Рабочая программа по русскому языку 10-11 классы (профильный)

Рабочая программа курса «Русский язык»
для 10-11 классов
профильный уровень
II. Планируемые результаты освоения курса «Русский язык»
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов
(герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
7) способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и
другим негативным социальным явлениям.
8) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
9) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
10) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
11) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
12) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
13) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
14) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;

15) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
16) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.

Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной
программы должны отражать:
1. для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
- способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при
реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную
коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами,
имеющими нарушения слуха;
2. для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;
- умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом
пространстве с использованием специального оборудования;
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
3. для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

- формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и
взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать
границы взаимодействия;
- знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей
и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с

соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Метапредметные результаты освоения адаптированной основной образовательной
программы должны отражать:
1. для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
- владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов)
в письменной и устной речи;
2. для обучающихся с расстройствами аутентического спектра:

- способность планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей
помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
- овладение умением определять наиболее эффективные способы достижения результата
при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи
тьютора;
- овладение умением выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при
сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
овладение умением оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными
эталонами при организующей помощи тьютора;
- овладение умением адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу,
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи
тьютора;
- овладение умением активного использования знаково-символических средств для
представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения
учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;
- способность самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогупсихологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо
вопроса;
- способность самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при
поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать
получаемую информацию из различных источников.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы:
Изучение предметной области "Русский язык и литература" - языка как знаковой системы,
лежащей в основе человеческого общения, формирования российской гражданской,
этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать
внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных средств
коммуникации, должно обеспечить:
1. сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства,
способности свободно общаться в различных формах и на разные темы;

2. включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание

3.
4.

5.

6.

ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному
языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России;
сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур,
уважительного отношения к ним; приобщение к российскому литературному наследию и
через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; сформированность чувства
причастности к российским свершениям, традициям и осознание исторической
преемственности поколений;
свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения русским
литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии
с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета;
сформированность знаний о русском языке как системе и как развивающемся явлении, о
его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых
понятий лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов
разных функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные результаты изучения предметной области «Русский язык и литература»
включают результаты изучения учебных предметов:
«Русский язык», «Литература» (базовый уровень) - требования к предметным
результатам освоения базового курса русского языка и литературы должны
отражать:
1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение
знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной
речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их
историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование
национальной и мировой;
6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях
русского языка;
7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать
свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных
высказываниях;
9) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания;
10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы;
11) для слепых, слабовидящих обучающихся:
-сформированность навыков письма на брайлевской печатной машинке;
12) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

-сформированность и развитие основных видов речевой деятельности обучающихся слухозрительного восприятия (с использованием слуховых аппаратов и (или) кохлеарных
имплантов), говорения, чтения, письма;
13) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
-овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка,
основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета; приобретение
опыта их использования в речевой и альтернативной коммуникативной практике при
создании устных, письменных, альтернативных высказываний; стремление к возможности
выразить собственные мысли и чувства, обозначить собственную позицию.
«Русский язык», «Литература» (углубленный уровень) - требования к предметным
результатам освоения углубленного курса русского языка и литературы должны
включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно
отражать:
1) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого
гуманитарного знания;
2) сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся
системе, о стилистических ресурсах языка;
3) владение знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах, о нормах речевого
поведения в различных сферах и ситуациях общения;
4) владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также
языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
5) сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функциональностилевой и жанровой принадлежности;
6) владение различными приемами редактирования текстов;
7) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его
результаты в процессе практической речевой деятельности;
8) понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного
литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений;
9) владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста;
10) сформированность представлений о системе стилей художественной литературы
разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле;
11) владение начальными навыками литературоведческого исследования историко- и
теоретико-литературного характера;
12) умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в
произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка);
13) сформированность представлений о принципах основных направлений литературной
критики.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Выпускник на профильном уровне научится:
воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь
между ними;
анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности,
точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и
выразительности русского языка);
отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения
мысли и усиления выразительности речи;

8. иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского

языкознания;
9. выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами

ведения диалогической речи;
10. дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную

информацию в прослушанном тексте;
11. проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и

анализировать полученную информацию;
12. оценивать стилистические ресурсы языка;
13. сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
14. владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты

и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
15. создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
16. соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
17. соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем;
18. соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
19. осуществлять речевой самоконтроль;
20. совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний
о нормах русского литературного языка;
21. использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного
запаса и спектра используемых языковых средств;
22. оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе
художественной литературы).
Выпускник на профильном уровне получит возможность научиться:
1. проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
2. выделять и описывать социальные функции русского языка;
3. проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и

использовать его результаты в практической речевой деятельности;
4. анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
5. характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка;
проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде
доклада, статьи, рецензии, резюме;
6. проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его
функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
7. критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст;
8. выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
9. осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
10. использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка;
11. проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
12. редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний
о нормах русского литературного языка;
13. определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и
культуры речи.

III. Содержание учебного курса «Русский язык»

10 класс . Профильный уровень.
1. Вспомним изученное.
2. Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как многофункциональная развивающаяся знаковая система и общественное
явление. Языки естественные и искусственные.
Языки государственные, мировые, межнационального общения.
Основные функции языка.
Социальные функции русского языка.
Русский язык в современном мире.
Русский язык как один из индоевропейских языков.
Русский язык в кругу других славянских языков.
Историческое развитие русского языка. Роль старославянского языка в развитии русского
языка.
Язык и общество.
Язык и культура. Язык и история народа.
Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении,
в межнациональном общении.
Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).
Роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка.
Активные процессы в русском языке на современном этапе.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Проблемы экологии языка.
Лингвистика в системе гуманитарного знания.
Русский язык как объект научного изучения.
Русистика и ее разделы.
Лингвистический эксперимент. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы.
Основные направления развития русистики в наши дни.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной
задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей
языка. Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных
разновидностей языка.
Речь. Речевое общение
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой
деятельности.
Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными
разновидностями языка.
Речь как деятельность.
Виды речевой деятельности: продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные
(аудирование, чтение), их особенности.
Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и создания
собственного высказывания в устной и письменной форме.
Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность общения в
различных жизненных ситуациях.
Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации
речевого общения. Компоненты речевой ситуации.

Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от
коммуникативной установки.
Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебнонаучных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в
электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых
текстов, справочной литературы.
Владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов
и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.
Комплексный лингвистический анализ текста.
Монологическая и диалогическая речь.
Развитие навыков монологической и диалогической речи.
Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний
различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения.
Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях
общения, ситуациях межкультурного общения.
Выступление перед аудиторией с докладом; представление реферата, проекта на
лингвистическую тему.
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической
дифференциации языка.
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная
речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Стилистические ресурсы языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые
средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического,
официально-делового стилей.
Культура публичной речи.
Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала.
Композиция публичного выступления.
Культура публичного выступления с текстами различной жанровой принадлежности.
Речевой самоконтроль, самооценка, самокоррекция.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия,
выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.),
официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей,
разговорной речи (рассказ, беседа, спор).
Виды сочинений.
Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функциональносмысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы.
Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного
русского языка.
Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Готовимся к ЕГЭ 10 класс.
Лексические нормы современного русского языка. Причины возникновения речевых ошибок:
непонимание значения слова, нарушение лексической сочетаемости. Тавтология, плеоназм –
формы многословия; лексическая неполнота. Использование слов без учёта их стилистической
окраски, происхождения, сферы употребления. Орфоэпические и акцентологические нормы
современного русского языка. Средства звуковой выразительности речи.

Морфологические нормы современного русского языка. Употребление грамматических форм
имён существительных.
Употребление в речи местоимений. Падеж местоимений при предлоге «по». Формы
повелительного наклонения глаголов. Формы 1 лица настоящего и будущего времени глаголов.
Употребление предлогов в -из и на - с. Падеж имён существительных при предлогах согласно,
вопреки и др.
Выполнение тестовых заданий, направленных на совершенствование орфографических и
пунктуационных навыков.

