Русский язык

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14 имени В.А.Уварова
муниципального образования Усть-Лабинский район

Глебова Ольга
Владимировна

Подписан: Глебова Ольга Владимировна
DN: ИНН=235601561759, СНИЛС=05567061772,
E=school14@uslab.kubannet.ru, C=RU, S=Краснодарский край, L=станица
Тенгинская, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14 ИМЕНИ В.А.УВАРОВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ РАЙОН,
G=Ольга Владимировна, SN=Глебова, CN=Глебова Ольга
Владимировна
Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей
подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2021.11.18 14:37:05+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2021 года протокол № 1
Председатель _______ О.В.Глебова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По русскому языку
Уровень образования (класс) начальное общее 1-4 класс
Количество часов 637 ч.
Составители: группа учителей Колесникова И.В., Сафронова С.В., Нистула Г.М.,
Тютькина О.В., Чурикова Е.Е., Ларютина А.Е., Попович Н.А.
Программа разработана в соответствии с ФГОС начального образования и на основе
авторской программы по русскому языку : Сборник рабочих программ «Школа
России», Москва: «Просвещение», 2020 и в соответствии с методическими
рекомендациями ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края,
2020г

Программа
составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
на основе авторской программы «Русский язык» авторов В.П.Канакиной,
В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.А.Стефаненко.
В данную программу внесены изменения на основе методических рекомендаций
ГБОУ ДПО ИРО Краснодарского края 2020 г. в связи с введением курса «Родной язык
(русский)». На изучение данного курса в первом классе отводится - 7 ч., во втором
классе - 7 ч., в третьем классе – 7 ч.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых
установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и
мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации
своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших
школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности
и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников
основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения,
интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации
личности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы
лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность
выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на
этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и
письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного,
безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит
достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства
языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе
и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав
слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно
писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические
высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому
языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою
речь.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык»
основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.



























Планируемые результаты на конец 1 класса
понимать – предложение – это основная единица речи;
понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные
предложения», «побудительные предложения»;
различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные,
вопросительные);
оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки
препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
различать главные члены предложения;
понимать – слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
различать словосочетание и предложение;
понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени
существительного, имени прилагательного, глагола;
понимать особенности употребления в предложении имени существительного,
прилагательного, глагола, предлога;
понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы
слова»;
различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без
терминологии);
использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных
звуков в слабой позиции в корне слова;
давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;
различать деление слов на слоги и для переноса;
понимать влияние ударения на смысл слова;
различать звуки [и] и [й] и буквы, их обозначающие;
различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и
мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
понимать роль разделительного мягкого знака в слове;
верно, употреблять прописную букву.
выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их
активного словаря;
составления предложений на заданную тему;
употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели
высказывания и интонации;
оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация,
знаки препинания);














самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание,
повествование, письмо другу с элементами описания и повествования,
поздравление)
орфографической грамотности речи учащихся;
проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в
корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
деления слов на слоги и переноса слов;
правильного написания слов с буквой Й;
обозначения мягкости согласных на письме;
написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с
разделительным мягким знаком;
употребления прописной буквы в именах собственных;
работы со словарём (использование алфавита);
каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без
пропусков, вставок, искажений букв;
письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и
пунктограммам
Планируемые результаты на конец 2 класса




















понимать – предложение – это основная единица речи;
понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные
предложения», «побудительные предложения»;
различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные,
вопросительные);
оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки
препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
различать главные члены предложения;
понимать – слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
различать словосочетание и предложение;
понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени
существительного, имени прилагательного, глагола;
понимать особенности употребления в предложении имени существительного,
прилагательного, глагола, предлога;
понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы
слова»;
различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без
терминологии);
использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных
звуков в слабой позиции в корне слова;
давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;
различать деление слов на слоги и для переноса;
понимать влияние ударения на смысл слова;
различать звуки [и] и [й] и буквы, их обозначающие;























различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и
мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
понимать роль разделительного мягкого знака в слове;
верно, употреблять прописную букву.
В результате изучения русского языка во 2 классе дети учатся использовать
приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и
повседневной жизни для:
выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их
активного словаря;
составления предложений на заданную тему;
употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели
высказывания и интонации;
оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация,
знаки препинания);
самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание,
повествование, письмо другу с элементами описания и повествования,
поздравление)
орфографической грамотности речи учащихся;
проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в
корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
деления слов на слоги и переноса слов;
правильного написания слов с буквой Й;
обозначения мягкости согласных на письме;
написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с
разделительным мягким знаком;
употребления прописной буквы в именах собственных;
работы со словарём (использование алфавита);
каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без
пропусков, вставок, искажений букв;
письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и
пунктограммам
Планируемые результаты на конец 3 класса
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе.

