Окружающий мир

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14 имени В.А.Уварова
муниципального образования Усть-Лабинский район

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30.08.2021 года протокол № 1
Председатель педсовета
_______________ О.В.Глебова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По окружающему миру
Уровень образования (класс) начальное общее 1-4 класс
Количество часов 135 ч.
Составители: группа учителей Колесникова И.В., Сафронова С.В., Нистула Г.М.,
Тютькина О.В., Чурикова Е.Е., Ларютина А.Е., Н.А.Попович
Программа разработана в соответствии с ФГОС начального образования и на основе
авторской программы по окружающему миру : Сборник рабочих программ «Школа
России», Москва: «Просвещение», 2020г.

1.Планируемые результаты освоения учебного курса
«Окружающий мир».
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У выпускника будут сформированы:
 основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как
гражданина России, ответственного за сохранение её природного и
культурного наследия;
 умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения
своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах
ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
 чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и
гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством
знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
 осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской
гражданственности «Единство в многообразии»;
 понимание себя наследником ценностей многонационального российского
общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий
«Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»*;
 целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на
основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома,
географа, историка, эколога;
 уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через
понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической
преемственности в жизни общества;
 начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной
страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного
участия в построении её будущего*;
 осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в
соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа
учебной деятельности и личностный смысл учения;
 самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки,
сохранность объектов природы, будущее России*;
 эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы
России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием
культуры страны и родного края в различные периоды истории;
 этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная
отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе
знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников,
картинами жизни людей в разные исторические периоды.
Выпускник получит возможность сформировать:
 навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах
внеурочной деятельности;





установку на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о
природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от
природных условий;
мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к
материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и
культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание
материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
 понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
 сохранять учебную задачу в течение всего урока;
 ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым
материалом урока;
 выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг
неизвестного по изучаемой теме;
 планировать своё высказывание (выстраивать последовательность
предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
 планировать свои действия;
 фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/
неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим
успехам и неуспехам;
 самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его
реализации.
Выпускник получит возможность сформировать:
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
 контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
 использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования
и регуляции своей деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
 понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с
условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других
образовательных ресурсах для передачи информации;
 осуществлять поиск необходимой информации из различных источников
(библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
 выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и
видов (художественных и познавательных);
 использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы
для решения учебных задач;
 понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать
прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
 осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков.
Выпускник получит возможность:









осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с
возрастными нормами;
проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем,
составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и
практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;
моделировать экологические связи в природных сообществах.
Коммуникативные

Обучающийся научится:
 включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение
проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении
высказываться, задавать вопросы;
 формулировать ответы на вопросы;
 слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на
полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения интересов;
 формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
 аргументировать свою позицию;
 понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и
ориентироваться на позицию партнера в общении;
 признавать свои ошибки, озвучивать их;
 употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста»,
«Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно
учту» и др.;
 понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при
выполнении заданий;
 строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с
учётом возрастных особенностей, норм);
 готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
 составлять рассказ на заданную тему;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
 продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех
его участников.
Выпускник получит возможность :
 строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и
видит, а что нет;
 использовать речь для регуляции своего действия;
 адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач;
 достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию,
необходимую партнёру.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
 понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о
национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство
гордости за свою страну;
 находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты
Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города
современной России, узнавать по фотографиям и описывать
достопримечательности регионов и городов России;
 называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в
жизни страны;
 называть имя действующего Президента Российской Федерации и его
полномочия как главы государства;
 понимать, в чём различия между государственным устройством современной
России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её
истории;
 объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из
них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права,
приводить конкретные примеры прав ребёнка;
 раскрывать значение государственных символов России, находить их среди
государственных символов других стран;
 называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны,
рассказывать о традициях и праздниках народов России;
 рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
 проводить несложные астрономические наблюдения;
 изготавливать модели планет и созвездий;
 использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
 анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их
решения;
 приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из
Международной Красной книги;
 находить и показывать на физической карте России различные географические
объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;
 объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать
характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные
зоны;
 приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе
внесённых в Красную книгу России;
 выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи
с помощью моделей;
 оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать
возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить
примеры заповедников и национальных парков России;
 давать краткую характеристику своего края;
 различать и описывать изученные природные объекты своего края,
пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения)
объектов неживой и живой природы;
 давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
























выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи
с помощью моделей;
оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных
природных сообществах;
рассказывать об охране природы в своём крае;
различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в
экономике своего края;
приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать
источники информации о прошлом;
соотносить дату исторического события с веком, находить место события на
«ленте времени».
Выпускник получит возможность :
читать историческую карту;
перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности,
кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по
знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;
описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого
по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории
человечества;
показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в
разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;
рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных
событиях истории России;
соотносить даты и события, определять последовательность и значение
некоторых важных событий в истории России;
составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать
суждения о них;
описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их
достопримечательности;
называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры
России;
находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
раскрывать связь современной России с её историей;
использовать дополнительную литературу, Интернет для получения
информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и
родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.

Личностные результаты на уроках математики отражаются в
направлениях воспитательной работы:
1. Гражданское воспитание;
2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных
ценностей;
4. Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание);
5. Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания);

6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья;
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
8. Экологическое воспитание.
1.Гражданское воспитание.
Задачи:
 воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России.
 усвоение традиционных ценностей многонационального российского
общества.
 формирование личности как активного гражданина – патриота, обладающего
политической и правовой культурой, критическим мышлением, способного
самостоятельно сделать выбор на основе долга, совести и справедливости.
 воспитание у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере
старших поколений.
 развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края.
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.
Задачи:
 воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России.
 усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества.
 формирование личности как активного гражданина – патриота, обладающего
политической и правовой культурой, критическим мышлением, способного
самостоятельно сделать выбор на основе долга, совести и справедливости.
 воспитание у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере
старших поколений.
 развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края.
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей.
Задачи:
 создать условия для формирования способности к духовному развитию,
реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной,
социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и
моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной
духовно нравственной компетенции — «становиться лучше».
 способствовать осознанию основ морали — осознанной учащимся необходимости
определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе
представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у учащегося
позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма.
 развивать у обучающегося уважительное отношение к родителям, осознанного,
заботливого отношения к старшим и младшим; доброжелательность и
эмоциональную отзывчивость.
 создать условия для воспитания волевых качеств ученика, способности к
критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.

4.Приобщение детей к культурному наследию ( Эстетическое воспитание).
Задачи:
формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к
иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и
культуры;
формировать устойчивую потребность и навыки общения с памятником, с музеем;
развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию
развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем
изучения культурного наследия разных эпох и народов.
















5.Популяризации научных знаний среди детей (Ценности научного познания)
Задачи:
содействовать повышению интереса обучающихся к науке и популяризации
научных знаний;
развивать интерес к углубленному изучению отдельных предметов;
ознакомление учащихся с достижениями научно-технического прогресса;
содействовать профессиональному самоопределению учащихся;
развивать навыки научно-исследовательской деятельности.
осознание ценности и значимости науки в повседневной жизни;
реализация потенциала к участию в научно-исследовательской деятельности;
проявление способности адекватного оценивания своих и чужих достижений;
осознанное отношение и мотивация к углубленному изучению отдельных
предметов.
6. Физического воспитания и формирования культуры здоровья

Задачи:
 расширить представление воспитанников о здоровом образе жизни;
 способствовать формированию положительного отношения к здоровью как
величайшей ценности;
 моделирование жизненной перспективы с позиций ценностного отношения к
здоровью, воспитание активной жизненной позиции.
7.Трудового воспитания и профессионального самоопределения
Задачи:
 способствовать тому, чтобы каждый ученик понимал значимость трудовой
деятельности, даже будни труд может сделать праздничными днями.
 приобщение учащихся к общественной работе, воспитание сознательного
отношения к своим обязанностям, формирование трудового образа жизни.
8. Экологическое воспитание.
Задачи:
 формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни
во всех проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде.
 приобретение первоначального опыта эстетического, эмоционально-нравственного
отношения к природе.
 приобретение первоначального опыта участия в природоохранной деятельности в
школе, на пришкольном участке, по месту жительства

