Рабочая программа по ОБЖ 10-11 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14 имени В.А. Уварова
муниципального образования Усть-Лабинский район

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По основам безопасности жизнедеятельности
Уровень образования (класс)

– среднее общее – 10-11 класс

Количество часов

– 68 + 35

Учитель основ безопасности
– Гулиманов Евгений Николаевич
жизнедеятельности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА
В СООТВЕТСТВИИ с федеральным государственным образовательным
стандартом среднего общего образования (приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 мая 2012 № 413, с изменениями, далее
ФГОС СОО)
НА ОСНОВЕ авторской программы по «Основам безопасности
жизнедеятельности» 10-11 классы. Базовый уровень: / С. В. Ким, В. А. Горский
М.: Вентана-Граф, 2019. — 105 с. — (Российский учебник) 2019 г. составленной
на основе ФГОС среднего общего образования

;
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Выпускник научится:
Классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере,
воде и почве;
использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с
использованием бытовых приборов;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при
использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов
питания;
безопасно использовать бытовые приборы;
безопасно использовать средства бытовой химии;
безопасно использовать средства коммуникации;
классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;
предвидеть причины возникновения возможныъх опасных ситуаций криминогенного
характера;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире;
безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;
безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;
адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
безопасно применять первичные средства пожаротушения;
соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в
туристических походах;
готовиться к туристическим походам;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;
адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
добывать и очищать воду в автономных условиях;
извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;

оказывать первую помощь при ушибах;
оказывать первую помощь при растяжениях;
оказывать первую помощь при вывихах;
оказывать первую помощь при переломах;
оказывать первую помощь при ожогах;
оказывать первую помощь при обморожениях и общем переохлождении;
оказывать первую помощь при отравлениях;
оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.
Выпускник получит возможность научиться:
безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в
туристических поездках;
готовиться к туристическим поездкам;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
безопасно вести и применять права покупателя;
анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;
предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и
наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек и факторов и на
состояние своего здоровья;
характерезовать роль семьи в жизни личности и общества и её влияние на здоровье человека;
классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов,
регулирующих права и обязанности супругов и защищающих права ребёнка;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры
безопасности жизнедеятельности;
классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
оказывать первую помощь при коме;
оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности
различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;
усваивать приёмы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные
ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства
предположений обеспечения личной безоапсности;
творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности
жизнедеятельности.

Результаты учебных сборов оцениваются по следующим критериям:
• тактическая подготовка - выбор места для стрельбы, трассировка окопа, передвижение на поле
боя перебежками и переползанием;
• огневая подготовка - неполная разборка автомата Калашникова и сборка после неполной
разборки, знание работы частей и механизмов автомата, подготовка к стрельбе, меры
безопасности при проведении стрельб и метании ручны
• строевая подготовка - строевая стойка, повороты на месте и в движении, строевой шаг,
воинское приветствие на месте и в движении, строй отделения и взвода;
• радиационная, химическая и биологическая защита - приемы и способы радиационной,
химической и биологической защиты; преодоление участка местности, зараженного
радиоактивными (боевыми токсичными химическими) веществами; действия по сигналам
оповещения и вспышке ядерного взрыва; выполнение нормативов по надеванию средств
индивидуальной защиты;
• медицинская подготовка - остановка кровотечения, наложение повязки на верхние и нижние
конечности;
• физическая подготовка - в объеме требований, предъявляемых к новому пополнению
воинских частей и к кандидатам, поступающим в военно-учебные заведения. Индивидуальная
оценка каждого обучаемого складывается из оценок, полученных за выполнение каждого
норматива.
2. Содержание учебного предмета, курса
10 класс
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства
Глава 1. Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в
современной среде обитания. Культура безопасности жизнедеятельности человека в
современной среде обитания. Междисциплинарные основы теории безопасности
жизнедеятельности. Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде
обитания. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде
обитания. Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде
обитания.
Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства.
Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности
жизнедеятельности. Защита национальной безопасности государства от военных угроз. Защита
личности, общества, государства от угроз социального характера. Противодействие
экстремизму. Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации.
Глава 3. Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных
ситуациях. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС). Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и
территорий в чрезвычайных ситуациях. Защита населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного характера. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
техногенного характера. Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах,
транспорте. Страхование.
Раздел 2. Военная безопасность государства.
Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность. Защита населения и
территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных
средств поражения. Защита населения и территорий от радиационной опасности. Средства

коллективной защиты от оружия массового поражения. Защита населения и территорий от
биологической и экологической опасности. Средства индивидуальной защиты органов дыхания
и кожи.
Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз
Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы. Состав Вооруженных
Сил Российской Федерации. Воинская обязанность и военная служба. Права и обязанности
военнослужащих. Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания
Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ жизни
и его составляющие. Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики.
Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики. Профилактика
заболеваний, передающихся половым путем.
Глава 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях. Первая помощь при
неотложных состояниях: закон и порядок. Правила оказания первой помощи при травмах.
Первая помощь при кровотечениях, ранениях. Первая помощь: сердечно-легочная реанимация.
Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах.
11 класс
Раздел 1. Основы комплексной безопасности личности, общества, государства.
Глава 1. Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека
в современной среде обитания. Проблемы формирования культуры безопасности
жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Этические и экологические
критерии безопасности современной науки и технологий. Общенаучные методологические
подходы к изучению проблем безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.
Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде
жизнедеятельности. Основы управления безопасностью в системе «человек — среда обитания».
Глава 2. Комплекс мер взаимной ответственности личности, общества, государства по
обеспечению безопасности. Обеспечение национальной безопасности России. Обеспечение
социальной, экономической и государственной безопасности. Меры государства по
противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму. Защита населения и территорий
в чрезвычайных ситуациях. Поисково-спасательная служба МЧС России. Международное
сотрудничество России по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму.
Глава 3. Экстремальные ситуации и безопасность человека. Экстремальные ситуации
криминогенного характера. Экстремизм, терроризм и безопасность человека. Наркотизм и
безопасность человека. Дорожно-транспортная безопасность. Вынужденное автономное
существование в природных условиях.
Раздел 2. Военная безопасность государства
Глава 4. Воооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз
Основные задачи Вооруженных Сил. Правовые основы воинской обязанности. Правовые
основы военной службы. Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная.
Требования воинской деятельности к личности военнослужащего.
Глава 5. Особенности военной службы в современной Российской армии. Особенности военной
службы по призыву и альтернативной гражданской службы. Военные гуманитарные миссии
России в «горячих точках» мира. Военные операции на территории России: борьба с
терроризмом. Военные учения Вооруженных Сил Российской Федерации. Боевая слава
российских воинов.
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Глава 6. Основы здорового образа жизни. Демографическая ситуация в России. Культура
здорового образа жизни. Культура питания. Культура здорового образа жизни и
репродуктивное здоровье. Вредные привычки. Культура движения.

