуждение 6 Обобщающее повторение орфографии 8+5* 2 полугодие Тест. Итого 70+35* Календарно-тематическое планирование материала по русскому языку в 10 классе на учебный год Согласно календарному учебному графику сокращено количество часов (на1 час) на изучение отдельных тем(уроки уро ка Тема(раздел) Колво часов Дата проведения Примечание планируемая фактическая 1 полугодие Введение (1ч) 1 Роль языка в жизни общества 1 Вспомним изученное. Повторение ( 6 +2* ) 2 Основные единицы языка 1 3 Основные разделы науки о языке. Фонетика. 1 4 Основные разделы науки о языке. Морфемика. Словообразование 1 5 Основные разделы науки о языке. Лексикология и фразеология. Морфология 1 6 Основные разделы науки о языке. Синтаксис Орфография и пунктуация 1 7 Контрольный диктант с грамматическими заданиями 1 8 9 Готовимся к ЕГЭ Выполнение тестовых заданий. 2 Общие сведения о языке. (8 +4*) 10 Язык . общие сведения о языке. Основные разделы о языке. 1 11 Язык как многофункциональная развивающаяся знаковая система и общественное явление. 1 12 Языки естественные и искусственные. 1 13 Лингвистический анализ текста В. Сухомлинского (упр 1, стр 174) 1 14 Основные функции языка. 1 15 16 Готовимся к ЕГЭ. Сочинение- рассуждение «Русский язык среди других языков мира» 2 17 Языки государственные, мировые, межнационального общения 1 18 Социальные функции русского языка. 1 19 Контрольное тестирование по разделу «Общие сведения о языке» 1 20 21 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Готовимся к ЕГЭ. Выполнение тестовых заданий. 2 Русский язык в современном мире. ( 4+2*) 22 Русский язык как один из индоевропейских языков. 1 23 Русский язык в кругу других славянских языков. 1 24 Историческое развитие русского языка. 1 25 Роль старославянского языка в развитии русского языка. 1 26 27 Готовимся к ЕГЭ. Сочинение- эссе с использованием параллельного и цепного способа связи предложений в тексте 2 Язык и общество. (11+4*) 28 Язык и культура. Язык истории народа. 1 29 Русский язык в РФ и современном мире, в международном общении, в межнациональном общении. 1 30 31 Формы существования русского национального языка ( литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) 2 32 33 Готовимся к ЕГЭ. Орфоэпические и акцентологические нормы современного русского языка. 2 34 Роль форм русского языка а становлении и развитии русского языка. 1 35 Активные процессы в русском языке на современном этапе. 1 36 Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. 1 37 Лингвистика в системе гуманитарного знания. 1 38 39 Готовимся к ЕГЭ. Лексические нормы современного русского языка. Причины возникновения речевых ошибок: непонимание значения слова, нарушение лексической сочетаемости 2 40 Русский язык как объект научного изучения. Русистика и ее разделы. Основные направления развития русистики в наши дни. 1 41 Урок- практикум. Лингвистический эксперимент. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Составление конспектов статей. 1 42 Контрольное тестирование по разделу «Язык и общество» 1 Текст ( 6+3* ) 43 Признаки текста. 1 44 Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. 1 45 46 47 Готовимся к ЕГЭ. Морфологические нормы современного русского языка. Употребление грамматически форм имен существительных. 3 48 Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. 1 2 полугодие 49 Лингвистический анализ текста публицистического стиля. 1 50 Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка. 1 51 Урок- практикум. Составление резюме или аннотации (по выбору ) 1 Речь. Речевое общение. (8+5*) 52 Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательнотрудовой деятельности. Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными разновидностями языка. 1 53 Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их особенности. Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и создания собственного высказывания в устной и письменной форме. 1 54 Урок – дискуссия на тему « С какого времени литературный язык можно считать современным?» 