Кубановедение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 14 имени В.А.Уварова
муниципального образования Усть-Лабинский район

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30.08.2021 года протокол № 1
Председатель педсовета
_______________ О.В.Глебова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По кубановедению
Уровень образования (класс) начальное общее 1-4 класс
Количество часов 135 ч.
Составители: группа учителей Колесникова И.В., Сафронова С.В., Нистула Г.М.,
Тютькина О.В., Чурикова Е.Е., Ларютина А.Е., Н.А.Попович
Программа разработана в соответствии с ФГОС начального образования и на
основе авторской программы по кубановедению : Сборник рабочих программ
«Школа России», Москва: «Просвещение», 2020г.

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Кубановедение».
В сфере личностных универсальных учебных действий у ученика
сформируется:
- внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности, принятие
образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- понимание оценок учителей, товарищей, родителей;
- основы гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина
России, чувства гордости за свою Родину, народ и историю, осознание своей
этнической принадлежности;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регулятора
морального поведения;
- основы экологической культуры – готовность следовать нормам
природоохранного поведения.
В сфере познавательных универсальных учебных действий:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в
том числе контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в
первую очередь текстов);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов,
выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и с
учётом конечного результата.
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителей, товарищей, родителей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- формирование мотивации успеха и достижений, творческой
самореализации
на
основе
организации
предметно-преобразующей
деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
речи;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные для партнёра высказывания;
- задавать вопросы.
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками —
определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и
оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и
его реализация.

Личностные результаты
воспитательной работы:

отражаются

в

направлениях

1. Гражданское воспитание;
2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей;
4. Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание);
5. Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания);
6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья;
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
8. Экологическое воспитание.
1.Гражданское воспитание.
Задачи:
 воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России.
 усвоение традиционных ценностей многонационального российского
общества.
 формирование личности как активного гражданина – патриота,
обладающего политической и правовой культурой, критическим
мышлением, способного самостоятельно сделать выбор на основе долга,
совести и справедливости.
 воспитание у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине на
примере старших поколений.
 развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края.

2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.
Задачи:
 воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России.
 усвоение традиционных ценностей многонационального российского
общества.
 формирование личности как активного гражданина – патриота, обладающего
политической и правовой культурой, критическим мышлением, способного
самостоятельно сделать выбор на основе долга, совести и справедливости.
 воспитание у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине на
примере старших поколений.
 развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края.
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей.
Задачи:
 создать условия для формирования способности к духовному развитию,
реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметнопродуктивной, социально ориентированной деятельности на основе
нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования,
самовоспитания и универсальной духовно нравственной компетенции —
«становиться лучше».
 способствовать осознанию основ морали — осознанной учащимся
необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в
обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом,
укрепление у учащегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения
и жизненного оптимизма.
 развивать у обучающегося уважительное отношение к родителям,
осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
доброжелательность и эмоциональную отзывчивость.
 создать условия для воспитания волевых качеств ученика, способности к
критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.
4.Приобщение детей к культурному наследию ( Эстетическое воспитание).





Задачи:
формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к
иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории
и культуры;
формировать устойчивую потребность и навыки общения с памятником, с
музеем; развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию
развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем
изучения культурного наследия разных эпох и народов.

5.Популяризации научных знаний среди детей (Ценности научного
познания)
Задачи:
 содействовать повышению интереса обучающихся к науке и популяризации
научных знаний;
 развивать интерес к углубленному изучению отдельных предметов;
 ознакомление учащихся с достижениями научно-технического прогресса;
 содействовать профессиональному самоопределению учащихся;
 развивать навыки научно-исследовательской деятельности.
 осознание ценности и значимости науки в повседневной жизни;
 реализация потенциала к участию в научно-исследовательской деятельности;
 проявление способности адекватного оценивания своих и чужих достижений;
 осознанное отношение и мотивация к углубленному изучению отдельных
предметов.
6. Физического воспитания и формирования культуры здоровья





Задачи:
расширить представление воспитанников о здоровом образе жизни;
способствовать формированию положительного отношения к здоровью как
величайшей ценности;
моделирование жизненной перспективы с позиций ценностного отношения к
здоровью, воспитание активной жизненной позиции.
7.Трудового воспитания и профессионального самоопределения