2.Содержание учебного предмета, курса
1 КЛАСС (33 ч)
Задавайте вопросы. (1 ч)
Знакомство с учебником и учебными пособиями.
Что и Кто? (9 ч)
Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве?
Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных
растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за
листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто
такие птицы? Кто такие звери? Что окружает нас дома? Что умеет
компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша
планета?
Как, откуда и куда? (7 ч)
Как живет семья? Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда
текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут
животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берется и куда девается
мусор? Откуда в снежках грязь?
Где и когда (5 ч)
Когда учиться интересно? Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где
живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда
появилась одежда? Когда изобрели велосипед Когда мы станем взрослыми?
Почему и зачем? (11 ч)
Почему Солнце светит днем, а солнце ночью? Почему Луна бывает разной?
Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга
разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Почему мы не будем рвать
цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Зачем
мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему
нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем
нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? Зачем
строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила
безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила
безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим
слово «экология»?
2 КЛАСС (34 ч)
Где мы живем? (2 ч)
Родна страна. Город и село. Природа и рукотворный мир. Наш адрес в мире.
Природа (10 ч)
Неживая и живая природа. Явления природы. Что такое погода. В гости к
осени. Звездное небо. Заглянем в кладовые земли. Про воздух и про воду.
Какие бывают растения. Какие бывают животные. Невидимые нити.
Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные.
Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак. Красная
книга.

Жизнь города и села (5 ч)
Что такое экономика. Из чего что сделано. Как построить дом. Какой бывает
транспорт. Культура и образование. Все профессии важны. В гости к зиме.
Здоровье и безопасность (5 ч)
Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля!
Школа пешехода. Домашние опасности. Пожар. На воде и в лесу. Опасные
незнакомцы.
Общение (3 ч)
Наша дружная семья. В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы –
зрители и пассажиры.
Путешествия (9 ч)
Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Формы земной
поверхности. Водные богатства. В гости к весне. Россия на карте.
Путешествие по Москве. Московский Кремль. Город на Неве. Путешествие
по Оке. Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира.
Впереди лето.
3 КЛАСС (34 ч)
Как устроен мир? (3 ч)
Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности!
Эта удивительная природа (9 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода.
Превращения и круговороты воды. Берегите воду! Как разрушаются камни.
Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами.
Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие
животных. Кто что есть? Размножение и развитие животных. Охрана
животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни.
Мы и наше здоровье (5 ч)
Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела
и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей
предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.
Наша безопасность (4 ч)
Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные
места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.
Чему учит экономика (6 ч)
Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа
экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая
бывает промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет.
Семейный бюджет. Экономика и экология.
Путешествия по городам и странам (7 ч)
Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что
такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге
Европы. По знаменитым местам мира.
4 КЛАСС (34 ч)
Земля и человечество (5 ч)
Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звездное небо –

Великая книга Природы. Мир глазами географа. Мир глазами историка.
Когда и где? Мир глазами эколога. Сокровища Земли под охраной
человечества.
Природа России (6 ч)
Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. Природные зоны России.
Зона арктических пустынь. Тундра. Леса России. Лес и человек. Зона степей.
Пустыни. У Черного моря.
Родной край – часть большой страны (8 ч)
Наш край. Поверхность нашего края. Водные богатства нашего края. Наши
подземные богатства. Земля – кормилица. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь в
пресных водах. Растениеводство в нашем крае. Животноводство в нашем
крае.
Страницы Всемирной истории (3 ч)
Начало истории человечества. Мир древности: далекий и близкий. Средние
века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки.
Новейшее время: история продолжается сегодня.
Страницы истории России. (10 ч)
Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов. Из
книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле.
Русь расправляет крылья. Куликовская битва. Иван Третий. Мастера
печатных дел. Патриоты России. Петр Великий. Михаил Васильевич
Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Страницы
истории 19 века. Россия вступает в 20 век. Страницы истории 1920 – 1930-х
годов. Великая война и великая Победа. Страна, открывшая путь в космос.
Современная Россия. (2 ч)
Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. Славные
символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
1 класс
Содержание Тематическое
курса
планирование
Введение.

Задавайте
вопросы!

Количество часов

Характеристика деятельности
обучающихся

Авторская Рабочая
программа программа
1 ч.
Учащиеся осваивают
1ч
первоначальные умения:
— задавать вопросы;
— вступать в учебный
диалог;
— пользоваться условными
обозначениями учебника;
— различать способы и
средства познания
окружающего мира;
— оценивать результаты
своей работы на уроке.

Что и кто?

20 ч

9 ч.

Что такое
Родина?
Что мы знаем
о народах
России?
Что мы знаем
о Москве?
Проект «Моя
малая Родина».
Что у нас над
головой?
Что у нас под
ногами?
Что общего у
разных
растений?
Что растёт на
подоконнике?
Что растет на
клумбе.
Что это за
листья?
Что такое
хвоинки?
Кто такие
насекомые?
Кто такие
рыбы?
Кто такие
птицы?
Кто такие
звери?
Что окружает
нас дома?
Что умеет
компьютер?
Что вокруг нас
может быть
опасным?
На что похожа
наша планета?
Проверим
себя.
Как,
откуда
куда?