Глава 7. Первая помощь при неотложных состояниях. Медико-психологическая помощь.
Первая помощь при ранениях. Первая помощь при поражении радиацией, отравляющими
веществами, при химических и термических ожогах, обморожении. Первая помощь при
дорожно-транспортном происшествии. Первая помощь при отравлении никотином, алкоголем,
лекарствами, ядами, наркотическими веществами.
Учебные сборы
Раздел 1. Тактическая подготовка (практические занятия).
Действия солдата в бою. Способы передвижения на поле боя. Обязанности наблюдателя. Выбор
места для наблюдения, его оборудование и маскировка, оснащение наблюдательного поста.
Передвижения на поле боя. Выбор места для наблюдения и ведения огня и скрытное
расположение на нем, самоокапывание и маскировка.
Раздел 2. Огневая подготовка (практические занятия).
Назначение, боевые свойства и устройство автомата, его неполная разборка и сборка после
неполной разборки. Работа частей и механизмов автомата при заряжании и стрельбе. Уход за
стрелковым оружием, его хранение и сбережение. Требования безопасности при проведении
занятий по огневой подготовке. Правила стрельбы из стрелкового оружия. Выполнение
начального упражнения учебных стрельб.
Раздел 3. Радиационная, химическая и биологическая защита (практические занятия).
Средства индивидуальной защиты и пользование ими. Способы действий личного состава в
условиях радиационного, химического и биологического заражения.
Раздел 4. Общевоинские уставы (практические занятия).
Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации и взаимоотношения между ними.
Размещение военнослужащих. Распределение времени и внутренний порядок. Распорядок дня и
регламент служебного времени. Обязанности лиц суточного наряда. Назначение суточного
наряда, его состав и вооружение. Подчиненность и обязанности дневального по роте.
Обязанности дежурного по роте. Порядок приема и сдачи дежурства, действия при подъеме по
тревоге, прибытии в подразделение офицеров и старшины роты. Комната для хранения оружия,
ее оборудование. Порядок хранения оружия и боеприпасов. Допуск личного состава в комнату
для хранения оружия. Порядок выдачи оружия и боеприпасов. Несение караульной службы выполнение боевой задачи, состав караула. Часовой и караульный. Обязанности часового. Пост
и его оборудование. Воинская дисциплина. Поощрения и дисциплинарные взыскания. Права
военнослужащего. Дисциплинарная, административная и уголовная ответственность
военнослужащих.
Раздел 5. Строевая подготовка (практические занятия).
Строевые приемы и движения без оружия. Выполнение команд: «Становись», «Равняйсь»,
«Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить», «Головные уборы снять (надеть)».
Повороты на месте. Движение строевым шагом. Строевые приемы и движения без оружия.
Выполнение воинского приветствия на месте и в движении. Построения, перестроения,
повороты, изменение направления движения. Выполнения воинского приветствия в строю на
месте и в движении. Строи подразделений в пешем порядке. Развернутый и походный строй
взвода.
Раздел 6. Физическая подготовка (практические занятия).
Тренировка в беге в условиях естественной местности (кросс на 3-5 км). Разучивание и
совершенствование выполнения физических упражнений утренней физической зарядки.
Совершенствование выполнения упражнений на гимнастических снарядах, выполнение
контрольного упражнения в подтягивании на перекладине. Тренировка и выполнение
контрольного упражнения в беге на 100 м. Тренировка и выполнение контрольного упражнения
в беге на 1 км.
Раздел 7. Военно-медицинская подготовка (практические занятия).
Основы сохранения здоровья военнослужащих. Оказание первой помощи. Неотложные
реанимационные мероприятия.

Раздел 8. Основы безопасности военной службы (практические занятия).
Основные мероприятия по обеспечению безопасности военной службы.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы
Класс: 10 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)
Раздел (кол-во
часов)

Темы

Колво
часов

Основные виды
деятельности
обучающихся (на
уровне
универсальных
учебных действий)
Основы безопасности личности, общества, государства (15 часов)
Актуализируют ранее
1
Глава 1. Научные Культура
безопасности
полученные знания о
основы
жизнедеятельности
человека
в
роли государства в
обеспечения
современной среде обитания.
Вопросы для обсуждения.
обеспечении
безопасности
безопасности
жизнедеятельности • значение культуры безопасности
личности,
личности и общества.
человека
в жизнедеятельности
Характеризуют
современной среде общества в современном мире;
• роль государства в обеспечении
значение
культуры
обитания (5часов)
безопасности личности и общества;
безопасности
• роль науки и образования в
жизнедеятельности
формировании культуры безопасности
личности и общества в
жизнедеятельности
личности
и
современном
мире.
общества.
Формулируют личные
Ключевые понятия темы:
понятия
о
безопасность;
жизненно
важные
безопасности.
интересы; национальные интересы;
национальная безопасность; основные
угрозы жизненно важным интересам
личности, общества, государства;
основы
безопасности
жизнедеятельности;
культура
безопасности
жизнедеятельности
угрозы жизненно важным интересам
личности, общества, государства;
основы
безопасности
жизнедеятельности;
культура
безопасности жизнедеятельности.
1
Изучают
задачи
Междисциплинарные основы теории
создания
научной
безопасности жизнедеятельности.
Вопросы для обсуждения:
теории безопасности
• задачи создания научной теории
жизнедеятельности.
безопасности жизнедеятельности, ее
Характеризуют
значение и особенности;
стратегию и тактику
•
основы
теории
безопасности
управления
жизнедеятельности:
основные
безопасностью
положения и принципы, методы и
жизнедеятельности.
средства;

• стратегия и тактика управления
безопасностью жизнедеятельности.
Ключевые понятия темы:
наука
о
безопасности
жизнедеятельности;
жизнедеятельность
человека;
концепция приемлемого (допустимого)
риска;
стратегия
безопасности
жизнедеятельности
(стратегия
управления
безопасностью
жизнедеятельности);
системный
подход; средовый подход.
Экологические основы безопасности
жизнедеятельности человека в среде
обитания.
Вопросы для обсуждения:
• экология человека и экология среды
обитания;
•
антропогенное
воздействие,
техногенная
нагрузка
на
среду
обитания;
• экологическая безопасность среды
обитания, урбоэкосистемы.
Ключевые понятия темы:
экология; урбанизация; экологическая
ниша; экологическая напряженность;
экологическая безопасность.

Медико-биологические
основы
безопасности
жизнедеятельности
человека в среде обитания.
Вопросы для обсуждения:
• медико-биологические основы здоровья
человека;
• адаптация организма к среде
обитания;
• общие принципы, закономерности и
механизмы адаптации человека.
Ключевые понятия темы:
человек; индивид; здоровье; здоровье
человека;
адаптация;
потенциал
здоровья человека.
Психологические
основы
безопасности
жизнедеятельности
человека в среде обитания.
Вопросы для обсуждения:
• психические процессы и состояния
человека;
• антропогенные опасности, особые

1

1

1

Анализируют причины
возникновения
опасных
и
чрезвычайных
ситуаций. Выявляют
причинноследственные
связи
опасных
ситуаций и их влияние
на
безопасность
жизнедеятельности
человека. Генерируют
идеи,
моделируют
индивидуальные
решения
по
обеспечению личной
безопасности
в
повседневной жизни и
в
чрезвычайных
ситуациях.
Выявляют
общие
принципы,
закономерности
и
механизмы адаптации
человека.
Характеризуют
медико-биологические
основы
здоровья
человека.

Определяют цели и
задачи по безопасному
поведению
в
повседневной жизни и
в различных опасных и
чрезвычайных
ситуациях. Выбирают

Глава 2.
Законодательные
основы
обеспечения
безопасности
личности,
общества,
государства
(5 часов)

психические состояния;
• экология психики личности, методы
повышения безопасности.
Ключевые понятия темы:
психология;
психические
процессы;
психическое
состояние
человека;
экология
психики;
стресс;
адаптивность.
Права и обязанности государства и
граждан России по обеспечению
безопасности жизнедеятельности.
Вопросы для обсуждения:
• конституционные основы обеспечения
безопасности;
• нормы международного права и
положения Конституции Российской
Федерации по правам человека;
• федеральные законы по защите
населения и территорий в мирное и
военное
время
от
чрезвычайных
ситуаций и их последствий.
Ключевые понятия темы:
Конституция Российской Федерации;
гражданская
ответственность;
федеральные законы по безопасности;
организационно-правовые нормы.
Защита национальной безопасности
государства от военных угроз.
Вопросы для обсуждения:
•
военные
угрозы
национальной
безопасности
России,
характер
современных войн и вооруженных
конфликтов;
•
Стратегия
национальной
безопасности России; цели, задачи,
значение документа; Военная доктрина
Российской Федерации;
• национальная оборона Российской
Федерации:
цели,
задачи,
силы,
средства, стратегия.
Ключевые понятия темы:
военная угроза; угроза национальной
безопасности; Стратегия национальной
безопасности Российской Федерации;
национальная
оборона;
средства
невоенного реагирования; Стратегия
сдерживания военной силы
Защита
личности,
общества,
государства от угроз социального
характера.
Вопросы для обсуждения:
• современный комплекс проблем

средства реализации
поставленных целей,
оценивают результаты
своей деятельности в
обеспечении
личной
безопасности.

1

Характеризуют
и
формулируют
основное содержание
федеральных законов и
подзаконных
актов.
Рассматривают нормы
международного права
и
положения
Конституции
Российской Федерации
по правам человека.

1

Анализируют военные
угрозы национальной
безопасности России.
Характеризуют
стратегию
национальной
безопасности.
Работают с текстом.