Формирование

эстетических

потребностей,

ценностей

и

чувств.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, пониманияисопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к
творческому

труду,

к

работе

на

результат,

бережному

отношению

к

материальным и духовным ценностям.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять
наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации.
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных
и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.

Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов
сторон и сотрудничества.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов
и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета
«Русский язык».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
учебного предмета«Русский язык».
Формирование первоначальных

представлений

о

единстве и

многообразии

языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания.
Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной
культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского
языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального
общения.
Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи
как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Овладение

первоначальными

представлениями

о

нормах

русского

языка

(орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных)
и правилах речевого этикета.
Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний
и письменных текстов
Планируемые результаты на конец 4 класса
В четвертом классе учитель продолжает создавать условия для достижения
учащимися личностных результатов изучения курса «Русский язык»:
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России; осознание своей этнической и национальной принадлежности,
формирование ценностей многонационального российского общества; становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий
и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных

интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование отношения к родному русскому языку как к духовной,
культурноисторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его
чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия
общения;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном
процессе и других социальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса «Русский язык»:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках: в
учебниках и других учебных пособиях, в словарях), обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного
предмета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и
письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль
в совместной деятельности;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объекта
системы русского родного языка, осознание учащимися двух реальностей —
окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всем его многообразии,
осознание единства и различия этих реальностей;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
предмета «Русский язык».
В национальной культуре как основное средство человеческого общения,
осознание значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации, языка межнационального общения;
сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной
речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного
литературного
языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах
речевого этикета;
умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач;
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать
знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать
знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
умение применять орфографические правила и правила постановки знаков
препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных
текстов;
способность проверять написанное.

Личностные результаты на уроках отражаются в направлениях
воспитательной работы:
1. Гражданское воспитание;
2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных
ценностей;
4. Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание);
5. Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания);
6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья;
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
8. Экологическое воспитание.

1.Гражданское воспитание.
Задачи:
воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения
к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России.
усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества.
формирование личности как активного гражданина – патриота, обладающего
политической и правовой культурой, критическим мышлением, способного
самостоятельно сделать выбор на основе долга, совести и справедливости.
воспитание у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере
старших поколений.
развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края.
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.
Задачи:
воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России.
усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества.
формирование личности как активного гражданина – патриота, обладающего
политической и правовой культурой, критическим мышлением, способного
самостоятельно сделать выбор на основе долга, совести и справедливости.
воспитание у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере
старших поколений.
развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края.
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей.
Задачи:
создать условия для формирования способности к духовному развитию, реализации
творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально
ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм,
непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно нравственной
компетенции — «становиться лучше».
способствовать осознанию основ морали — осознанной учащимся необходимости
определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о
добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у учащегося позитивной
нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма.
развивать у обучающегося уважительное отношение к родителям, осознанного,
заботливого отношения к старшим и младшим; доброжелательность и эмоциональную
отзывчивость.