— Понимать учебную задачу
урока и стремиться её
выполнить;
— рассматривать
иллюстрации учебника,
извлекать из них нужную
информацию по теме урока
— работать в паре:
рассказывать (по
фотографиям личным
впечатлениям) на тему урока
— обсуждать
— работать со взрослыми:
находить информацию
относящуюся к теме урока
— отвечать на итоговые
вопросы и оценивать свои
достижения на уроке
- выступать с
подготовленным сообщением,
опираясь на фотографии
(слайды);
— оценивать результаты
собственного труда и труда
товарищей
наблюдать и сравнивать
дневное и ночное небо,
рассказывать о нём;
— моделировать форму
Солнца;
— работать в паре:
моделировать форму
созвездий;
— работать со взрослыми:
находить на ночном небе
ковш Большой Медведицы;
проводить наблюдения за
созвездиями
— Выполнять тестовые
задания учебника.
12 ч

7 ч.

и
Как

живет

— Понимать учебную задачу

семья?
Откуда в наш
дом приходит
вода и куда
она уходит?
Откуда в наш
дом приходит
электричество?
Как
путешествует
письмо? Куда
текут реки?
Откуда
берутся снег и
лед?
Как
живут
растения?
Как
живут
животные?
Как
зимой
помочь
птицам?
Откуда
берется и куда
девается
мусор?
Откуда
в
снежках грязь?
Проверим себя
и оценим свои
достижения по
разделу «Как,
откуда
и
куда?»

урока и стремиться её
выполнить;
— наблюдать за жизнью
животных, рассказывать о
своих наблюдениях;
—
работать
в
группе:
выполнять
задания,
формулировать
выводы,
осуществлять самопроверку;
— практическая работа в паре:
ухаживать за животными
живого уголка;
—
оценивать
свои
достижения на уроке
— Понимать учебную задачу
урока и стремиться её
выполнить;
— наблюдать зимующих
птиц, различать зимующих
птиц по рисункам и в природе;
—
обсуждать
формы
кормушек и виды корма для
птиц;
— практическая работа в паре:
изготавливать
простейшие
кормушки и подбирать из
предложенного подходящий
для птиц корм;
—
запомнить
правила
подкормки птиц;
— отвечать на итоговые
вопросы и оценивать свои
достижения на уроке
—
обсуждать
важность
соблюдения чистоты в быту, в
городе
и
в
природном
окружении;
необходимость
раздельного сбора мусора;
— практическая работа в
группе: сортировать мусор по
характеру материала;
— сочинять и рассказывать
сказочную
историю
по
рисунку;
— отвечать на итоговые
вопросы и оценивать свои
достижения на уроке
— практическая работа в паре:

исследовать
снежки
и
снеговую воду на наличие
загрязнений;
—
обсуждать
источники
появления
загрязнений
в
снеге;
—
формулировать
предложения
по
защите
окружающей
среды
от
загрязнений;
— сочинять и рассказывать
сказку на предложенную тему;
—
Выполнять
тестовые
задания учебника;
—
выступать
с
подготовленными
сообщениями,
иллюстрировать
их
наглядными материалами;
— обсуждать выступления
учащихся;
—
оценивать
свои
достижения и достижения
других учащихся.
Где
когда?

и

11 ч
Когда учиться
интересно?
Проект «Мой
класс и моя
школа».
Когда придет
суббота? Когда
наступит лето?
Где
живут
белые
медведи? Где
живут слоны?
Где
зимуют
птицы?
Когда
появилась
одежда? Когда
изобрели
велосипед?
Когда
мы
станем
взрослыми?

5 ч.
—
фотографировать
наиболее интересные события
в классе, здание школы,
классную комнату и т. д.
— коллективно составлять
рассказ о школе и классе;
—
презентовать
итоги
коллективного
проекта,
сопровождая
рассказ
фотографиями (слайдами);
— оформлять фотовыставку;
— оценивать результаты
собственного труда и труда
товарищей
— Понимать учебную задачу
урока и стремиться её
выполнить;
—
анализировать
иллюстрации
учебника,
различать
прошлое,
настоящее и будущее;
— работать в паре

Проверим
и
оценим свои
знания.

Почему
зачем?