1

Анализируют военную
политику государства.
Приводят
примеры
вооруженных
конфликтов;

безопасности социального характера;
•
Военная
доктрина
Российской
Федерации: внешние и внутренние
угрозы
общественной
и
личной
безопасности;
• защита личной и общественной
безопасности
от
внешних
угроз
социального характера — военных
опасностей.
Ключевые понятия темы:
военная опасность; военный конфликт;
военная
политика
государства;
вооруженный
конфликт;
война:
локальная,
региональная,
крупномасштабная;
Военная
доктрина
Российской
Федерации;
основные
внешние
опасности
России;
основные
внутренние
опасности
России;
терроризм; экстремизм.
Противодействие экстремизму
Вопросы для обсуждения:
• федеральные законы Российской
Федерации по защите от экстремизма;
• основные принципы и направления
противодействия экстремизму;
•
Уголовный
кодекс
Российской
Федерации:
экстремистская
деятельность и наказание.
Ключевые понятия темы:
экстремизм; пропаганда экстремизма;
экстремист;
основные
принципы
противодействия экстремизму
Противодействие
терроризму,
наркотизму в Российской Федерации.
Вопросы для обсуждения:
• федеральные законы по защите
населения России от социальных угроз:
терроризма, экстремизма, наркотизма;
• основные принципы и направления
противодействия
террористической
деятельности;
•
Уголовный
кодекс
Российской
Федерации: терроризм — преступление
и наказание.
Ключевые понятия темы:
терроризм;
виды
терроризма;
противодействие
терроризму;
Концепция противодействия терроризму
в Российской Федерации; наркотизм;

локальных,
региональных
и
крупномасштабных
войн.
Работают
с
интерактивными
схемами и заданиями.
Характеризуют
внутренние опасности
России.
Устанавливают
и
сравнивают
разные
точки зрения.

1

Изучают федеральные
законы по защите от
экстремизма.
Характеризуют
основные принципы и
направления
противодействия
экстремизму.
Определяют
направления
деятельности
спецслужб
и
правоохранительных
органов.

1

Характеризуют меры
противодействия
терроризму
и
наркотизму. Изучают
федеральные законы
по защите населения
от социальных угроз.
Приобретают навыки
противостояния
социальным угрозам,
вырабатывают
нравственные качества
и убеждения.

Глава 3.
Организационные
основы защиты
населения и
территорий России
в чрезвычайных
ситуациях
(5 часов)

наркотизация.
Единая
государственная
система
предупреждения
и
ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Вопросы для обсуждения:
• единая государственная система
предупреждения
и
ликвидации
чрезвычайных
ситуаций
(РСЧС):
задачи, структура, организация работы
РСЧС; классификация чрезвычайных
ситуаций;
• Министерство Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий (МЧС
России): задачи, структура;
• организация гражданской обороны на
объектах экономики.
Ключевые понятия темы:
виды чрезвычайных ситуаций; РСЧС;
территориальные и функциональные
подсистемы РСЧС; МЧС России;
режимы функционирования РСЧС;
гражданская оборона.
Основные мероприятия РСЧС и
гражданской обороны по защите
населения
и
территорий
в
чрезвычайных ситуациях.
Вопросы для обсуждения:
• деятельность сил гражданской
обороны и МЧС России;
• основные меры защиты населения от
чрезвычайных ситуаций: оповещение,
укрытие
людей
в
защитных
сооружениях, эвакуация, инженерная
защита,
аварийно-спасательные
работы,
медицинская
защита:
обсервация, карантин, дезинфекция,
санитарная обработка, дезактивация;
• действия населения после сигнала
«Внимание всем!».
Ключевые понятия темы:
гражданская оборона; мониторинг
чрезвычайной
ситуации;
прогнозирование
чрезвычайной
ситуации;
оповещение;
эвакуация;
инженерная защита.
Защита населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного
характера.
Вопросы для обсуждения:
•
опасные
природные
явления,

1

Рассматривают
территориальные
и
функциональные
подсистемы,
режим
функционирования
РСЧС.
Характеризуют
структуру
и
содержание
плана
действий
по
предупреждению
и
ликвидации
чрезвычайных
ситуаций.
Формулируют
основные задачи и
формы обучения в
области гражданской
обороны.

1

Характеризуют
предназначение
и
основные
задачи
гражданской обороны.
Рассматривают
структуру и органы
управления. Изучают
основные
меры
защиты населения от
чрезвычайных
ситуаций.
Называют права и
обязанности граждан в
области гражданской
обороны.
Совершенствуют
практические навыки и
умения
при
выполнении действий
по
сигналам
оповещения.

1

Характеризуют
опасные
природные
явления
и
их
последствия,
перечисляют

стихийные бедствия и их последствия;
• катастрофа, чрезвычайные ситуации
природного
характера:
виды
и
особенности;
• правила поведения в зоне чрезвычайных
ситуаций природного характера
Ключевые понятия темы:
чрезвычайные ситуации природного
характера; опасные природные явления;
стихийные бедствия: геологические,
метеорологические,
гидрологические,
климатогеографические сезонные.
Защита населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций техногенного
характера.
Вопросы для обсуждения:
•
характеристика
чрезвычайных
ситуаций техногенного характера, их
последствия;
• общие правила действий населения в
чрезвычайных
ситуациях техногенного характера на
взрывоопасном объекте;
• химическая опасность и химическая
безопасность.
Ключевые понятия темы:
техногенная
насыщенность;
чрезвычайная ситуация техногенного
характера;
взрыв;
взрывоопасный
объект;
химическая
опасность;
химически опасный объект; химическая
безопасность.
Чрезвычайные
ситуации
на
инженерных сооружениях, дорогах,
транспорте. Зацепинг - опасная игра.
Страхование.
Вопросы для обсуждения:
• риски чрезвычайных техногенных
опасностей;
•
обязательное
и
добровольное
страхование жизни и здоровья;
•
инженерные
сооружения
и
инструменты
управления
безопасностью.
Ключевые понятия темы:
страхование;
страховой
случай;
инженерное
сооружение;
гидротехническое
сооружение;
гидродинамическая
авария;
автомобильный
транспорт;
железнодорожный транспорт; водный
транспорт; авиационный транспорт.

поражающие факторы
и
особенности
чрезвычайных
ситуаций природного
характера.
Закрепляют
правила
безопасного поведения
в зоне чрезвычайных
ситуаций природного
характера.

1

Характеризуют
чрезвычайные
ситуации техногенного
характера.
Закрепляют
правила
безопасного поведения
в зоне чрезвычайных
ситуаций техногенного
характера.
Характеризуют
правила безопасного
поведения
при
оповещении об аварии
с выбросом аварийно
химически
опасных
веществ.

1

Работают в группах.
Решают ситуационные
задачи,
выполняют
интерактивные
задания. Закрепляют и
совершенствуют
правила безопасного
поведения
на
транспорте.
Выясняют
роль
инженерной защиты в
системе мер по защите
населения. Объясняют
необходимость
добровольного
и
обязательного
страхования.

Глава
4.
Чрезвычайные
ситуации военного
характера
и
безопасность (5 ч)

Военная безопасность государства (10 часов)
1
Защита населения и территорий от
военной опасности, оружия массового
поражения и современных обычных
средств поражения.
Вопросы для обсуждения:
• чрезвычайные ситуации военного
характера, роль РСЧС и гражданской
обороны в защите населения России от
оружия массового поражения (ОМП);
• виды оружия массового поражения:
ядерное,
химическое
и
бактериологическое;
современные
обычные средства поражения.
Ключевые понятия темы:
военная
безопасность;
оружие
массового поражения; очаг поражения;
зона
радиоактивного
поражения
местности;
ядерное оружие; химическое оружие;
бактериологическое
(биологическое)
оружие;
карантин;
обсервация;
современные
обычные
средства
поражения; виды оружия на новых
принципах.
1
Защита населения и территорий от
радиационной опасности
Вопросы для обсуждения:
• радиационная безопасность населения
и территорий;
-радиационная
опасность,
экспозиционная доза облучения и уровень
радиации;
• общие рекомендации при угрозе
радиационного заражения.
Ключевые понятия темы:
радиационная опасность; ионизирующее
излучение;
экспозиционная
доза
облучения;
уровень
радиации;
радиационная
безопасность;
меры
обеспечения безопасности
1
Средства коллективной защиты от
оружия массового поражения.
Вопросы для обсуждения:
• убежища и укрытия — средства
коллективной защиты населения;
• защитные свойства и характерные
особенности убежищ, укрытий;
• особенности противорадиационного
укрытия.
Ключевые понятия темы:
инженерные сооружения гражданской

Рассматривают
чрезвычайные
ситуации
военного
характера и различные
виды
оружия
массового поражения.
Характеризуют
индивидуальные
и
коллективные средства
защиты населения.

Характеризуют
радиационную
безопасность
населения
и
территорий.
Формулируют общие
рекомендации
при
угрозе
ядерного
заражения. Работают с
интерактивными
схемами и заданиями.