11 класс.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики.
Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Взаимосвязь языка и культуры.
Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы и
архаизмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность
речи.
Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи.
Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи.
Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция
публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы).
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической
сферах общения.
Культура разговорной речи.
Языковая норма и ее функции.
Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические),
лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические
нормы русского литературного языка.
Орфографические нормы, пунктуационные нормы.
Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и
навыков. Совершенствование собственных коммуникативных способностей и культуры
речи. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.
Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.
Варианты языковых норм.
Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и
ситуациями речевого общения.
Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения ее
эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач.
Разные способы редактирования текстов.
Анализ коммуникативных качеств и эффективности речи.
Редактирование текстов различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского
литературного языка.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их
использование.

Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об
истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и
культурные традиции страны.
Повторение изученного
Систематизация знаний по русскому языку.
Фонетика. Лексикология. Морфемика. Морфология. Синтаксис. Роль единиц указанных
разделов в построении текстов разных стилей и жанров.
Систематизация орфограмм в соответствии с принципами орфографии. Блоковый
характер орфографических и пунктуационных правил как средство преодоления
дробности частных правил. Закрепление навыков грамотного письма (обобщающие
задания).
Совершенствование устной речи.

Готовимся к ЕГЭ 11 класс.
Проблема текста
Проблема текста. Типы проблем: философские, социальные, политические, нравственные,
экологические, эстетические. Способы выявления проблемы. Выбор одной проблемы из
нескольких. Формулирование проблемы текста. Типовые конструкции (клише) для
формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы: непонимание
проблемы, неумение сформулировать проблему, неоправданное расширение или сужение
проблемы, подмена проблемы авторской позицией, подмена формулировки проблемы пересказом.
Комментарий к проблеме текста
Комментарий к проблеме текста. Типы комментария: текстуальный,
концептуальный. Оформление комментария. Типовые конструкции (клише) для комментирования
проблемы. Отличие комментария от пересказа. Введение цитат в текст сочинения. Типичные
ошибки при комментировании проблемы: отсутствие комментария, отсутствие опоры на текст,
подмена комментария пересказом, цитированием текста или его фрагмента, несоответствие
комментария заявленной проблеме.
Авторская позиция
Позиция автора. Средства выражения позиции автора: Слова-маркеры, оценочная лексика,
средства выразительности, вводные слова, побудительные предложения. Авторская позиция в
художественном тексте. Автор и рассказчик. Оформление позиции автора. Типовые конструкции
(клише) для выражения авторской позиции. Типичные ошибки при формулировании позиции
автора: отсутствие формулировки авторской позиции, формулировка авторской позиции дана
слишком широко и/или неточно, несоответствие формулировки авторской позиции заявленной
проблеме, подмена позиции автора мнением героя-рассказчика, подмена позиции автора
цитированием фрагмента текста.
Аргументация собственного мнения
Аргументация собственного мнения. Виды аргументов: рациональные (логические),
иллюстративные, ссылки на авторитет. Способы аргументации: поддерживающая аргументация,
опровергающая аргументация. Структура аргумента: тезис, логический переход, аргумент,
микровывод. Типичные ошибки аргументации: отсутствие аргументов, «довод» ученика повторяет
тезис, подмена аргументации выражением своего отношения к автору, героям, событиям
исходного текста, подмена собственной аргументации анализом доводов, используемых автором,
отклонение от тезиса, несоответствие аргументов заявленному тезису, этически некорректное
изложение доводов.
Композиция сочинения
Композиция сочинения-рассуждения: проблема, комментарий к проблеме, позиция автора,
собственное мнение, аргумент 1- аргумент 2-вывод. Виды и формы вступления: проблемный
вопрос, общие сведения о проблеме, ссылка ан авторитетное мнение по вопросу, близкому к
обсуждаемой проблеме, создание определенного эмоционального настроя, цитата из исходного

текста, обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям. Виды заключения:
обобщение основных мыслей автора, вопросительное предложение, призыв, обращение к
читателю, использование цитат.
Речевое оформление сочинения
Грамматические ошибки. Речевые ошибки. Логические ошибки. Фактические ошибки

Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности 10 класс
(Примечание: уроки подготовки к ЕГЭ отмечены * )
Содержание.
Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся
1
Введение
1

Ознакомительное чтение (знакомство с учебником).
Беседа о языке
.Составление текста- рассуждения.
2
Вспомним изученное. Повторение.
6+2*

Анализ языковых единиц и синтез разрозненных характеристик единиц языка.
Комплексный анализ текста. Составление текста- рассуждения. Составление текста по
данному началу. Подбор эпитетов к словам. Риторическое определение. Составление
предложений по характеристикам.
Контрольный диктант с грамматическими заданиями.
3
Общие сведения о языке.
8+4*

Аналитическое чтение параграфов учебника. Проанализировать социальные функции
русского языка. Работа с толковым словарем. Устное рассуждение на лингвистическую
тему. Участие в мини- дискуссии. Лингвистический анализ текста. Составление текста по
опорным словам. Сочинение- рассуждение. Ответы на вопросы. Тестирование по разделу.
4
Русский язык в современном мире
4+2*

Проанализировать, как литературный язык стал центром системы современного русского
языка. Составление древа семьи индоевропейских языков. Работа с этимологическими
словарями. Ответы на вопросы. Сочинение- эссе
5
Язык и общество
11+4*
Анализ форм существования русского национального языка. Составление конспекта статей
ученых лингвистов. Составление тезисного плана параграфа учебника. Частичный анализ
текстов различных типов и стилей речи. Работа со словарем. Тестирование.
6
Текст
6+3*

Частичный , выборочный и комплексный анализ текстов разных типов речи и стилей.
Сопоставительный анализ предложений. Устное сочинение- рассуждение. Составление
резюме или аннотации.
7
Речь. Речевое общение
8+5*

Составление таблиц по тексту параграфа. Частичный анализ текста.
Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность общения в
различных жизненных ситуациях. Комплексный лингвистический анализ текста
художественного стиля. Уроки- диспуты.
8
Монологическая и диалогическая речь.
12+6*

Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний
различных типов и жанров. Выступление перед аудиторией с докладами и сообщениями
об известных ученых- русистах (Ф.И.Буслаев, И.А. Бодуэну Куртенэ, В.В.Виноградов,
А.М.Пешковский, А.А.Потебня, А.А.Шахматов, Л.ВЩщерба и другие). Работа со
словарями. Составление таблиц по тексту параграфа. Частичный анализ текста.
9
Культура публичной речи
4+3*

Наблюдение за публичной речью, собственной речью и речью окружающих. Самоанализ
речевого и публичного поведения. Беседа о культуре речи родного языка. Анализ
языкового материала.. Составление текста по опорным словам. Редактирование. Устное
сочинение – рассуждение на общественно значимую тему. Сочинение- эссе.
Тестирование.
10

Литературный язык и язык художественной литературы.
5+6*

Составление тезисного плана параграфа учебника. Составление рассказа или очерка..
Лингвистический анализ стихотворного текста. Определение функций старославянизмов в
художественных текстах. Работа со словарем. Сочинение- рассуждение.
Защита проектов.
11

Повторение и обобщение изученного в 10 классе
5

Частичный, выборочный, комплексный анализ текстов разных типов речи и стилей.
Составление текста по опорным словам.
Итого
70+35*

Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности 11 класс
(Примечание: уроки подготовки к ЕГЭ отмечены * )