и

— называть любимый день
недели и объяснять, почему
именно он является любимым;
— сочинять и рассказывать
сказочную
историю
по
рисунку;
— отвечать на итоговые
вопросы и оценивать свои
достижения на уроке
—
анализировать
схему
смены времён года и
месяцев; называть времена
года
в
правильной
последовательности,
соотносить времена года и
месяцы; использовать цветные
фишки
для
выполнения
заданий;
характеризовать
природные явления в разные
времена года;
— называть любимое время
года и объяснять, почему
именно
оно
является
любимым;
— работать в паре: находить
несоответствия в природных
явлениях
на
рисунках
учебника;
осуществлять самоконтроль;
—
рассматривать
и
сравнивать
иллюстрации
учебника, извлекать из них
информацию о животном мире
холодных районов;
— приводить примеры
животных холодных районов;
—
устанавливать
связь
между строением, образом
жизни
животных
и
природными условиями.
22 ч

Почему
Солнце светит
днем, а солнце
ночью?
Почему Луна
бывает

11 ч.
— обсуждать, почему и как
следует беречь уши;
—
высказывать
предположения о причине
возникновения эха
— сочинят

разной?
Почему идет
дождь и дует
ветер?
Почему звенит
звонок?
Почему радуга
разноцветная?
Почему
мы
любим кошек
и собак?
Проект «Мои
домашние
животные».
Почему мы не
будем
рвать
цветы и ловить
бабочек?
Почему в лесу
мы
будем
соблюдать
тишину?
Зачем мы спим
ночью?
Почему нужно
есть
много
овощей
и
фруктов?
Почему нужно
чистить зубы и
мыть руки?
Зачем
нам
телефон
и
телевизор?
Зачем нужны
автомобили?
Зачем нужны
поезда?
Зачем строят
корабли?
Зачем строят
самолеты?
Почему
в
автомобиле и
поезде нужно
соблюдать
правила
безопасности?

—
описывать
чувства,
возникающие при виде радуги;
называть цвета радуги по
своим наблюдениям и рисунку
учебника;
—
запомнить
последовательность
цветов
радуги
с
помощью
мнемонического приёма;
—
высказывать
предположения о причинах
возникновения
радуги,
осуществлять самопроверку;
—
работать
в
паре:
отображать
последовательность
цветов
радуги с помощью цветных
полосок,
осуществлять
взаимопроверку;
— описывать по плану своего
домашнего питомца (кошку,
собаку);
— обсуждать наше отношение
к домашним питомцам;
— рассказывать по рисункам
учебника об уходе за кошкой и
собакой;
— практическая работа в паре:
познакомиться с предметами
ухода за
кошкой и собакой и их
назначением;
— участвовать в ролевой
игре,
моделирующей
взаимоотношения хозяина и
домашнего любимца;
В ходе выполнения проекта
дети с помощью взрослых
учатся:
— наблюдать за домашним
любимцем и фиксировать
результаты наблюдений;
— фотографировать свою
кошку (собаку) в наиболее
интересных ситуациях;
— составлять рассказ о своей
кошке (собаке), её характере,
повадках, играх;

Почему
на
корабле и в
самолете
нужно
соблюдать
правила
безопасности?
Зачем
люди
осваивают
космос?
Почему
мы
часто слышим
слово
«экология»?

— презентовать свой проект с
демонстрацией
фотографий
(слайдов);
— оформлять фотовыставку;
— оценивать результаты
собственного труда и труда
товарищей
—
работать
в
паре:
определять цветы и бабочек с
помощью
атласаопределителя, осуществлять
самопроверку;
—
рассматривать
и
сравнивать
рисунки
учебника,
оценивать
поступки других людей и
свои.

2 класс
Содержание
курса

Где
живём.

Природа.

Тематическое
планирование

Количество часов

Авторская Рабочая
программа программа
2 ч.
мы Родная страна.
4ч
Город и село.
Природа
и
рукотворный
мир. Наш адрес
в
мире.
Проверим себя
и оценим свои
достижения.

Неживая
и
живая природа.
Явления
природы.
Что
такое погода. В
гости к осени.

20 ч

10 ч.

Характеристика
деятельности
обучающихся
- различать
государственные символы
России;
- анализировать
информацию учебника;
-различать национальные
языки и государственный
язык России;
- извлекать из различных
источников сведения о
символах
России.сравнивать город и село;
-рассказывать о своём доме
по плану;
-формулировать выводы;
-классифицировать
объекты природы по
существенным признакам;
-различать объекты
неживой и живой природы;
-устанавливать связи

Звездное небо.
Заглянем
в
кладовые земли.
Про воздух и
про воду. Какие
бывают
растения. Какие
бывают
животные.
Невидимые
нити.
Дикорастущие и
культурные
растения. Дикие
и
домашние
животные.
Комнатные
растения.
Животные
живого уголка.
Про кошек и
собак. Красная
книга.