Рассматривают
средства коллективной
защиты
населения.
Закрепляют знания о
защитных свойствах и
характерных
особенностях убежищ
и
укрытий.
Характеризуют
особенности
противорадиационного

Глава 5.
Вооруженные
Силы Российской
Федерации на
защите
государства от
военных угроз
(5 часов)

обороны;
убежище;
противорадиационное
укрытие;
простейшее укрытие.
Защита населения и территорий от
биологической
и
экологической
опасности.
Вопросы для обсуждения:
•
характеристика
биологических
(биолого-социальных)
чрезвычайных
ситуаций;
• источники биолого-социальной и
экологической опасности;
• экологический кризис, экологическая
безопасность.
Ключевые понятия темы:
биологическая
и
экологическая
опасность; биологические средства;
биологические агенты; биологический
терроризм;
источники
биологосоциальной чрезвычайной ситуации;
биологическая
опасность;
биологическая
безопасность;
чрезвычайная экологическая ситуация;
экологическая безопасность.
Средства индивидуальной защиты
органов дыхания и кожи.
Вопросы для обсуждения:
• защита органов дыхания и кожных
покровов;
• защитные свойства и характеристики
противогазов;
• специальные и простейшие средства
индивидуальной защиты.
Ключевые понятия темы:
средства
индивидуальной
защиты
органов
дыхания;
противогаз
фильтрующий,
изолирующий;
медицинские средства защиты кожи;
респиратор; ватно-марлевая повязка;
средства
индивидуальной
защиты
кожи.
Вооруженные
Силы
Российской
Федерации: организационные основы.
Вопросы для обсуждения:
• основы организации Вооруженных Сил
Российской Федерации;
• геополитические условия, законы
управления, задачи, стратегия развития
и обеспечения боевой готовности
Вооруженных Сил нашего государства;
•
структура
Вооруженных
Сил
Российской Федерации.

укрытия.

1

Актуализируют знания
по
экологической
безопасности.
Характеризуют
источники
биологосоциальной
и
экологической
опасности.
Изучают
характеристику
биологических
чрезвычайных
ситуаций.

1

Актуализируют
полученные
ранее
знания о специальных
и
простейших
средствах
индивидуальной
защиты
органов
дыхания.
Характеризуют виды и
особенности
противогазов.
Совершенствуют
умения
и
навыки
практического
применения
СИЗ
органов дыхания и
кожи.
Характеризуют
структуру
и
анализируют
организационную
основу Вооруженных
Сил
Российской
Федерации.
Расширяют знания о
структуре
Вооруженных Сил.

1

Ключевые понятия темы:
Вооруженные
Силы
Российской
Федерации;
Верховный
Главнокомандующий
Вооруженными
Силами
Российской
Федерации;
Министерство обороны Российской
Федерации;
органы
управления;
объединение; соединение; воинская
часть.
Состав Вооруженных Сил Российской
Федерации.
Вопросы для обсуждения:
•
состав
и
основные
задачи
Вооруженных
Сил
Российской
Федерации;
• виды Вооруженных Сил: краткая
характеристика и назначение;
• рода войск: краткая характеристика
и назначение.
Ключевые понятия темы:
состав Вооруженных Сил Российской
Федерации;
Сухопутные
войска;
Воздушно-космические силы; ВоенноМорской Флот; Ракетные войска
стратегического
назначения;
Воздушно-десантные
войска;
Тыл
Вооруженных Сил.
Воинская обязанность и военная
служба
Вопросы для обсуждения:
• законодательные основы военной
службы
в
Вооруженных
Силах
Российской Федерации;
• воинская обязанность: краткая
характеристика и назначение;
• военная служба и допризывная
подготовка.
Ключевые понятия темы:
воинская обязанность; мобилизация;
военное положение; военная служба;
Военная
присяга;
обязательная
подготовка; добровольная подготовка.
Права
и
обязанности
военнослужащих.
Вопросы для обсуждения:
• законодательные основы социальной
защиты военнослужащих;
• права и обязанности военнослужащих;
• виды поощрений и дисциплинарных
взысканий,
применяемых
к
военнослужащим.
Ключевые понятия темы:

1

Анализируют состав и
основные
задачи
Вооруженных
Сил
Российской
Федерации.
Актуализируют знания
и
дают
краткую
характеристику видов
Вооруженных Сил.
Закрепляют
знание
федеральных законов.
Определяют главное
предназначение
Вооруженных
Сил
Российской
Федерации.

1

Закрепляют
знание
законодательных основ
военной службы в
Вооруженных Силах
Российской
Федерации.
Определяют структуру
и
содержание
воинской обязанности.

1

Рассматривают
законодательные
основы
социальной
защиты
военнослужащих.
Изучают
права
и
обязанности
военнослужащих.
Характеризуют общие,
должностные,

социальный
статус;
права
военнослужащих;
обязанности
военнослужащих: общие, должностные,
специальные; воинская дисциплина;
единоначалие;
верность
воинскому
долгу.

специальные
обязанности
военнослужащих, виды
поощрений
и
дисциплинарных
взысканий.

1
Характеризуют боевые
Боевые
традиции
и
ритуалы
традиции и структуру
Вооруженных
Сил
Российской
воинских ритуалов.
Федерации.
Вопросы для обсуждения:
Изучают
порядок
• боевые традиции Российской армии;
проведения наиболее
•
ритуалы
Вооруженных
Сил
важных
ритуалов
Российской Федерации.
Вооруженных
Сил
Ключевые понятия темы:
Российской
боевые традиции; воинские ритуалы;
Федерации. Работают в
патриотизм; воинский долг; воинская
группах.
Решают
честь; Военная присяга; Боевое знамя
ситуационные задачи.
воинской части; воинский коллектив;
войсковое товарищество.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (9 часов)
1
Объясняют
Глава 6. Факторы Медицинское
обеспечение
социальную
риска нарушений индивидуального и общественного
обусловленность
здоровья:
здоровья. Здоровый образ жизни и его
здоровья человека в
инфекционные и составляющие.
Вопросы для обсуждения:
современной
среде
неинфекционные
• подходы к пониманию сущности
обитания.
заболевания
здоровья;
Анализируют понятия
(4 часа)
•
медицинское
обеспечение
«индивидуальное
индивидуального
и
общественного
здоровье»
и
здоровья;
«общественное
• социальная обусловленность здоровья
здоровье».
Делают
человека в среде обитания.
умозаключения
и
• что такое здоровый образ жизни;
формулируют выводы.
• факторы, влияющие на здоровье;
Раскрывают сущность
• основные составляющие здорового
понятия
«здоровый
образа жизни человека.
образ жизни», его
Ключевые понятия темы:
значение
и
медицина; здоровье; индивидуальное
составляющие.
здоровье
человека;
общественное
Формируют целостное
здоровье; социальное здоровье человека;
представление
о
сфера здравоохранения; санитарное
здоровом образе жизни
просвещение. Образ жизни; здоровый
как
средстве
образ жизни; культура здоровья;
обеспечения
общего
факторы
риска;
основные
благополучия
составляющие здорового образа жизни.
человека.
1
Расширяют знания об
Инфекционные
заболевания:
их
инфекционных
особенности и меры профилактики.
Вопросы для обсуждения:
заболеваниях
и
• основные инфекционные болезни:
методах
их
классификация, механизмы передачи
профилактики.
инфекции, меры медицинской помощи;
Перечисляют

• источники инфекционных заболеваний
и факторы риска;
• меры профилактики инфекционных
заболеваний и иммунитет.
Ключевые понятия темы:
эпидемия; пандемия; инфекционные
заболевания;
классификация
инфекционных
заболеваний;
иммунитет; вакцинация; факторы
риска;
обсервация;
карантин;
дезинфекция.
Факторы риска неинфекционных
заболеваний
и
меры
их
профилактики.
Вопросы для обсуждения:
•
факторы
риска
основных
неинфекционных заболеваний;
• факторы риска сердечно-сосудистых
заболеваний;
• меры
профилактики
сердечнососудистых заболеваний.
Ключевые понятия темы:
основные неинфекционные заболевания;
сердечно-сосудистые
заболевания;
атеросклероз;
артериальная
гипертензия.
Профилактика
заболеваний,
передающихся половым путем.
Вопросы для обсуждения:
•
факторы
риска
заболеваний,
передающихся половым путем;
• культура полового поведения юноши и
девушки;
• симптомы, последствия и меры
профилактики
заболеваний,
передающихся половым путем.
Ключевые понятия темы:
половое
воспитание;
целомудрие;
заболевания, передающиеся половым
путем; профилактика заболеваний,
передающихся половым путем.
Глава 7. Оказание Первая помощь при неотложных
первой
помощи состояниях: закон и порядок.
при неотложных Вопросы для обсуждения:
• законы Российской Федерации и
состояниях
социальная ответственность граждан
(5 часов)
и специалистов по оказанию первой
помощи при неотложных состояниях;
• неотложные состояния, требующие
оказания первой помощи;
• мероприятия по оказанию первой
помощи.