Содержание
1
Введение
1
Комплексный анализ текста.
2
Культура речи.
19+5*
Аналитическое чтение параграфов учебника. Составление плана простого, сложного,
вопросительного, цитатного, тезисного. Развитие коммуникативной целесообразности,
уместности, точности и выразительности речи. Анализ коммуникативных неудач.
Частичный, выборочный и комплексный анализ текстов различных типов речи и стилей.
Составление текстов по опорным словам. Сочинение- эссе. Культура разговорной речи.
Уроки- дискуссии. Подготовка сообщений на лингвистическую тему, работа со
словарями. Тестирование.
3
Языковая норма и ее функции.
12+2*
Составление тезисного плана параграфов учебника. Составление таблицы по параграфу
учебника. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Редактирование текстов. Уроки –дискуссии. Составление текстов по опорным словам,
данному началу. Тестирование.
4
Повторение изученного.
Фонетика , графика, орфоэпия. Морфемика и словообразование. Лексикология,
фразеология, этимология. Морфология.
12+4*
Частичный анализ текстов различных типов речи и стилей. Работа с орфографическим
словарем .Работа с лингвистическими словарями. Составление текстов по опорным
словам. Подбор примеров языковых явлений из художественной литературы.
Сочинение- миниатюра по афоризму
Составление афоризмов.. Составление текстов по пословице. Подбор примеров языковых
явлений художественной литературы. Анализ текстов современной публицистики.
Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему Составление опорных схем на основе
теоретического материала. Анализ языковых единиц (морфологический разбор). Устное
рассуждение на лингвистическую тему .Составление текста по данному началу.
Тестирование.
5
Повторение изученного.
Синтаксиса и пунктуации
18+19*
Составление опорных схем на основе теоретического материала. Конструирование
предложений разных типов. Сочинение- рассуждение. Составление схем предложений.
Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей. редактирование. составление
текстов по цитате, по пословице. Сочинения в различных жанрах: путевые заметки,
личное письмо, дневниковые записи и другие. Комплексный анализ текста. Жанр слова.
Дискуссия на лингвистическую тему. Тестирование.
6

Обобщающее повторение орфографии
8+5*
Составление опорных схем на основе теоретического материала. Частичный анализ
текстов разных типов речи и стилей. Тестирование. Совершенствование устной речи.
Итого
70+35*

Тематическое планирование в 10 классе на 2020-2021 год
(Примечание: уроки подготовки к ЕГЭ отмечены * )
п/п
Разделы программы
Кол-во часов
Примерные сроки
Количество контрольных работ
1
Введение
1
2
Вспомним изученное. Повторение.
6+2*
1 полугодие
Контрольный диктант с грамматическими заданиями
3
Общие сведения о языке.
8+4*
1 полугодие
Сочинение
Тест.
4
Русский язык в современном мире
4+2*
Сочинение- эссе
5
Язык и общество
11+4*
1 полугодие
Тест.
6
Текст
6+3*
7
Речь. Речевое общение
8+5*
2 полугодие
Тест
8

Монологическая и диалогическая речь.
12+6*
2 полугодие.
Сочинение.
Тест
9
Культура публичной речи
4+3*
2 полугодие.
Сочинение- эссе.
Тест.
10

Литературный язык и язык художественной литературы.
5+6*
2 полугодие.
Сочинение.
Защита проектов
11

Повторение и обобщение изученного в 10 классе
5

Итого
70+35*

Тематическое планирование в 11 классе
(Примечание: уроки подготовки к ЕГЭ отмечены * )
Количество контрольных работ

1
Введение

1
2
Культура речи
19+5*
1 полугодие
Сочинение-рассуждение.
Сочинение- эссе.
Тест.
3
Языковая норма и ее функции
12+2*
.1 полугодие
Тест.
4
Повторение изученного.
Фонетика , графика, орфоэпия. Морфемика и словообразование. Лексикология,
фразеология, этимология. Морфология.
12+4*
2 полугодие

Сочинение- рассуждение
Тест.
5
Повторение изученного.
Синтаксиса и пунктуации
18+19*
2 полугодие
Сочинение-рассуждение.
Тест.
Сочинение- рассуждение
6
Обобщающее повторение орфографии
8+5*
2 полугодие
Тест.
Итого
70+35*

Календарно-тематическое планирование материала
по русскому языку в 10 классе на учебный год
Согласно календарному учебному графику сокращено количество часов (на1 час) на изучение
отдельных тем(уроки

уро
ка
Тема(раздел)
Колво
часов
Дата проведения
Примечание
планируемая
фактическая
1 полугодие
Введение (1ч)

1
Роль языка в жизни общества
1

Вспомним изученное. Повторение
( 6 +2* )

2
Основные единицы языка
1

3
Основные разделы науки о языке. Фонетика.
1

4
Основные разделы науки о языке. Морфемика. Словообразование
1

5
Основные разделы науки о языке.
Лексикология и фразеология. Морфология
1

6
Основные разделы науки о языке.
Синтаксис Орфография и пунктуация
1

7
Контрольный диктант
с грамматическими заданиями
1

8
9
Готовимся к ЕГЭ
Выполнение тестовых заданий.
2

Общие сведения о языке.