1 55 56 57 Готовимся к ЕГЭ. Морфологические нормы современного русского языка. Употребление грамматических форм имен прилагательных. 3 58 Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. 1 59 Урок – дискуссия на тему «Проблемы экологии языка» 1 60 Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. 1 61 62 Готовимся к ЕГЭ Морфологические нормы современного русского языка. Употребление грамматических форм имен числительных 2 63 Контрольное тестирование по разделу «Речь. Речевое общение» 1 64 Комплексный лингвистический анализ текста художественного стиля. 1 Монологическая и диалогическая речь. (12+6*) 65 66 Готовимся к ЕГЭ. Морфологические нормы современного русского языка. Употребление в речи местоимений. Падеж местоимений при предлоге «по» 2 67 68 Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Выступление перед аудиторией с докладом или сообщением об известных ученых русистах. 2 69 70 Готовимся к ЕГЭ. Сочинение по прочитанному тексту 2 . 71 Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. 1 72 73 74 Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. 3 75 Стилистические ресурсы языка. 1 76 77 78 Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей. 3 79 Контрольное тестирование по разделу «Монологическая и диалогическая речь» 1 80 81 Анализ контрольного тестирования. Готовимся к ЕГЭ. Выполнение тестовых заданий. 2 Культура публичной речи. (4+3*) 82 Урок- практикум. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. 1 83 Готовимся к ЕГЭ. Морфологические нормы современного русского языка. Формы повелительного наклонения глагола. Формы 1 лица настоящего времени и будущего времени глаголов 1 84 Урок- практикум. Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). 1 85 Сочинение – эссе по прочитанному тексту. 1 86 Контрольное тестирование по теме «Публичная речь» 1 87 88 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Гот8овимся к ЕГЭ. Выполнение тестовых заданий 2 Литературный язык и язык художественной литературы. (5+6*) 89 Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка 1 90 91 Готовимся к ЕГЭ. Сочинение по прочитанному тексту. 2 92 Основные признаки художественной речи. 1 93 94 Готовимся к ЕГЭ. Употребление предлогов в - из и на- с. Падеж имен существительных при предлогах согласно, вопреки и др. 2 95 Урок- практикум. Основные изобразительно-выразительные средства языка. Составление рассказа или очерка. 1 96 97 Защита проектов «Отношение А.С Пушкина к общенародному языку» или «Отношение А.С. Пушкина к заимствованиям» 2 98 Лингвистический анализ стихотворного текста 1 99 100 Готовимся к ЕГЭ. Выполнение тестовых заданий. 2 101 102 103 104 105 Повторение и обобщение изученного в 10 классе. 5 Календарно-тематическое планирование материала по русскому языку в 11 классе Согласно календарному учебному графику сокращено количество часов (на1 час) на изучение отдельных тем(уроки) уро ка Тема(раздел) Колво часов Дата проведения Приме чание планируемая фактическая 1 полугодие Введение (1 ч) 1 Вводный урок. 1 Культура речи. (19+5*) 2 Культура речи как раздел лингвистики. 1 3 Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. 1 4 Взаимосвязь языка и культуры. 1 5 6 7 8 Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы и архаизмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. 4 9 Комплексный анализ текста. 1 10 Готовимся к ЕГЭ. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ 1 11 Сочинение- рассуждение по прочитанному тексту 1 12 Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. 1 13 Готовимся к ЕГЭ. Что такое проблема текста? Типы проблем 1 14 Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. 1 15 Урок- практикум. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. 1 16 Урок- практикум. Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма. Культура публичной речи. 1 17 18 Готовимся к ЕГЭ. Формулирование проблемы текста. Типичные ошибки при формулировании проблемы 2 19 Сочинение- эссе по прочитанном тексту 1 20 Урок- дискуссия. «Слово энергетическое оружие» 1 21 Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). 