источники
инфекционных
заболеваний и факторы
риска. Характеризуют
меры
профилактики
инфекционных
заболеваний.

1

Актуализируют знания
об
основных
неинфекционных
заболеваниях.
Перечисляют
и
характеризуют
факторы
риска
неинфекционных
и
сердечно-сосудистых
заболеваний.
Объясняют
меры
профилактики.

1

Формируют целостное
представление
о
культуре
взаимоотношений
юношей и девушек.
Изучают
и
анализируют
симптомы,
последствия
заболеваний,
передающихся
половым путем, и
меры профилактики.
Систематизируют
знания по данной теме.
Актуализируют знания
по оказанию помощи
при
неотложных
состояниях.
Характеризуют
неотложные
состояния, требующие
оказания
первой
помощи. Работают с
интерактивными

1

Ключевые понятия темы:
неотложное
состояние;
первая
помощь; фактор времени; травма;
перечень состояний, при которых
оказывают первую помощь; перечень
мероприятий по оказанию первой
помощи.
Правила оказания первой помощи
при травмах.
Вопросы для обсуждения:
• понятие об асептике, антисептике,
антибиотиках;
• порядок и правила оказания первой
помощи при травмах;
• способы снижения остроты боли и
противошоковые мероприятия.
Ключевые понятия темы:
асептика; антисептика; антибиотики;
общие правила оказания первой помощи
при
травмах;
иммобилизация;
шинирование.
Первая помощь при кровотечениях,
ранениях.
Вопросы для обсуждения:
• виды кровотечений, их особенности;
•
особенности
паренхиматозных
кровотечений;
• способы оказания первой помощи при
кровотечениях.
Ключевые понятия темы:
кровотечение: артериальное, венозное,
капиллярное.
Первая
помощь
при
ушибах,
растяжении
связок,
вывихах,
переломах.
Вопросы для обсуждения:
• признаки ушиба, растяжения связок,
вывиха, перелома;
•
первая
помощь
при
ушибах,
растяжении связок, вывихах;
• первая помощь при переломах и
комбинированных травмах;
• иммобилизация и транспортировка
пострадавших.
Ключевые понятия темы:
ушиб; растяжение связок; вывих;
перелом; иммобилизация.
Первая помощь: сердечно-легочная
реанимация.
Вопросы для обсуждения:

заданиями.

1

Актуализируют
и
расширяют знания по
оказанию
первой
помощи. Практически
отрабатывают порядок
оказания
первой
помощи при травмах.
Перечисляют
противошоковые
мероприятия.

1

Характеризуют виды
кровотечений
и
способы их остановки.
Расширяют
и
систематизируют свои
знания по данной теме.
Практически
отрабатывают умения
остановки
кровотечений
различными
способами.

1

Перечисляют порядок
действий при оказании
первой помощи при
ушибах,
вывихах,
растяжении связок и
переломах.
Систематизируют
знания
об
иммобилизации
и
транспортировке.
Демонстрируют
практические умения.

1

Систематизируют
и
расширяют знания о
проведении сердечно-

• признаки жизни и смерти;
• правила проведения сердечно-легочной
реанимации.
Ключевые понятия темы:
сердечно-легочная
реанимация;
признаки жизни; признаки смерти;
искусственное дыхание способом «рот в
рот»; надавливание на грудную клетку.

легочной реанимации.
Практически
отрабатывают умения.
Характеризуют
признаки жизни и
признаки
смерти.
Перечисляют порядок
оказания
реанимационных
мероприятий.

Класс: 11 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)
Раздел (кол-во
часов)

Темы

Колво
часов

Основные виды
деятельности
обучающихся (на
уровне
универсальных
учебных действий)
Основы комплексной безопасности личности, общества, государства (15 часов)
1
Характеризуют
Глава 1. Научные Проблемы формирования культуры
причины низкой
основы
безопасности
жизнедеятельности
культуры безопасности
формирования
человека
в
современной
среде
жизнедеятельности
культуры
обитания.
Вопросы для обсуждения:
личности и общества.
безопасности
•
причины
низкой
культуры
Рассуждают,
делают
жизнедеятельности
жизнедеятельности
выводы. Анализируют
человека
в безопасности
образование
и
современной среде личности и общества;
социальное
обитания (5 часов) • образование и социальное воспитание
— основы культуры безопасности
воспитание, а также
жизнедеятельности;
личную
• личная ответственность — условие
ответственность
как
повышения
общей
безопасности
условия
повышения
жизнедеятельности.
культуры безопасности
Ключевые понятия темы:
жизнедеятельности.
институт социального воспитания;
социальное взросление личности.
1
Выявляют
признаки
Этические и экологические критерии
современного
безопасности современной науки и
экологического
технологий.
Вопросы для обсуждения:
кризиса.
Оценивают
•
экологичность,
биоэтичность,
экологическую
ориентиры и критерии развития науки
безопасность.
и технологий;
Характеризуют
• экологическая безопасность;
биоэтику.
• биоэтика — комплексная оценка
Анализируют
культуры
безопасности
информацию
из
жизнедеятельности
объектов
разных источников.
техносферы.
Ключевые понятия темы:
научная картина мира; биоэтика;

ключевые вопросы биоэтики.
Общенаучные
методологические
подходы к изучению глобальных
проблем
безопасности
жизнедеятельности человека в среде
обитания.
Вопросы для обсуждения:
• научные основы общей теории
безопасности жизнедеятельности;
• основные объекты общей теории
безопасности жизнедеятельности и
научные подходы к их изучению;
• закон сохранения жизни, энергии в
системе «человек — среда обитания» и
показатели
благополучия
и
безопасности среды для человека.
Ключевые понятия темы:
моделирование;
методологические
подходы: системный, экологический,
аналитический,
функциональный
(объектный), синергетический.
Основные подходы и принципы
обеспечения безопасности объектов в
среде жизнедеятельности.
Вопросы для обсуждения:
• виды и источники антропогенных
опасностей, критерии безопасности;
•
антропогенные,
техногенные,
социогенные проблемы;
• система принципов и системный
подход в обеспечении безопасности.
Ключевые понятия темы:
безопасность;
антропогенные
опасности; потенциальная, реальная и
реализованная
опасности;
идентификация;
номенклатура
опасностей;
системный
анализ
безопасности.
Основы управления безопасностью в
системе «человек — среда обитания».
Вопросы для обсуждения:
• системный подход к проектированию
систем управления безопасностью;
• система принципов обеспечения
безопасности,
стратегия управления безопасностью
жизнедеятельности;
• эргономические и психологические
основы
проектирования
систем
безопасности.
Ключевые понятия темы:
управление
безопасностью

1

Изучают
основы
общей теории
безопасности
жизнедеятельности.
Рассматривают
различные
методологические
подходы.
Характеризуют
показатели
благополучия
и
безопасности
среды
для человека.

1

Характеризуют
систему принципов и
системный подход в
обеспечении
безопасности.
Рассматривают
антропогенные,
техногенные,
социогенные
проблемы.
Актуализируют знания
о видах и источниках
антропогенных
опасностей.

1

Характеризуют
систему
принципов
обеспечения
безопасности.
Развивают
личные,
духовные
и
физические качества;
самооценку
собственной культуры
безопасного
поведения.

жизнедеятельности;
управление
риском; уровни безопасности; виды
совместимости;
гигиеническое
нормирование.
Глава 2. Комплекс Обеспечение
национальной
мер
взаимной безопасности России.
Вопросы для обсуждения:
ответственности
• национальная безопасность России в
личности,
современном мире;
общества,
Стратегия
национальной
государства
по •
безопасности России.
обеспечению
Ключевые понятия темы:
безопасности
национальные интересы; национальная
(5 часов)
безопасность;
Стратегия национальной безопасности;
социальная безопасность; оборона.
Обеспечение
социальной,
экономической
и государственной безопасности.
Вопросы для обсуждения:
• взаимосвязь социально-экономического
развития и национальной безопасности:
Стратегия социально-экономического
развития России;
• социальная безопасность и меры ее
обеспечения;
• государственная безопасность и меры
ее обеспечения.
Ключевые понятия темы:
глобализация; социальная безопасность;
социальный
институт;
государственная безопасность.
Меры
государства
по
противодействию военным угрозам,
экстремизму, терроризму.
Вопросы для обсуждения:
• роль государства в противодействии
терроризму; ФСБ России;
• Национальный антитеррористический
комитет (НАК):
задачи;
• контртеррористическая операция и
взаимодействие властных структур
государства.
Ключевые понятия темы:
Пограничная служба ФСБ России;
пограничная деятельность; терроризм;
экстремизм;
Национальный
антитеррористический
комитет;
контртеррористическая операция.
Защита населения и территорий в
чрезвычайных ситуациях. Поисково-

1

Обобщают
интерпретируют
информацию
использованием
учебной литературы
других
информационных
ресурсов. Работают
интерактивными
объектами.