Задачи:
способствовать тому, чтобы каждый ученик понимал значимость трудовой
деятельности, даже будни труд может сделать праздничными днями.
приобщение учащихся к общественной работе, воспитание сознательного
отношения к своим обязанностям, формирование трудового образа жизни.
8. Экологическое воспитание.
Задачи:
 формирование основ экологического сознания на основе признания ценности
жизни во всех проявлениях и необходимости ответственного, бережного
отношения к окружающей среде.
 приобретение первоначального пыта эстетического, эмоциональнонравственного отношения к природе.
 приобретение первоначального пыта участия в природоохранной
деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства

2.Содержание учебного курса « Кубановедение».
1 КЛАСС (33ч)
Тема 1. «Я и моя семья» (10 часов).
Ближайший мир ребенка – семья. Состав семьи. Фамилии, имена,
отчества членов семьи. История своего имени. Обязанности ребенка в семье,
забота о других членах семьи. Семейные традиции, обычаи, праздники,
реликвии..Духовный мир семьи.
Тема 2: «Наша школа» (7 часов).
Знакомство со школой. Название (номер), адрес школы. Школьные
помещения и их назначение. Уважение к труду работников школы. Традиции
школы, знаменитые ученики и учителя школы. Взаимоотношения между
учениками в школе. Правила поведения в школе и их необходимость.
Определение своего поведения в школе.
Тема 3. «Родной город (село, станица, хутор)» (8 часов).
Населенный пункт, в котором живет ребенок, его название, важнейшие
предприятия, учреждения культуры, достопримечательности. Преобладающие
профессии людей родного города (села, станицы, хутора). Улица, на которой я
живу. История названия. Правила поведения на улицах города, в транспорте,
общественных
местах
и
культурных
учреждениях.
Храм
моей
станицы..Православное казачество.
Тема 4. «Будем жить в ладу с природой» (8 часов).
Красота природы родного края. Разнообразие растительного мира.
Значение растений в жизни человека. Комнатные растения, разнообразие форм,
красок комнатных растений. Их значение в жизни человека. Разнообразие
животного мира. Домашние и дикие животные, их отличие. Значение в жизни
человека. Отношение человека к растениям и животным. Определение своего
отношения к растениям и животным. Отношение православия к природе.
2 КЛАСС (34 ч)
Тема 1. «Земля отцов - моя земля» (2 часа).
Моя малая родина. Гимн, герб, флаг Краснодарского края. Флаг, герб
района.История православной культуры на Кубани.
Тема 2. «Природа родного края» (14 часов).
Природа Краснодарского края. Формы поверхности местности.
Особенности времен года и погоды. Водоемы Краснодарского края: моря, реки.
Водоемы местности. Разнообразие растительного мира Краснодарского края.
Разнообразие животного мира Краснодарского края. Домашние и дикие
животные. Красная книга Кубани. Возлюби всё живое. Отношение православия
к природе.
Тема 3. «Труд и быт жителей Кубани» (11 часов).
Особенности труда и быта жителей родного края. Населенные пункты
Кубани. Краснодар - столица Кубани. Родной город (станица, хутор и т.п.). Моя
семья, хозяйство семьи. Герб, флаг, гимн Кубани. Промыслы и ремесла на
Кубани. Устное народное творчество (народные песни, пословицы, поговорки,