создать условия для воспитания волевых качеств ученика, способности к критическому
осмыслению своих сильных и слабых сторон.
4.Приобщение детей к культурному наследию ( Эстетическое воспитание).
Задачи:
формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному
времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
формировать устойчивую потребность и навыки общения с памятником, с музеем;
развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию
развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения
культурного наследия разных эпох и народов.
5.Популяризации научных знаний среди детей (Ценности научного познания)
Задачи:
содействовать повышению интереса обучающихся к науке и популяризации научных
знаний;
развивать интерес к углубленному изучению отдельных предметов;
ознакомление учащихся с достижениями научно-технического прогресса;
содействовать профессиональному самоопределению учащихся;
развивать навыки научно-исследовательской деятельности.
осознание ценности и значимости науки в повседневной жизни;
реализация потенциала к участию в научно-исследовательской деятельности;
проявление способности адекватного оценивания своих и чужих достижений;
осознанное отношение и мотивация к углубленному изучению отдельных предметов.
6. Физического воспитания и формирования культуры здоровья
Задачи:
расширить представление воспитанников о здоровом образе жизни;
способствовать формированию положительного отношения к здоровью как величайшей
ценности;
моделирование жизненной перспективы с позиций ценностного отношения к здоровью,
воспитание активной жизненной позиции.
7.Трудового воспитания и профессионального самоопределения
Задачи:
способствовать тому, чтобы каждый ученик понимал значимость трудовой
деятельности, даже будни труд может сделать праздничными днями.
приобщение учащихся к общественной работе, воспитание сознательного
отношения к своим обязанностям, формирование трудового образа жизни.
8. Экологическое воспитание.
Задачи:
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во
всех проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде.

приобретение первоначального пыта эстетического, эмоционально-нравственного
отношения к природе.
приобретение первоначального пыта участия в природоохранной деятельности в школе,
на пришкольном участке, по месту жительства

СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГО КУРСА.
1 КЛАСС (207 ч)
Добукварный период (17 ч)
Речь (устная и письменная) - общее представление. Предложение и слово.
Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с
использованием графических схем. Слог, ударение. Деление слов на слоги;
ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное
произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в
слове. Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при
произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких)
звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или
отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Выделение в словах
отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов
(установление количества звуков в слове, их характера, последовательности),
выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова
со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия
между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и
предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями. Знакомство с буквами
а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в
составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и
букв.
БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (20 ч)
I. Обучение чтению
Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами
обозначения твердости и мягкости согласных. Чтение слогов-слияний с
ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами.
Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (после
предварительного слого-звукового анализа, а затем и без него), их чтение.
Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому
чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов,
доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно
быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места
ударения в нем. Знакомство с правилами гигиены чтения.
II. Обучение письму
Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных)

букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков
соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и
ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное
расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после
предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и
самостоятельно.
Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем
с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстомобразцом и послогового орфографического чтения написанных слов. Письмо
под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и
предложений. Правильное оформление написанных предложений (большая
буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать
большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания
детей к словам, написание которых расходится с произношением
(безударные гласные, сочетания жи - ши, ча - ща, чу – щу). Знакомство с
правилами гигиены письма.
III. Развитие устной речи
Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне
слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата.
Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому
темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости
и правильному интонированию.
Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слогозвуковой структуре, в соответствии с нормами- орфоэпии, с соблюдением
ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно
различение на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто
смешиваемых детьми: л - р, с - з, щ - ж, п- б, с - ш и т. д. (изолированное
произнесение в словах, фразах и скороговорках).
Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных
отклонениями в речевом развитии детей.
Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.
Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и
объяснение их значения. Объединение и различие по существенным
признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых словназваний. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно
выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с
другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов,
различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии,
подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение
пониманию образных выражений в художественном тексте.
Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической
форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами,
просторечиями).
Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование
речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего
ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в
ответе предложений различного типа.
Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков,

повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).
Составление по картинке или серии картинок определенного количества
предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с
соблюдением логики развития сюжета.
Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.
Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием
нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение
сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих
изображенным или последующих.
Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии
с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем.
Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений,
потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации,
диктуемой содержанием.
Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты,
эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении
собственных рассказов и при пересказе текста.
ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (20 ч)
Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков,
приобретенных в процессе обучения грамоте.
1. Круг произведений для чтения. Чтение небольших художественных
произведений А. Пушкина, Л. Толстого, А. Н. Толстого, Б. Житкова, К.
Чуковского, С. Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, о
детях, о труде, о Родине и т. д., Н. Носова, И. Сладкова, Ш. Перро, Л. Муур;
стихов А. Фета, А, Майкова, В. Жуковского, А. К. Толстого и др.;
совершенствование навыка чтения.
Первоначальное знакомство детей с различными литературными жанрами
(стихи, рассказы, сказки; потешки, загадки, пословицы и др.)
Сопоставление текстов художественных и научно-популярных, стихов и
рассказов; наблюдение над выразительными средствами языка и структурой
текстов (с помощью учителя). Совместное (коллективное ив группе),
индивидуальное и семейное чтение произведений классиков отечественной и
зарубежной литературы.
2. Развитие способности полноценного восприятия художественных
произведений. Развитие внимания к образному слову в художественном
тексте, умения чувствовать, понимать и ценить выразительность слова.
Формирование умения понимать образные выражения на основе
сопоставления двух рядов представлений: реальных (непосредственных) и
художественно-образных, развитие способности чувствовать мелодику
языка, звукопись, ритм, рифму стиха. Воспитание эмоциональноэстетического восприятия художественных произведений; развитие интереса