и
с
и
с

1

Формируют
основы
научного
типа
мышления.
Характеризуют
и
анализируют
социальную,
экономическую
и
государственную
безопасность и меры
их обеспечения.

1

Рассматривают
государственные
меры
по
противодействию
военным
угрозам,
экстремизму,
терроризму.
Характеризуют
военно-силовые
ресурсы государства в
противодействии
терроризму.

1

Анализируют
выявляют

и

государственные меры
защиты населения и
территорий.
Перечисляют
профессиональные и
моральные
качества
спасателей.
Формируют
нравственные
ориентиры.

спасательная служба МЧС России.
Вопросы для обсуждения:
• государственные меры защиты
населения и территорий: РСЧС;
•
деятельность
«чрезвычайного
министерства
• профессиональные и моральные
качества спасателей — специалистов
поисково-спасательной службы МЧС
России.
Ключевые понятия темы:
поисково-спасательная служба МЧС;
добровольная
пожарная
дружина;
добровольчество.

Глава 3.
Экстремальные
ситуации и
безопасность
человека (5 часов).

Международное сотрудничество России
по противодействию военным угрозам,
экстремизму, терроризму.
Вопросы для обсуждения:
• документы международного права и
внешняя политика России;
• гуманитарная помощь и миротворческая
помощь;
• участие России в деятельности
Организации Объединенных Наций (ООН).
Ключевые понятия темы:
национальные
интересы
России;
Европейский союз (ЕС); Организация
Объединенных Наций (ООН); гуманитарная
помощь;
волонтерское
движение;
гуманитарная
миссия;
гуманитарная
катастрофа.

1

Обобщают
и
интерпретируют
полученную
информацию.
Анализируют
и
характеризуют внешнюю
политику
Российской
Федерации.

Экстремальные
ситуации
криминогенного характера.
Вопросы для обсуждения:
•
характеристика
чрезвычайных
ситуаций криминогенного характера и
уголовная
ответственность
несовершеннолетних;
•
хулиганство,
грабеж,
разбой,
воровство, насилие, вандализм;
• самооборона и меры предупреждения
криминогенной опасности.
Ключевые понятия темы:
криминальный;
криминогенный;
преступление; экстремальная ситуация
криминогенного
характера;
самооборона
Экстремизм,
терроризм
и
безопасность человека.
Вопросы для обсуждения:
• зоны повышенной криминогенной
опасности в городе; толпа как скрытая
опасность, меры спасения в толпе;
• уголовная ответственность за

1

Актуализируют
и
дополняют материал
по
характеристике
чрезвычайных
ситуаций
криминогенного
характера и уголовной
ответственности
несовершеннолетних.
Проектируют модели
безопасного
поведения.

1

Закрепляют
правила
безопасного поведения
в городе, в толпе.
Расширяют знания о
мерах
безопасности
личности, общества в

совершение ряда преступлений;
• меры безопасности человека и
общества в криминогенной ситуации.
Ключевые понятия темы:
зона
повышенной
криминогенной
опасности;
толпа;
заложник;
терроризм;
психологическая
готовность.

криминогенной
ситуации.
Решают
ситуационные задачи,
формулируют выводы.
Рассматривают
законодательные
основы
уголовной
ответственности
за
экстремизм,
терроризм.

Наркотизм и безопасность человека.
Вопросы для обсуждения:
• наркотизм как социальное зло, личная,
общественная
и
государственная
проблема;
• наркотизм и меры безопасности
Ключевые понятия темы:
наркотики; наркотизм; наркомания;
токсикомания.

1

Дорожно-транспортная безопасность.
Правила поведения на объектах
железнодорожного
транспорта
и
железной дороге.
Вопросы для обсуждения:
• культура безопасности дорожного
движения;
• роль государства в обеспечении
безопасности
дорожного движения: федеральные
целевые программы;
• роль общественных организаций в
повышении безопасности дорожного
движения.
Ключевые понятия темы:
дорожно-транспортное происшествие
(ДТП); дорога; участники дорожного
движения;
Правила
дорожного
движения (ПДД); Государственная
инспекция безопасности дорожного
движения (ГИБДД).
Вынужденное автономное
существование в природных
условиях.
Вопросы для обсуждения:

1

1

Раскрывают сущность
наркотизма.
Систематизируют
знания. Анализируют
масштабы
данной
общественной
и
государственной
проблемы.
Перечисляют
меры
безопасности,
выполняют
интерактивные
задания. Работают с
дополнительными
источниками
информации.
Определяют уровень
культуры
безопасности
дорожного движения.
Анализируют
роль
государства
в
обеспечении
безопасности
дорожного движения.
Устанавливают роль
общественных
организаций
в
повышении
безопасности
дорожного движения.
Приводят
примеры,
готовят
учебные
проекты.

Работают в группах.
Характеризуют
правила выживания в
условиях

Глава 4.
Вооруженные
Силы Российской
Федерации на
защите
государства от
военных угроз
(4 часа)

• причины и проблемы вынужденной
автономии;
• меры преодоления страха, стресса,
правила выживания;
• необходимые умения по обеспечению
автономного
существования
в
природной среде;
• подача сигналов бедствия.
Ключевые понятия темы:
выживание; вынужденное автономное
существование; факторы выживания;
стресс;
страх;
НАЗ
(носимый
аварийный запас).
Военная безопасность государства (10 часов)
1
Основные задачи Вооруженных Сил.
Вопросы для обсуждения:
• история армии: история побед и
реформ;
• основные задачи Вооруженных Сил в
мирное и военное время;
• другие войска, воинские формирования
и органы.
Ключевые понятия темы:
рекрутский набор; всеобщая воинская
обязанность; Закон СССР «О всеобщей
воинской обязанности»; Вооруженные
Силы Российской Федерации.
1
Правовые основы воинской
обязанности
Вопросы для обсуждения:
•
правовые
основы
воинской
обязанности;
• воинский учет граждан России:
назначение и содержание;
• военная служба по контракту;
• Военная присяга: социальное и военное
назначение.
• федеральные законы и воинские
уставы;
• взаимосвязь единоначалия и воинской
дисциплины;
• права и свободы военнослужащих;
• увольнение с военной службы и запас
Вооруженных Сил.
Ключевые понятия темы:
воинская обязанность; воинский учет;
военная служба по контракту; военный
комиссариат; Военная присяга. Устав;
мобилизация; запас Вооруженных Сил;
воинский устав; внутренняя служба;
увольнение с военной службы; военные
сборы.

вынужденной
автономии.
Отрабатывают
необходимые умения.
Вырабатывают в себе
нравственные качества
и убеждения.

Перечисляют
основные задачи
Вооруженных Сил в
мирное и военное
время. Актуализируют
ранее
полученные
знания из истории
армии.
Приводят
примеры.
Дискутируют.

Формулируют
правовые основы
воинской обязанности.
Характеризуют
особенности военной
службы по контракту.
Объясняют на
значение и содержание
воинского учета
граждан России.
Изучают федеральные
законы и
воинские
уставы.
Работают с текстом.
Определяют
взаимосвязь
единоначалия
и
воинской дисциплины.
Анализируют права и
свободы
военнослужащих.
Размышляют, делают
выводы.