Жизнь
города
села.

между живой и неживой
природой;
выявлять
причины
исчезновения изучаемых
растений и животных;
-предлагать и обсуждать
меры по их охране;
-использовать тексты
учебника для подготовки
собственного рассказа о
Красной книге;
-подготовить с помощью
дополнительной
литературы, Интернета
сообщение о растении или
животном из Красной
книги России (по своему
выбору).
- анализировать факторы,
угрожающие живой
природе, рассказывать о
них;
-знакомиться с Правилами
друзей природы и
экологическими знаками;
-распределять обязанности
по выполнению проекта;
-извлекать информацию из
различных источников;
-составлять и презентовать
собственную Красную
книгу; выполнять тестовые
задания учебника;
-оценивать правильность /
неправильность
предложенных ответов;
-оценивать бережное или
потребительское
отношение к природе;
-формировать адекватную
самооценку в соответствии
с набранными баллами.
10 ч

5 ч.

и
Что
такое
экономика. Из
чего
что

- рассказывать об отраслях
экономики по
предложенному плану;

сделано.
Как
построить дом.
Какой
бывает
транспорт.
Культура
и
образование.
Все профессии
важны. В гости
к зиме.

Здоровье
и
безопасность

-анализировать
взаимосвязи отраслей
экономики при
производстве
определённых продуктов;
-моделировать взаимосвязи
отраслей экономики
самостоятельно
предложенным способом;
-извлекать из различных
источников сведения об
экономике и важнейших
предприятиях региона и
своего села и готовить
сообщение.классифицировать
предметы по характеру
материала;
-прослеживать
производственные
цепочки, моделировать их;
-приводить
примеры
использования природных
материалов
для
производства изделий
- рассказывать о
строительстве городского
и сельского домов (по
своим наблюдениям);
9ч

Строение тела
человека. Если
хочешь
быть
здоров.
Берегись
автомобиля!
Школа
пешехода.
Домашние
опасности.
Пожар. На воде
и
в
лесу.
Опасные
незнакомцы.

5 ч.
- называть и показывать
внешние части тела
человека;
-определять на муляже
положение внутренних
органов человека;
-моделировать внутреннее
строение тела человека.
- рассказывать о своём
режиме дня;
-составлять рациональный
режим дня школьника;
-обсуждать
сбалансированное питание
школьника;
-различать продукты

растительного и животного
происхождения;
-формулировать правила
личной
гигиены
и
соблюдать их.
Общение.

7ч

3 ч.

Наша дружная
семья. В школе.
Правила
вежливости. Ты
и твои друзья.
Мы – зрители и
пассажиры.

Путешествие. Посмотри
вокруг.
Ориентирование
на
местности.
Формы земной
поверхности.
Водные
богатства.
В
гости к весне.
Россия на карте.
Путешествие по
Москве.
Московский
Кремль. Город
на
Неве.
Путешествие по
Оке.
Путешествие по

18 ч.

9 ч.

- рассказывать по
рисункам и фотографиям
учебника о семейных
взаимоотношениях, о
семейной атмосфере,
общих занятиях;
-формулировать понятие
«культура общения»;
-обсуждать роль семейных
традиций для укрепления
семьи;
-моделировать ситуации
семейного чтения,
семейных обедов.
- интервьюировать
родителей о
представителях старшего
поколения, их именах,
отчествах, фамилиях;
-отбирать фотографии из
семейного архива;
составлять родословное
древо семьи;
-презентовать свой проект.
-сравнивать фотографии в
учебнике, находить линию
горизонта;
-различать стороны
горизонта, обозначать их
на схеме;
-анализировать текст
учебника;
-формулировать вывод о
форме Земли.
находить ориентиры на
рисунке учебника, по
дороге от дома до школы, в
своём селе;
- знакомиться с
устройством компаса и
правилами работы с ним;
-осваивать приёмы

планете.
Путешествие по
материкам.
Страны
мира.
Впереди лето.

ориентирования по
компасу;
-знакомиться со способами
ориентирования по солнцу,
по местным природным
признакам.