к творчеству писателей. Развитие воображения, фантазии и творческих
способностей учащихся.
3. Развитие способностей воспринимать красоту окружающего мира в
процессе общения с природой, миром материальной культуры и искусством.
Пробуждение у детей потребности записывать свои впечатления и
литературные тексты в альбомы и красочно оформлять их. Обогащение
эмоций школьников с помощью включения в уроки фонозаписи
литературных произведений.
4. Развитие умения читать текст выразительно, передавать свое отношение к
прочитанному. Умение читать стихи, скороговорки с различными
подтекстами, интонацией.

Систематический курс (36ч)

Наша речь (2 ч)
Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа.
Текст, предложение, диалог (3 ч)
Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте.
Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную
мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в
предложении. Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка,
вопросительный, восклицательный знаки).
Слова, слова, слова… (3 ч)
Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слованазвания признаков предметов, слова-названия действий предметов.
Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и
многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по
значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по
значению слов.
Слово и слог. Ударение. (3 ч)
Слово и слог. Перенос слов.Ударение (общее представление).
Звуки и буквы (24 ч)
Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Ударные и
безударные гласные звуки. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные
звуки. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Согласные
звонкие и глухие. Шипящие согласные звуки. Заглавная буква в словах.

Повторение (1 ч)

2 КЛАСС (163 ч)
Наша речь (3 ч)
Виды речи. Требования к речи. Диалог и монолог.
Текст (4 ч)
Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Части текста.
Построение текста. Воспроизведение текста.
Предложение (12 ч)
Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении.
Слова, слова, слова… (15 ч)
Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова. Слог.
Ударение. Перенос слова. Ударение словесное и логическое. Перенос слова
по слогам.
Звуки и буквы (55 ч)
Звуки и буквы (повторение, уточнение). Русский алфавит, или Азбука.
Гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне
слова. Согласные звуки. Согласный звук [й] и буква «и краткое». Слова с
удвоенными согласными. Твердый и мягкий согласные звуки и буквы для их
обозначения. Мягкий знак (ь). Правописание буквосочетаний с шипящими
звуками. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парными
по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласным.
Разделительный мягкий знак (ь).
Части речи (58 ч)
Части речи. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена
существительные. Собственные и нарицательные имена существительные.
Число имен существительных. Глагол. Глагол как часть речи. Число глагола.
Текст-повествование и роль в нем глаголов. Имя прилагательное. Имя
прилагательное как часть речи. Единственное и множественное число имен
прилагательных. Текст-описание и роль в нем имен прилагательных.
Местоимение. Личное местоимение как часть речи. Текст-рассуждение.
Предлоги.

Повторение (16 ч)

3 КЛАСС (163 Ч)
Язык и речь (2 ч)
Наша речь и наш язык.
Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)
Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и
углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по
цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее
представление). Состав предложения. Простое и сложное предложения.
Словосочетания.
Слово в языке и речи (19 ч)
Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание.
Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об
изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном,
глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее
представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы
(обобщение и углубление представлений).
Состав слова (16 ч)
Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова.
Обобщение знаний о составе слова.
Правописание частей слова (29)
Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с
парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед
согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными.
Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов.
Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ).
Имя существительное (29 ч)
Повторение и углубление представлений. Число имен существительных.
Падеж имен существительных.
Имя прилагательное (19 ч)
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текстописание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число