Глава 5.
Особенности
военной службы в
современной
Российской армии
(5 часов)

Подготовка граждан к военной
службе: обязательная и добровольная.
Вопросы для обсуждения:
• обязательная подготовка граждан к
военной службе;
• добровольная подготовка граждан к
военной службе;
• военно-учетные специальности.
Ключевые понятия темы:
обязательная подготовка к военной
службе; добровольная подготовка к
военной
службе;
военно-учетная
специальность.
Требования воинской деятельности к
личности военнослужащего.
Вопросы для обсуждения:
• виды воинской деятельности и
воинские обязанности;
• морально-психологические требования
к военнослужащим;
• общие и специальные обязанности
военнослужащих.
Ключевые понятия темы:
Устав
внутренней
службы
Вооруженных
Сил
Российской
Федерации; Устав гарнизонной и
караульной служб Вооруженных Сил
Российской Федерации; гарнизонная
служба; караульная служба; боевое
дежурство; коллективизм.
Особенности военной службы по
призыву
и
альтернативной
гражданской
службы.
Вопросы для обсуждения:
• прохождение военной службы по
призыву;
• значение воинской дисциплины;
• значение принципа единоначалия в
армии;
• альтернативная гражданская служба.
Ключевые понятия темы:
военная служба по призыву; воинская
дисциплина;
единоначалие;
исполнительность;
альтернативная
гражданская служба.
Военные
гуманитарные
миссии
России в «горячих точках» мира.
Вопросы для обсуждения:
• право войны и «горячие точки» в
международной политике;
•
гуманитарная
помощь
и

1

Анализируют
особенности
обязательной
подготовки граждан к
военной
службе.
Определяют
особенности
добровольной
подготовки.
Характеризуют
военно-учетные
Специальности.

1

Формулируют
моральнопсихологические
требования
к
военнослужащим.
Перечисляют
и
анализируют
виды
воинской деятельности
и
воинской
обязанности.
Расширяют сведения
об общих
и
специальных
обязанностях
военнослужащих.

1

Характеризуют
значение
воинской
дисциплины. Изучают
особенности
прохождения военной
службы по призыву.
Расширяют знания об
альтернативной
гражданской службе.

1

Раскрывают сущность
миротворческих
операций. Определяют
особенности
международной
политики. Рассуждают,

миротворческие операции России.
Ключевые понятия темы:
право войны; миротворцы; комбатант;
«горячая
точка»;
гуманитарная
помощь; гуманитарная катастрофа.
Военные операции на территории
России: борьба с терроризмом.
Вопросы для обсуждения:
• участие Вооруженных Сил Российской
Федерации в борьбе с терроризмом;
• роль руководителя в обеспечении
успеха
контртеррористической
операции;
•
особый
правовой
режим
контртеррористической Операции.
Ключевые понятия темы:
контртеррористическая
операция;
группировка
сил
контртеррористической
операции;
бандит; бандформирование.
Военные учения Вооруженных Сил
Российской Федерации.
Вопросы для обсуждения:
• военные учения;
• военная стратегия и тактика.
Ключевые понятия темы:
военные учения; стратегия; тактика;
стратегическая цель; театр военных
действий; геополитика.
Боевая слава российских воинов.
Вопросы для обсуждения:
• «викториальные дни» России;
• Дни воинской славы Российской
Федерации;
• традиции памяти — духовная связь
поколений.
Ключевые понятия темы:
Дни воинской славы; «викториальные
дни»

1

1

делают
выводы,
работают
с
дополнительными
источниками
информации.
Актуализируют знания
об
участии
Вооруженных
Сил
Российской Федерации
в
борьбе
с
терроризмом.
Характеризуют
понятие
«контр
террористическая
операция».
Рассуждают,
делают
выводы, работают с
дополнительными
источниками
информации.
Расширяют
и
актуализируют знания
о военной стратегии и
тактике. Работают с
текстом,
делают
выводы.
Приводят
примеры,
обобщают
информацию

Формируют целостное
представление
о
боевой
славе
российских
воинов.
Определяют
личностную позицию и
национальную
идентичность.
Работают
с
интерактивными
объектами.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 часов)
Анализируют
1
Глава 6. Основы
Демографическая ситуация в России.
Вопросы для обсуждения:
демографическую
здорового образа
• демография и здоровье россиян:
ситуацию в России.
жизни (5 часов)
причины, проблемы, решения;
Работают
с
• медицинское обеспечение населения
дополнительными
России и культура здоровья.
источниками
Ключевые понятия темы:
информации.
демография;
депрессия;
Характеризуют
транквилизаторы;
астения
медицинское
(астенический синдром).
обеспечение здоровья
1

населения. Выявляют
проблемы,
находят
пути решения.
Определяют
и
анализируют
компоненты культуры
здорового
образа
жизни. Характеризуют
рациональную
организацию режима
труда
и
отдыха.
Воспитывают
ответственное
отношение
к
собственному
здоровью.

Культура здорового образа жизни.
Вопросы для обсуждения:
• компоненты культуры здорового
образа жизни;
• рациональная организация режима
труда и отдыха;
• принципы рациональности режима дня
и биологические ритмы.
Ключевые понятия темы:
режим труда и отдыха; подростковый
возраст;
усталость;
утомление,
биологические ритмы.

1

Культура питания.
Вопросы для обсуждения:
• что означает понятие «культура
питания»;
• главное правило рационального
питания;
• основные принципы рационального
питания.
Ключевые понятия темы:
рациональное
питание;
культура
питания;
главное
правило
рационального
питания;
здоровое
питание;
основные
принципы
рационального питания; умеренность в
питании; сбалансированность питания;
четырехразовое питание; полноценное
питание;
качество
продуктов;
диетология.
Культура здорового образа жизни и
репродуктивное здоровье.
Вопросы для обсуждения:
• подходы к пониманию сущности
репродуктивного здоровья;
• биологическое и социальное взросление
юноши и девушки;
• социальная обусловленность культуры
в
отношениях
представителей
противоположных полов.
Ключевые понятия темы:
подростковый возраст; репродуктивное
здоровье; репродуктивная система;
целомудрие; духовность.
Вредные
привычки.
Культура
движения.
Вопросы для обсуждения:

1

Формулируют
и
характеризуют
основные
принципы
рационального
питания. Формируют
культуру
здорового
питания.
Делают
выводы,
выявляют
причинноследственные связи.

1

Характеризуют
сущность
репродуктивного
здоровья.
Воспитывают в себе
нравственные
приоритеты.
Анализируют,
размышляют, делают
выводы. Работают с
интерактивными
объектами и решают
ситуационные задачи.

1

Формируют целостное
представление
о
вредных
привычках.

• причины и последствия вредных
привычек;
•
двигательная
активность
и
физическая культура — полезные
привычки;
• как связаны культура движения и
здоровье.
Ключевые понятия темы:
привычка; вредная привычка; полезная
привычка;
кинезофилия;
культура
движения; физическая культура; спорт.
1
Глава 7. Первая Медико-психологическая помощь.
помощь
при Вопросы для обсуждения:
• права и обязанности очевидцев
неотложных
происшествия по оказанию первой
состояниях
помощи;
(5 часов)
• психотравмирующие ситуации и
первая психологическая помощь;
• медицина катастроф и службы
экстренной медицинской помощи.
Ключевые понятия темы:
экстремальная
ситуация;
шок;
травматический шок; первая помощь;
кома; асфиксия; аспирация; первая
психологическая помощь; медицина
катастроф.
1
Первая помощь при ранениях.
Вопросы для обсуждения:
• виды ран, их причины и особенности;
• осложнения при ранениях: столбняк,
сепсис, газовая гангрена;
• первая помощь при ранениях:
обработка ран и наложение повязок.
Ключевые понятия темы:
поверхностное
ранение;
глубокое
ранение; раны: колотая, резаная,
рубленая,
ушибленная,
укушенная,
огнестрельная;
сепсис;
столбняк;
газовая гангрена; повязка.
1
Первая помощь при поражении
радиацией,
отравляющими
веществами, при химических и
термических ожогах, обморожении.
Вопросы для обсуждения:
• последствия радиации, взрывов,
отравляющих веществ;
• первая помощь при комбинированных
травмах, электротравмах;
• первая помощь при ожогах:
термических, химических.
Ключевые понятия темы:
комбинированная
травма;
ожог;

Характеризуют
влияние двигательной
активности
на
здоровье человека.
Интерпретируют
информацию
из
дополнительных
источников.
Анализируют,
сравнивают,
делают
выводы.
Определяют
психотравмирующие
ситуации
и
особенности оказания
психологической
помощи.
Решают
ситуационные задачи.
Формируют
способность
обосновать
собственную
точку
зрения.

Расширяют
и
совершенствуют
знания по данной теме.
Практически
отрабатывают порядок
оказания
первой
помощи при ранениях.

Актуализируют
и
расширяют знания по
данной
теме.
Практически
отрабатывают порядок
оказания
первой
помощи
при
электротравмах,
ожогах, обморожении.