1 22 Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. 1 23 Культура разговорной речи. 1 24 Контрольное тестирование по теме «Культура речи» 1 25 Готовимся к ЕГЭ. Что такое комментарий? Типы комментария 1 Языковая норма и ее функции. (12+2*) 26 27 28 29 Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. 4 30 31 Орфографические нормы, пунктуационные нормы. 2 32 Урок- практикум. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. 1 33 Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании. 1 34 Урок- дискуссия. «Нужно ли говорить правильно?» 1 35 36 Готовимся к ЕГЭ. Оформление комментария. Отличие комментария от пересказа 2 37 Варианты языковых норм. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения. 1 38 Урок практикум. Разные способы редактирования текстов. 1 39 Контрольное тестирование по разделу «Языковая норма и ее функции» 1 Повторение изученного. Фонетика , графика, орфоэпия. Морфемика и словообразование. Лексикология, фразеология, этимология. Морфология. (12+4*) 40 Систематизация знаний по русскому языку Классификация звуков, транскрипция. Орфоэпические нормы. 1 41 Особенности звуковой организации художественного текста . Звукопись. 1 42 Морфемный состав слов в разный частей речи. Изменение морфемного состава слова с течением времени. 1 43 Основные способы словообразования. Словообразовательный повтор как стилистическое средство. 1 44 45 Готовимся к ЕГЭ. Введение цитат в текст сочинения. Типичные ошибки при комментировании проблемы 2 46 Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Стилистически окрашенные слова. 1 47 Анализ текстов современной публицистики 1 48 Фразеологизмы. Синтаксические особенности устойчивых выражений. Этимогогия. 1 2 полугодие 49 Морфология. Признаки частей речи. Классификация частей речи. 1 50 Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему. 1 51 Грамматическое значение, морфологические признаки, морфемный состав, синтаксическая функция. 1 53 Особенности правописания слов в разных частей речи. 1 Контрольное тестирование по «Повторению изученного(фонетика, лексикология, морфемика, словообразование, лексикология, фразеология, морфлогия. 1 54 55 Анализ контрольного тестирования. Готовимся к ЕГЭ. Позиция автора. Средства выражения позиции автора 2 Повторение изученного. Синтаксиса и пунктуации (18+19*) 56 Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. 1 57 58 Готовимся к ЕГЭ. Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик 2 59 Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. 1 60 61 Типы простых и сложных предложений. 2 62 63 Готовимся к ЕГЭ. Оформление позиции автора. Типичные ошибки при формулировании позиции автора. 2 64 65 Типы простых и сложный предложений 2 66 Сочинение- рассуждение по прочитанному тексту. 1 67 68 69 Готовимся к ЕГЭ. Что такое аргументация? Виды аргументов. Способы аргументации 3 70 71 Типы простых и сложных предложений 2 72 Комплексный анализ текста. 1 73 Контрольное тестирование по теме «Типы простых и сложных предложений» 1 74 75 76 Готовимся к ЕГЭ. Что такое аргументация? Виды аргументов. Способы аргументации 3 77 Выразительные возможности предложений разных типов 1 78 79 Готовимся к ЕГЭ. Композиция сочинения. Виды и формы вступления. Виды заключения. 2 80 Выразительные возможности предложений разных типов 1 81 82 Готовимся к ЕГЭ. Речевое оформление сочинения. 2 83 Сочинение в разных жанрах: путевые заметки, личное письмо, дневниковая запись и другие 1 84 85 86 87 Основные правила пунктуации. 4 88 89 90 91 92 Готовимся к ЕГЭ. Написание сочинений по прочитанному тексту. Проверка сочинений согласно критериям оценивания 5 Обобщающее повторение орфографии (8+5*) 93 94 95 96 Систематизация орфограмм в соответствии с принципами орфографии 4 97 98 Итоговое контрольное тестирование 2 99 Закрепление навыков грамотного письма. 1 100 Совершенствование устной речи 1 101 102 103 104 105 Готовимся к ЕГЭ. Выполнение тренировочных заданий 5 29