имен прилагательных. Падеж имен прилагательных.
Местоимене (5 ч)
Лицо, число, род личных местоимений.
Глагол (20 ч)
Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число
глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени.
Правописание частицы НЕ с глаголами.
Повторение (10 ч)
4 КЛАСС (153 Ч)
Повторение (20 ч)
Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение. Главные и
второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание.
Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения.
Слово в языке и речи (21 ч)
Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова.
Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание
Ъ и Ь разделительных знаков. Части речи. Повторение и углубление
представлений о частях речи. Наречие.
Имя существительное (41 ч)
Изменение по падежам. Три склонения имен существительных.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в
единственном (множественном) числе.
Имя прилагательное (26 ч)
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном.
Изменение по падежам имен прилагательных. Правописание падежных
окончаний имен прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского
и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных
женского рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных во
множественном числе.
Личные местоимения (7 ч)
Местоимение. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание
местоимений.

Глагол (26 ч)
Неопределенная форма глагола.Спряжение глагола. Изменение глаголов в
настоящем и будущем времени по лицам и числам. I и II спряжение
глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.
Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем
времени.
Повторение (12 ч)
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 644 ч. В 1 классе — 158 ч
(5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам
обучения письму в период обучения грамоте и 43 ч (9 учебных недель) — урокам
русского языка.
На уроки обучения чтению в период обучения грамоте (4 ч в неделю) выделяются
часы учебного плана по литературному чтению (92 ч).
Во 2 классе на уроки русского языка отводится по 163 ч. (в связи с введением
курса «Родной язык (русский),в 3 классе -170 ч., в 4 классе 153ч( в связи с введением
курса ОРКСЭ). В 3 классе из темы «Состав слова» 2 часа добавлено на изучение темы
«Слово в языке и речи», а из темы «Повторение» 1 час перенесен на изучение темы
«Части речи» с целью более подробного изучения данных тем.
Таблица тематического распределения количества часов по классам
1 класс
№
п/п Разделы, темы

I.
II.
III.
IV.

Наличие тем (кол – во)
Количество часов
Добукварный период
Букварный период
Резерв
Послебукварный период
Систематический курс
Наша речь

Количество часов
Примерная Рабочая
или
программа
авторская
программа
4
4
165
165
17
17
67
67
11
11
20
20
43
43
2
2

Текст, предложение, диалог

3

3

Слова, слова, слова…

3

3

Слово и слог. Ударение

4

4

1.
2.
3.
4.

5.

Звуки и буквы
 Русский алфавит, или Азбука
 Гласные звуки
 Ударные и безударные гласные звуки
 Согласные звуки
 Твёрдые и мягкие согласные звуки
 Мягкий знак как показатель мягкости
согласного звука
 Согласные звонкие и глухие
 Шипящие согласные звуки
 Заглавная буква в словах
Повторение

30
2
3
5
3
3
3

30
2
3
5
3
3
3

3
5
3
1

3
5
3
1

6.
2 класс
№
п/п

Разделы, темы
Количество часов
Наша речь
Текст
Предложение
Слова, слова, слова…
Звуки и буквы
Части речи
Повторение

Количество часов
Авторская Рабочая
программа программа
170
163
3
3
3
4
11
12
18
15
60
55
57
58
18
16

3 класс
№
п/п

Разделы, темы
Количество часов
Язык и речь
Текст. Предложение. Словосочетание.
Слово в языке и речи
Состав слова.
Части речи
Повторение

Количество часов
Авторская Рабочая
программа программа
170
163
2
2
14
14
17
19
47
45
75
73
15
10

4 класс
№

Количество часов

п/п Разделы, темы

1
2
3
4
5
6
7
8

Количество часов
Повторение
Предложение
Слово в языке и речи
Имя существительное
Имя прилагательное
Личные местоимения
Глагол
Повторение

Авторская
программа
170
11
9
21
39
30
8
34
18

Рабочая
программа
153
11
9
21
41
27
6
26
12

СОГЛАСОВАНО
СОГЛАСОВАНО
Протокол №1 заседания
Заместитель директора по УВР
методического объединения
учителей нач.классов МБОУ СОШ
№14
от 28августа 2020г
________________ /Т.Н. Караева/
Руководитель МО
28 августа 2020 год
___________/ _______________/


Наверх

Поступление финансовых и материальных средств по итогам финансового года

СВЕДЕНИЯ  о поступлениях и выплатах учреждения



Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения за 2023 год.xlsx (скачать)
Сведения о поступлениях и выплатах усреждения.xlsx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».