ожоговый шок; отравление; яд;
обморожение.
Первая
помощь
при
дорожнотранспортном происшествии.
Вопросы для обсуждения:
• правовые основы оказания первой
помощи при дорожно-транспортном
происшествии;
• юридическая ответственность и
безопасность
очевидцев
дорожнотранспортного происшествия;
• обязанности водителя при дорожнотранспортном происшествии и правило
«золотого часа» при оказании первой
помощи.
Ключевые понятия темы:
участники
дорожного
движения;
клиническая смерть; биологическая
смерть; сердечно-легочная реанимация.
Первая
помощь
при
остром
отравлении никотином, алкоголем,
лекарствами, ядами, наркотическими
веществами.
Вопросы для обсуждения:
• острое отравление и его причины;
• первая помощь при отравлении
никотином;
• первая помощь при отравлении
алкоголем и его суррогатами;
• первая помощь при отравлении
лекарственными препаратами;
• первая помощь при отравлении
наркотическими веществами.
Ключевые понятия темы:
острое отравление; никотин; этанол;
суррогат
алкоголя;
метанол
(метиловый спирт); этиленгликоль.

1

Характеризуют
правовые
основы
оказания
первой
помощи при дорожнотранспортном
происшествии.
Формируют
умение
находить
компромиссное
решение в сложной
ситуации.
Решают
ситуационные задачи,
выполняют
интерактивные
задания.

1

Актуализируют
и
совершенствуют
знания по данной теме.
Практически
отрабатывают порядок
оказания
первой
помощи
при
отравлении
никотином, алкоголем,
лекарственными
препаратами. Решают
ситуационные задачи,
работают в группах,
делают выводы.

Темы

Колво
часов

Действия солдата в бою.
Способы передвижения на поле боя
Обязанности наблюдателя. Выбор места
для наблюдения, его оборудование и
маскировка,
оснащение
наблюдательного поста

1
1
1

Основные виды
деятельности
обучающихся (на
уровне
универсальных
учебных действий)
Осваивают
действия
солдата в бою и
передвижения на поле
боя.
Изучают обязанности
наблюдателя
и

Учебные сборы (всего 35 часов)
Раздел (кол-во
часов)

Тактическая
подготовка.
Практические
занятия.
(4 часа)

Передвижения на поле боя. Выбор
места для наблюдения и ведения огня
и скрытное расположение на нем,
самоокапывание и маскировка.

1

Назначение,
боевые
свойства
и
устройство автомата, его неполная
разборка и сборка после неполной
разборки.
Работа частей и механизмов автомата
при заряжании и стрельбе.
Уход за стрелковым оружием, его
хранение и сбережение
Требования
безопасности
при
проведении
занятий
по
огневой
подготовке.
Правила стрельбы из стрелкового
оружия
Выполнение начального упражнения
учебных стрельб

1

Средства индивидуальной защиты и
Радиационная,
химическая
и пользование ими.
биологическая
защита.
Практические
Способы действий личного состава
занятия. (2 часа)
в условиях радиационного, химического
и биологического заражения

1

Военнослужащие Вооруженных Сил
Российской
Федерации
и
взаимоотношения
между
ними.
Размещение военнослужащих

1

Распределение
времени
и
внутренний порядок. Распорядок дня
и регламент служебного времени
Обязанности лиц суточного наряда.
Назначение суточного наряда, его состав
и вооружение. Подчиненность и
обязанности дневального по роте
Обязанности дежурного по роте.
Порядок приема и сдачи дежурства,
действия при подъеме по тревоге,
прибытии в подразделение офицеров и
старшины роты

1

Комната для хранения оружия, ее
оборудование.
Порядок
хранения
оружия и боеприпасов. Допуск личного
состава в комнату для хранения
оружия. Порядок выдачи оружия и
боеприпасов

1

Огневая
подготовка.
Практические
занятия.
(9 часов)

Общевоинские
уставы.
Практические
занятия. (8 часов)

1
1
1

2
3

1

1

1

знакомятся
с
правилами маскировки
и
самоокапывания.
Выполняют пробные
упражнения
Изучают назначение,
боевые свойства и
устройство автомата, а
так же работу частей и
механизмов
при
заряжании и стрельбе.
Выполняют
упражнения
по
неполной разборке и
сборке
АК-74.
Знакомятся
с
правилами стрельбы из
стрелкового оружия.
Выполняют начальное
упражнение учебных
стрельб.
Осваивают
средства
индивидуальной
защиты и правила
пользование ими.
Знакомятся
со
способами действий
личного состава
в условиях заражения
Изучают
взаимоотношения
между
военнослужащими,
обязанности
лиц
суточного
наряда,
Обязанности
дежурного по роте.
Знакомятся
с
распределением
времени и внутренним
порядком.
Распорядком дня и
регламентом
служебного времени,
дисциплинарной,
административной
и
уголовная
ответственностью
военнослужащих.
Осваивают
несение
караульной
службы,

Строевая
подготовка.
Практические
занятия. (4 часа)

Физическая
подготовка.
Практические
занятия.
(5 часов)

Несение
караульной
службы
выполнение боевой задачи, состав
караула.
Часовой
и
караульный.
Обязанности часового. Пост и его
оборудование
Воинская дисциплина. Поощрения и
дисциплинарные
взыскания.
Права
военнослужащего.
Дисциплинарная, административная и
уголовная
ответственность
военнослужащих

1

Строевые приемы и движения без
оружия.
Выполнение
команд:
«Становись», «Равняйсь», «Смирно»,
«Вольно», «Заправиться», «Отставить»,
«Головные уборы снять (надеть)».
Повороты на месте. Движение строевым
шагом
Строевые приемы и движения без
оружия.
Выполнение
воинского
приветствия на месте и в движении
Построения, перестроения, повороты,
изменение направления движения.
Выполнения воинского приветствия в
строю на месте и в движении.
Строи подразделений в пешем порядке.
Развернутый и походный строй взвода

1

Тренировка в беге в условиях
естественной местности (кросс на 3-5
км)

1

Разучивание
и
совершенствование
выполнения физических упражнений
утренней физической зарядки

1

Совершенствование
выполнения
упражнений
на
гимнастических
снарядах, выполнение контрольного
упражнения
в
подтягивании
на
перекладине
Тренировка и выполнение контрольного
упражнения в беге на 100 м

1

1

1

1

1

1

1

обязанности часового,
воинская дисциплину,
права
военнослужащего.
Знакомятся с комнатой
для хранения оружия,
ее
оборудованием,
порядком
хранения
оружия и боеприпасов.
Выполняют пробные
упражнения
по
несению внутренней и
караульной службы.
Осваивают строевые
приемы и движения
без
оружия,
выполнение
команд,
повороты на месте,
движение
строевым
шагом,
выполнение
воинского приветствия
на месте и в движении,
построения,
перестроения,
повороты.
Изучают
строи
подразделений
в
пешем
порядке,
развернутый
и
походный
строй
взвода.
Разучивают
и
совершенствуют
выполнение
физических
упражнений утренней
физической зарядки.
Совершенствуют
выполнение
упражнений
на
гимнастических
снарядах.
Выполняют
тренировку в беге в
условиях естественной
местности,
выполнение
контрольного

Тренировка и выполнение контрольного
упражнения в беге на 1 км

1

упражнения в беге на
100 м, контрольного
упражнения в беге на 1
км

Основы
сохранения
здоровья
военнослужащих. Оказание первой
помощи

1

Неотложные
мероприятия

реанимационные

1

Изучают
основы
сохранения здоровья
военнослужащих.
Отрабатывают приемы
оказания
первой
помощи и выполнения
реанимационных
мероприятий

Основные мероприятия по обеспечению
Основы
безопасности военной службы
безопасности
военной службы.
Практические
занятия.
(1 час)

1

Военномедицинская
подготовка.
Практические
занятия. (2 часа)

ИТОГО:

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей физической культуры,
ОБЖ, технологии, ИЗО, музыки, искусства
от « » августа 2020 г. № 1
________ Т.Н.Караева

35
часов

Изучают
основные
мероприятия
по
обеспечению
безопасности
военной
службы.
Знакомятся
с
требованиями,
предъявляемыми
к
обучающимся.

0 к/р,
0 л/р,
35 пр/р

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
___________
« » августа 2020 г.


Наверх

Поступление финансовых и материальных средств по итогам финансового года

СВЕДЕНИЯ  о поступлениях и выплатах учреждения



Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения за 2023 год.xlsx (скачать)
Сведения о поступлениях и выплатах усреждения.xlsx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».