3 класс
Содержание
курса

Тематическое
планирование

Количество часов

Характеристика
деятельности
обучающихся

Авторская Рабочая
программа программа
3 ч.
-формировать личное
Как устроен Природа.
6ч
Человек.
отношения к
мир.
Общество.
Что
окружающему миру
такое экология.
-выполнянять задания с
Природа
в
целью поиска ответа на
опасности!
вопрос
-устанавливать
взаимосвязь природы и
человека
-находить способы
взаимодействия с
окружающим миром и
оценка достижений на
уроке
Тела, вещества,
Эта
удивительная частицы.
Разнообразие
природа.
веществ. Воздух
и его охрана.
Вода.
Превращения и
круговороты
воды.
Берегите
воду!
Как
разрушаются
камни. Что такое
почва.
Разнообразие
растений.
Солнце, растения
и мы с вами.
Размножение и
развитие

18 ч

9 ч.

-классифицировать
объекты природы по
существенным
признакам;
-различать объекты
неживой и живой
природы;
-устанавливать связи
между живой и неживой
природой;
выявлять
причины
исчезновения изучаемых
растений и животных;
-предлагать и обсуждать
меры по их охране;
-использовать тексты
учебника для подготовки
собственного рассказа о
Красной книге;

растений. Охрана
растений.
Разнообразие
животных.
Кто
что
есть?
Размножение и
развитие
животных.
Охрана
животных.
В
царстве грибов.
Великий
круговорот
жизни.

Мы и наше
здоровье.

-подготовить с помощью
дополнительной
литературы, Интернета
сообщение о растении
или животном из
Красной книги России
(по своему выбору).
- анализировать факторы,
угрожающие живой
природе, рассказывать о
них;
-знакомиться с
Правилами друзей
природы и
экологическими знаками;
-распределять
обязанности по
выполнению проекта;
-извлекать информацию
из различных
источников;
-составлять и
презентовать
собственную Красную
книгу; выполнять
тестовые задания
учебника;
-оценивать правильность
/ неправильность
предложенных ответов;
-оценивать бережное или
потребительское
отношение к природе;
-формировать
адекватную самооценку в
соответствии
с
набранными баллами.
10 ч

Организм
человека. Органы
чувств. Надежная
защита
организма. Опора
тела и движение.
Наше
питание.
Дыхание
и
кровообращение.

5 ч.
характеризовать системы
органов человека,
стремиться выполнять
правила по сохранению
своего здоровья:
формировать личные
отношения к
окружающему миру
выполнять задания с

Умей
предупреждать
болезни.
Здоровый образ
жизни.
Наша
безопасность.

целью поиска ответа на
вопрос
устанавливать
взаимосвязь природы и
человека
7ч

4 ч.

Огонь, вода и газ.
Чтобы путь был
счастливым.
Дорожные знаки.
Опасные места.
Природа и наша
безопасность.
Экологическая
безопасность.

Чему
учит
экономика.

усвоение действий
при пожаре, аварии
водопровода и т.д.
усвоение основных
правил дорожного
движения, оценивать
результаты своей
деятельности
уметь самостоятельно
составлять план действий
в экстренных ситуациях,
выбирать безопасный
путь движения
усвоить основные
правила поведения в
быту, в школе, на дороге,
в опасных местах, в лесу
ит.д.
уметь слаженно
действовать в
ситуациях опасности
12 ч

Для чего нужна
экономика.
Природные
богатства и труд
людей – основа
экономики.
Полезные
ископаемые.
Растениеводство.
Животноводство.
Какая
бывает
промышленность.
Что такое деньги.
Государственный
бюджет.
Семейный
бюджет.

6 ч.
понимать роль труда в
создании товаров и услуг,
выяснять роль профессий
родителей в экономике
умение понимать
учебную задачу и
стремиться ее выполнить
знать о потребностях
своей семьи, о
профессиях родителей,
о продуктах
растениеводства и
животноводства,
используемых в каждой
семье
формулировать выводы
из изученного материала,

Экономика
и
экология.
Путешествие Золотое кольцо
Наши
по городам и России.
ближайшие
странам.
соседи. На севере
Европы.
Что
такое Бенилюкс.
В центре Европы.
По Франции и
Великобритании.
На юге Европы.
По знаменитым
местам мира.

15 ч.

7 ч.