(8 +4*)

10
Язык . общие сведения о языке. Основные разделы о языке.
1

11
Язык как многофункциональная развивающаяся знаковая система и общественное
явление.
1

12
Языки естественные и искусственные.
1

13
Лингвистический анализ текста В. Сухомлинского (упр 1, стр 174)
1

14
Основные функции языка.
1

15
16
Готовимся к ЕГЭ.
Сочинение- рассуждение «Русский язык среди других языков мира»
2

17
Языки государственные, мировые, межнационального общения
1

18
Социальные функции русского языка.
1

19
Контрольное тестирование
по разделу «Общие сведения о языке»
1

20
21
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
Готовимся к ЕГЭ.
Выполнение тестовых заданий.
2

Русский язык в современном мире.
( 4+2*)

22
Русский язык как один из индоевропейских языков.
1

23
Русский язык в кругу других славянских языков.
1

24
Историческое развитие русского языка.
1

25
Роль старославянского языка в развитии русского языка.
1

26
27
Готовимся к ЕГЭ.
Сочинение- эссе с использованием параллельного и цепного способа связи
предложений в тексте
2

Язык и общество.
(11+4*)

28
Язык и культура. Язык истории народа.
1

29
Русский язык в РФ и современном мире, в международном общении, в
межнациональном общении.
1

30
31
Формы существования русского национального языка ( литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго)
2

32
33
Готовимся к ЕГЭ.
Орфоэпические и акцентологические нормы современного русского языка.
2

34
Роль форм русского языка а становлении и развитии русского языка.
1

35
Активные процессы в русском языке на современном этапе.
1

36
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
1

37
Лингвистика в системе гуманитарного знания.

1

38
39
Готовимся к ЕГЭ.
Лексические нормы современного русского языка. Причины возникновения
речевых ошибок: непонимание значения слова, нарушение лексической
сочетаемости
2

40
Русский язык как объект научного изучения.
Русистика и ее разделы. Основные направления развития русистики в наши дни.
1

41
Урок- практикум.
Лингвистический эксперимент. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы.
Составление конспектов статей.
1

42
Контрольное тестирование
по разделу «Язык и общество»
1

Текст
( 6+3* )

43
Признаки текста.
1

44
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от
коммуникативной задачи и характера текста.
1

45
46
47
Готовимся к ЕГЭ.
Морфологические нормы современного русского языка. Употребление
грамматически форм имен существительных.
3

48
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста.
1

2 полугодие
49
Лингвистический анализ текста публицистического стиля.
1

50
Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных
разновидностей языка.
1

51
Урок- практикум.
Составление резюме или аннотации (по выбору )
1

Речь. Речевое общение.
(8+5*)

52
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательнотрудовой деятельности.
Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными
разновидностями языка.
1

53

Речь как деятельность.
Виды речевой деятельности: продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные
(аудирование, чтение), их особенности. Особенности восприятия чужого
высказывания (устного и письменного) и создания собственного высказывания в
устной и письменной форме.
1

54
Урок – дискуссия на тему « С какого времени литературный язык можно
считать современным?»
1

55
56
57
Готовимся к ЕГЭ. Морфологические нормы современного русского языка.
Употребление грамматических форм имен прилагательных.
3

58
Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой
ситуации.
1

59
Урок – дискуссия на тему «Проблемы экологии языка»
1

60
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и
ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
1

61
62
Готовимся к ЕГЭ Морфологические нормы современного русского языка.
Употребление грамматических форм имен числительных
2

63
Контрольное тестирование
по разделу «Речь. Речевое общение»
1

64
Комплексный лингвистический анализ текста художественного стиля.
1

Монологическая и диалогическая речь. (12+6*)