загадки, былины). Произведения выдающихся представителей литературы
Кубани.
Тема 4. «Населенные пункты Краснодарского края» (7 часов).
История родного населенного пункта, улицы, школы. Краснодар - главный
город Краснодарского края. События ВОВ на Кубани. Храмы Кубани.
3 КЛАСС (34 ч)
Тема 1. «Нет в мире краше Родины нашей» (12 часов).
Природа Краснодарского края. Формы поверхности (равнины, горы,
холмы, овраги). Природные явления Краснодарского края (штормы, смерчи,
суховей и др.). Водоемы Краснодарского края: моря, реки, озера,
водохранилища, лиманы. Почва Краснодарского края, значение для жизни
растений и животных. Разнообразие растительного мира Краснодарского края,
его охрана. Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора. Разнообразие
животного мира Краснодарского края. Охрана животных. Красная книга Кубани.
Кубань-здравница России.
Тема 2. «Без прошлого нет настоящего» (10 часов).
Древние города. Основание станиц, городов. Переселение казаков на
Кубань. Особенности труда и быта жителей родного края. Административная
карта Краснодарского края. Родной город (станица, хутор и т.п.); название,
краткая характеристика достопримечательностей, особенности труда земляков.
Без прошлого нет настоящего. Добрые соседи. История православия на Кубани.
С верою в сердце.
Тема 3. «Казачьему роду нет переводу» (12 часов).
Моя родословная. Мое имя. Историческая карта Кубани. Екатеринодар Краснодар (достопримечательности). Выдающиеся личности в истории Кубани.
Устное народное творчество (кубанские загадки, пословицы, поговорки, казачьи
сказки). Произведения выдающихся представителей литературы Кубани.
Знакомство с произведениями кубанских композиторов, художников. Промыслы
и ремесла на Кубани. Православное казачество. Храмы Кубани.
4 КЛАСС (34 ч)
Тема 1. «Берегите землю родимую, как мать любимую» (11 часов).
Природа Краснодарского края. Формы поверхности. Природные зоны
края. Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование. Водоемы
края. Использование человеком, их охрана. Почва Краснодарского края. Защита
почв. Охрана сельскохозяйственных земель. Разнообразие растительного мира
края, его охрана. Разнообразие животного мира края. Заповедники и заказники
Краснодарского края. Красная книга Кубани. Кубань-здравница России.
Отношение православного человека к природе.
Тема 2. «Земля отцов - моя земля» (15 часов).
Особенности труда и быта жителей родного края. Многонациональный
состав
населения.
Административная
карта
Краснодарского
края.
Географическое положение. Родной город (станица, хутор и т.п.). Губернатор,
Законодательное собрание края, органы местного самоуправления, органы
исполнительной власти. Герб, флаг, гимн Кубани.

История Кубани в архитектуре. Вещи рассказывают о прошлом. Обычаи и
праздники народов, живущих на Кубани. Устная история родного края. История
православия на Кубани.
Тема 3. «Жизнь дана на добрые дела» (8 часов).
Население Кубани в различные исторические эпохи, особенности быта и
культуры. Историческая карта Кубани. Общие представления об отдельных,
наиболее важных и ярких событиях исторической, общественной и культурной
жизни кубанцев.
Произведения выдающихся представителей литературы Кубани.
Знакомство с произведениями кубанских композиторов и художников.
Промыслы и ремесла на Кубани. С верою в сердце.

3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
1 класс
Количество часов
№
п/п

Разделы, темы

Авторская
Рабочая
программа программа

1.

Я и моя семья.

10 ч

10 ч.

2.

Наша школа.

7 ч.

7 ч.

3.

Родной город (село,
станица, хутор)

8 ч.

8 ч.

4 Будем жить в ладу с
природой.

8 ч.

8 ч.

Характеристика деятельности
обучающихся
Знать:
-свое полное имя, имена своих родных,
домашний адрес;
основные
помещения
школы,
их
предназначения, ориентироваться в их
месторасположении;
-традиции своей школы;
-улицы, расположенные вблизи школы и
дома, основные учреждения культуры,
быта, образования;
-основные
достопримечательности
родного города;
-профессии жителей своего города (села,
станицы и др.);
-основных представителей растительного
и животного мира ближайшего окружения;
На практическом уровне:
-выполнять
правила
поведения
в
общественных местах, а также в
ситуациях, опасных для жизни;
-составлять описательный рассказ по
картине, по увиденному, пересказывать
сказки, выразительно читать литературные
произведения

2 класс
Количество часов
№
п/п

Разделы, темы

Авторская
Рабочая
программа программа

1.

Земля отцов – моя
земля.

2 ч.

2 ч.

2.

Природа родного
края.

14 ч.

14 ч.

3.

Труд и быт жителей
Кубани.

11 ч.

11 ч.

7 ч.

7 ч.

4.

Населённые пункты
Краснодарского края.