оценивать достижения на
уроке
становление
гуманистических и
демократических
ценностных ориентаций,
формирование
уважительного
отношения к истории
и культуре других
народов,
умение самостоятельно
планировать свои
действия при подготовке
сообщения на заданную
тему
конкретизировать
представления о городах
нашей страны и
зарубежных
достопримечательностях
формирование
уважительного
отношения
к иному
мнению.
Развитие
этических
чувств,
доброжелательности

4 класс
Содержание
курса

Тематическое
планирование

Количество часов

Авторская Рабочая
программа программа
глазами
5 ч.
9ч

Земля
и Мир
человечество астронома.
Планеты
.
Солнечной
системы. Звездное
небо – Великая
книга
Природы.
Мир
глазами
географа.
Мир
глазами историка.
Когда и где? Мир
глазами
эколога.
Сокровища Земли

Характеристика
деятельности
обучающихся
формировать личное
отношение к
окружающему миру
выполнять задания с
целью поиска ответа на
вопрос
устанавливать
взаимосвязь природы и
человека
находить способы
взаимодействия с
окружающим миром и
оценивать достижения

Природа
России.

под
охраной
человечества.
Равнины и горы
России.
Моря,
озёра
и
реки
России. Природные
зоны России. Зона
арктических
пустынь. Тундра.
Леса России. Лес и
человек.
Зона
степей. Пустыни. У
Черного моря.

Родной крайчасть
большой
страны.
Наш
край.
Поверхность
нашего
края.
Водные богатства
нашего края. Наши
подземные
богатства. Земля –
кормилица. Жизнь
леса. Жизнь луга.
Жизнь в пресных
водах.
Растениеводство в
нашем
крае.
Животноводство в
нашем крае.

на уроке
10 ч

6 ч.

15 ч

8 ч.

Находить и показывать
на физической карте
России изучаемые
природные объекты,
определять по карте
природные зоны
России.
Формировать умение
отвечать на
поставленные вопросы
Осмысление
взаимосвязи внешнего
вида человека и его
внутреннего мира,
осознания себя
творческой личностью
.способной изменить
мир к лучшему
Умение
выражать
личное
восприятие
мира и настроение,
умение работать в паре
и со взрослыми

конкретизировать
представления о
человеке и
окружающем его мире
Уметь понимать
учебную задачу и
стремиться ее
выполнить
Извлекать из
краеведческой
литературы
необходимую
информацию о своём
крае.
отвечать на итоговые
вопросы,
формулировать
выводы, работать со

словарем, работать в
паре
Страницы
Всемирной
истории.

5ч

3 ч.

Начало
истории
человечества. Мир
древности: далекий
и близкий. Средние
века:
время
рыцарей и замков.
Новое
время:
встреча Европы и
Америки.
Новейшее время:
история
продолжается
сегодня.
Страницы
истории
России.

Понимать роль
археологии в изучении
первобытного
общества.
Обобщать сведения о
древних государствах,
их культуре, выявлять
общее и отличия.
Формировать умение
работать с «Лентой
времени».
20 ч

Жизнь древних
славян. Во времена
Древней Руси.
Страна городов. Из
книжной
сокровищницы
Древней Руси.
Трудные времена
на Русской земле.
Русь расправляет
крылья.
Куликовская битва.
Иван Третий.
Мастера печатных
дел. Патриоты
России. Петр
Великий. Михаил
Васильевич
Ломоносов.
Екатерина Великая.
Отечественная
война 1812 года.
Страницы истории
19 века. Россия
вступает в 20 век.
Страницы истории
1920 – 1930-х

10 ч.
Развивать умение
оценивать
исторические события.
Давать оценку роли
исторических деятелей
, готовить доклады,
презентовать их в
классе.
Развивать умение
работать с
историческими
картами.
Изучать
краеведческую
литературу.Понимать
учебную задачу урока
и стремиться ее
выполнять.

Современна
я Россия.

годов. Великая
война и великая
Победа. Страна,
открывшая путь в
космос.
Основной
закон
России и права
человека. Мы –
граждане России.
Славные символы
России.
Такие
разные праздники.
Путешествие
по
России.

СОГЛАСОВАНО
на заседании методического
объединения учителей начальных
классов МБОУ СОШ №14
Протокол № 1 от "30" августа 2021г.
Руководитель МО
Г.М. Нистула

9 ч.

2 ч.

У меть анализировать
закреплённые
в
Конвенции
права
ребёнка, следить за
государственными
делами по программам
новостей ТВ и СМИ.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________________Т.Н.Караева
«30»_августа 2021 г.


Наверх

Поступление финансовых и материальных средств по итогам финансового года

СВЕДЕНИЯ  о поступлениях и выплатах учреждения



Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения за 2023 год.xlsx (скачать)
Сведения о поступлениях и выплатах усреждения.xlsx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».