65
66
Готовимся к ЕГЭ.
Морфологические нормы современного русского языка. Употребление в речи
местоимений. Падеж местоимений при предлоге «по»
2

67
68
Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных
ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.
Выступление перед аудиторией с докладом или сообщением об известных ученых
русистах.
2

69
70
Готовимся к ЕГЭ.
Сочинение по прочитанному тексту
2
.
71
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической
дифференциации языка.
1

72
73

74
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический),
разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности
современного русского языка.
3

75
Стилистические ресурсы языка.
1

76
77
78
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые
средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического,
официально-делового стилей.
3

79
Контрольное тестирование
по разделу «Монологическая и диалогическая речь»
1

80
81
Анализ контрольного тестирования.
Готовимся к ЕГЭ.
Выполнение тестовых заданий.
2

Культура публичной речи.
(4+3*)

82
Урок- практикум.
Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала.
Композиция публичного выступления.
1

83
Готовимся к ЕГЭ.
Морфологические нормы современного русского языка. Формы повелительного
наклонения глагола.
Формы 1 лица настоящего времени и будущего времени глаголов
1

84
Урок- практикум.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия,
выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью,
очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка,
доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор).
1

85
Сочинение – эссе
по прочитанному тексту.
1

86
Контрольное тестирование
по теме «Публичная речь»
1

87
88
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
Гот8овимся к ЕГЭ.
Выполнение тестовых заданий
2

Литературный язык и язык художественной литературы.
(5+6*)

89
Отличия языка художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка

1

90
91
Готовимся к ЕГЭ.
Сочинение по прочитанному тексту.
2

92
Основные признаки художественной речи.
1

93
94
Готовимся к ЕГЭ.
Употребление предлогов в - из и на- с. Падеж имен существительных при
предлогах согласно, вопреки и др.
2

95
Урок- практикум.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Составление рассказа или очерка.
1

96
97
Защита проектов
«Отношение А.С Пушкина к общенародному языку» или «Отношение А.С.
Пушкина к заимствованиям»
2

98
Лингвистический анализ стихотворного текста
1

99
100
Готовимся к ЕГЭ.
Выполнение тестовых заданий.

2

101
102
103
104
105
Повторение и обобщение изученного в 10 классе.
5

Календарно-тематическое планирование материала
по русскому языку в 11 классе
Согласно календарному учебному графику сокращено количество часов (на1 час) на изучение
отдельных тем(уроки)

уро
ка
Тема(раздел)
Колво
часов
Дата проведения
Приме
чание
планируемая
фактическая
1 полугодие
Введение (1 ч)

1
Вводный урок.
1

Культура речи.
(19+5*)

2
Культура речи как раздел лингвистики.

1

3
Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
1

4
Взаимосвязь языка и культуры.
1

5
6
7
8
Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта;
историзмы и архаизмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена.
4

9
Комплексный анализ текста.
1

10
Готовимся к ЕГЭ. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной
сложности на ЕГЭ
1

11
Сочинение- рассуждение
по прочитанному тексту
1

12
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
1

13
Готовимся к ЕГЭ. Что такое проблема текста? Типы проблем
1

14
Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность,
выразительность речи.
1

15
Урок- практикум.
Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи.
Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
1

16
Урок- практикум.
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи.
1

17
18
Готовимся к ЕГЭ. Формулирование проблемы текста. Типичные ошибки при
формулировании проблемы
2

19
Сочинение- эссе
по прочитанном тексту
1

20
Урок- дискуссия.
«Слово энергетическое оружие»
1

21
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы).
1

22

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и
публицистической сферах общения.
1

23
Культура разговорной речи.
1

24
Контрольное тестирование
по теме «Культура речи»
1

25
Готовимся к ЕГЭ. Что такое комментарий? Типы комментария
1

Языковая норма и ее функции.
(12+2*)

26
27
28
29
Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и
акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и
синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка.
4

30
31
Орфографические нормы, пунктуационные нормы.
2

32
Урок- практикум.
Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.
1

33
Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.
Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.
1