Характеристика деятельности
обучающихся
Знать/понимать:
 характерные особенности разнообразия
и красоты природы Краснодарского края;
 природы, растительного и животного
мира своей местности, особенности
рельефа;
 название
морей,
рек,
крупных
населённых пунктов своей местности и
Краснодарского края;
 название и отличительные признаки 5-6
растений и 4-5 животных, обитающих на
территории Краснодарского края;
 особенности труда и быта кубанцев;
 сущность понятия «Красная книга»,
«Красная книга Кубани»;
 родственные связи в семье;
 герб, флаг, гимн Кубани;
 кубанские
песни,
пословицы
и
поговорки;
 основные
правила
поведения
в
окружающей среде, в общественных
местах, на дорогах, у водоемов, в школе;
выдающихся деятелей искусств, культуры
и др

3 класс
Количество часов
№
п/п

Разделы, темы

Авторская
Рабочая
программа программа

1.

Нет в мире краше
Родины нашей.

12 ч.

12 ч.

2.

Без прошлого нет
настоящего.

10 ч.

10 ч.

3.

Казачьему роду нет
переводу.

12 ч.

12 ч.

Характеристика деятельности
обучающихся
Знать/понимать:
 связь между деятельностью человека и
условиями его жизни и быта на Кубани;
Краснодарский край в изучаемый период:
 природные условия, территориальная
принадлежность, коренное население,
особенности хозяйственной деятельности,
быта и культуры, сельскохозяйственные
предприятия своего района; выдающихся
сельскохозяйственных
работников,
характерные признаки сезонов года в
Краснодарском крае;
 формы поверхности Краснодарского
края;
 разновидности водоемов Краснодарского

края;
 особенности почв Краснодарского края,
их значение для жизни растений и
животных;
 названия и отличительные признаки
наиболее
распространённых
в
Краснодарском крае растений и животных;
 отличительные особенности физической,
административной и исторической карты
Краснодарского края;
 герб, гимн, флаг Краснодарского края, а
также символы родного города (станицы),
района;
 фамилии и имена выдающихся деятелей
культуры, спорта, и т.д.;
Уметь:
 определять
местонахождение
Краснодарского края на физической карте
России;
 узнавать
в
окружающей
природе
ядовитые растения, грибы и животных,
опасных для человека;
 узнавать особо охраняемые растения и
редких животных Краснодарского края;
 ориентироваться
по
карте
Краснодарского края;

4 класс
Количество часов
№
п/п

Разделы, темы

Авторская
Рабочая
программа программа

Береги землю
родимую, как мать
любимую.

11 ч.

11 ч.

2.

Земля отцов – моя
земля.

15 ч.

15 ч.

3.

Жизнь дана на
добрые дела.

8 ч.

8ч.

1.

Характеристика деятельности
обучающихся
Знать/понимать:
 природные богатства родного края и их
использование человеком;
 административную
карту
Краснодарского края;
 символику Краснодарского края;
 органы местного самоуправления;
 даты важнейших событий в истории
края, города, станицы, хутора и т.д.;
 народы,
населяющие
Кубань,
особенности их быта и культуры;
 достопримечательности родного края;
 наиболее важные события исторической,
общественной, спортивной и культурной
жизни Кубани;
 особенности
хозяйственной
деятельности
людей,
живущих
на
территории края;
 важнейшие экологические проблемы
Краснодарского края;

 заповедники,
находящиеся
на
территории Краснодарского края;
 фамилии
и
имена
выдающихся
исторических,
научных,
культурных
деятелей Кубани;
Уметь:
 находить
на
физической
карте
Краснодарского края местонахождение
изучаемого объекта;
 узнавать наиболее распространённые
лекарственные растения своей местности;
 определять
последовательность
основных событий на Кубани;
 правильно
называть
выдающиеся
памятники культуры и истории Кубани;
 исполнять гимн Краснодарского края;

СОГЛАСОВАНО
на заседании методического
объединения учителей начальных
классов МБОУ СОШ №14
Протокол № 1 от "30" августа 2021г.
Руководитель МО
Г.М. Нистула

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________________Т.Н.Караева
«30»_августа 2021 г.


Наверх

Поступление финансовых и материальных средств по итогам финансового года

СВЕДЕНИЯ  о поступлениях и выплатах учреждения



Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения за 2023 год.xlsx (скачать)
Сведения о поступлениях и выплатах усреждения.xlsx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».