34
Урок- дискуссия.
«Нужно ли говорить правильно?»
1

35
36
Готовимся к ЕГЭ. Оформление комментария. Отличие комментария от пересказа
2

37
Варианты языковых норм.
Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со
сферами и ситуациями речевого общения.
1

38
Урок практикум.
Разные способы редактирования текстов.
1

39
Контрольное тестирование
по разделу «Языковая норма и ее функции»
1

Повторение изученного.
Фонетика , графика, орфоэпия. Морфемика и словообразование.
Лексикология, фразеология, этимология. Морфология.
(12+4*)

40

Систематизация знаний по русскому языку
Классификация звуков, транскрипция. Орфоэпические нормы.
1

41
Особенности звуковой организации художественного текста . Звукопись.
1

42
Морфемный состав слов в разный частей речи. Изменение морфемного состава
слова с течением времени.
1

43
Основные способы словообразования. Словообразовательный повтор как
стилистическое средство.
1

44
45
Готовимся к ЕГЭ. Введение цитат в текст сочинения. Типичные ошибки при
комментировании проблемы
2

46
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова Синонимы,
антонимы, омонимы, паронимы. Стилистически окрашенные слова.
1

47
Анализ текстов современной публицистики
1

48
Фразеологизмы. Синтаксические особенности устойчивых выражений.
Этимогогия.
1

2 полугодие
49
Морфология. Признаки частей речи. Классификация частей речи.
1

50
Сочинение- рассуждение
на лингвистическую тему.
1

51
Грамматическое значение, морфологические признаки, морфемный состав,
синтаксическая функция.
1

53
Особенности правописания слов в разных частей речи.
1

Контрольное тестирование
по «Повторению изученного(фонетика, лексикология, морфемика,
словообразование, лексикология, фразеология, морфлогия.
1

54
55
Анализ контрольного тестирования.
Готовимся к ЕГЭ. Позиция автора. Средства выражения позиции автора
2

Повторение изученного.
Синтаксиса и пунктуации
(18+19*)

56
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание.
1

57
58
Готовимся к ЕГЭ. Авторская позиция в художественном тексте. Автор и
рассказчик
2

59
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание.
1

60
61
Типы простых и сложных предложений.
2

62
63
Готовимся к ЕГЭ. Оформление позиции автора. Типичные ошибки при
формулировании позиции автора.
2

64
65
Типы простых и сложный предложений
2

66
Сочинение- рассуждение
по прочитанному тексту.
1

67
68
69
Готовимся к ЕГЭ. Что такое аргументация? Виды аргументов. Способы
аргументации
3

70

71
Типы простых и сложных предложений
2

72
Комплексный анализ текста.
1

73
Контрольное тестирование
по теме «Типы простых и сложных предложений»
1

74
75
76
Готовимся к ЕГЭ. Что такое аргументация? Виды аргументов. Способы
аргументации
3

77
Выразительные возможности предложений разных типов
1

78
79
Готовимся к ЕГЭ. Композиция сочинения. Виды и формы вступления. Виды
заключения.
2

80
Выразительные возможности предложений разных типов
1

81
82
Готовимся к ЕГЭ. Речевое оформление сочинения.
2

83
Сочинение в разных жанрах: путевые заметки, личное письмо, дневниковая запись
и другие
1

84
85
86
87
Основные правила пунктуации.
4

88
89
90
91
92
Готовимся к ЕГЭ. Написание сочинений по прочитанному тексту. Проверка сочинений
согласно критериям оценивания

5

Обобщающее повторение орфографии (8+5*)

93
94
95
96
Систематизация орфограмм в соответствии с принципами орфографии
4

97
98
Итоговое контрольное тестирование
2

99
Закрепление навыков грамотного письма.
1

100
Совершенствование устной речи
1

101
102
103
104
105
Готовимся к ЕГЭ. Выполнение тренировочных заданий

5

29


Наверх

Поступление финансовых и материальных средств по итогам финансового года

СВЕДЕНИЯ  о поступлениях и выплатах учреждения



Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения за 2023 год.xlsx (скачать)
Сведения о поступлениях и выплатах усреждения.xlsx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».