Литературное чтение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 14 имени В.А.Уварова
муниципального образования Усть-Лабинский район

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30.08.2021 года протокол № 1
Председатель педсовета
_______________ О.В.Глебова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По литературному чтению
Уровень образования (класс) начальное общее 1-4 класс
Количество часов 417 ч.
Составители: группа учителей Колесникова И.В., Сафронова С.В., Нистула Г.М.,
Тютькина О.В., Чурикова Е.Е., Ларютина А.Е., Попович Н.А.
Программа разработана в соответствии с ФГОС начального образования и на основе
авторской программы по литературному чтению : Сборник рабочих программ
«Школа России», Москва: «Просвещение», 2019 и в соответствии с методическими
рекомендациями ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края,
2020г

Программа
разработана
на
основе
Федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых
результатов начального общего образования, разработано на основе авторской
программы Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. «Литературное чтение». 1-4 классы. –М. :
Просвещение, 2019.В данную программу внесены изменения на основе методических
рекомендаций ГБОУ ДПО ИРО Краснодарского края 2020г. В связи с введением
курса «Литературное чтение на родном языке( русском)» в 1 классе отводится – 7 ч.,
во 2 классе – 7ч., в 3 классе – 7ч.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как
базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование
всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными
видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского
кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской
деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное
произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами
художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре,
дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной
культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое
значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными
произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно
влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных
качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои
поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует
навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения
и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и
выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге,
использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень
коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать
собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с
различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом
учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность,
помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным
к использованию читательской деятельности для своего самообразования.
Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет
техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и

прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и
оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению
художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на
словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к
героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.
Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить
образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач
начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в
средней школе.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших
школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом,
пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему
развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает
результативность по другим предметам начальной школы.
Единая информационно-образовательная среда УМК «Школа России »
обеспечивает эффективность реализации основной образовательной программы
МБОУ СОШ № 14
1. Планируемые результаты изучения курса «Литературное чтение».
1 класса
В результате изучения русского языка обучающийся научаться:
Развитие речи
научится:
первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и
неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и
незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
составлять текст из набора предложений;
выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.
получит возможность научиться:
различать устную и письменную речь;
различать диалогическую речь;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их
последовательность в тексте;
определять тему и главную мысль текста;
соотносить заголовок и содержание текста;
составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
составлять текст по его началу и по его концу;
составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за
фактами и явлениями языка.
Система языка
научится:

различать звуки речи;
понимать различие между звуками и буквами;
устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно
произносить;
определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или
безударный;
различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в
слове и правильно произносить;
различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’],
[щ’], находить их в слове, правильно произносить;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь,
ёлка;
различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
обозначать ударение в слове;
правильно называть буквы в алфавитном порядке;
различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;
различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твёрдости-мягкости
согласных звуков;
определять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости
предшествующего согласного звука.
получит возможность научиться:
наблюдать над образованием звуков речи;
определять функцию букв е, ё , ю, я в слове;
обозначать на письме звук [й’];
располагать заданные слова в алфавитном порядке;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки,
утюг, яма, ель;
находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при
орфоэпическом проговаривании (вода, стриж, день, жить и др.);
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного
языка (круг слов определён «Орфоэпическим словарём» в учебнике).
Лексика
научится:
различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга
— агник);
различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;
определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди, животные,
растения, инструменты и др.);
определять группу «вежливых» слов (слова-прощания, слова-приветствия, словаизвинения, слова-благодарения);
определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника.
получит возможность научиться:
осознавать слово как единство звучания и значения;
определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника;

на практическом уровне различать многозначные слова (простые случаи), слова,
близкие и противоположные по значению;
подбирать слова, близкие и противоположные по значению при решении учебных
задач;
на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия признаков
предметов, названия действий предметов.
Морфология
получит возможность научиться:
различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия
предметов);
соотносить слова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
соотносить слова-названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти
слова;
соотносить слова-названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти
слова;
различать названия предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о?
Синтаксис
научится:
различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие
предложения;
выделять предложения из речи;
соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;
определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений),
выбирать знак для конца каждого предложения;
соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);
составлять предложения по схеме, рисунку, на заданную тему (например, на тему
«Весна»);
писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.
получит возможность научиться:
определять существенные признаки предложения: законченность мысли и
интонацию конца предложения;
устанавливать связь слов в предложении;
сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с
опорой на содержание (цель высказывания), на интонацию, (мелодику, логическое
ударение), порядок слов, знаки конца предложения.
Орфография и пунктуация
научится:
применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в
предложении; написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч ,щ (в
положении под ударением); отсутствие мягкого знака после шипящих в
буквосочетаниях чк, чн, чт; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в
именах собственных; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень
слов дан в учебнике); знаки препинания конца предложения ( . ? !);
безошибочно списывать текст с доски и учебника;
писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.
получит возможность научиться:
определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;

писать двусложные слова с безударным гласным звуком в двусложных словах
(простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);
писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова
(простейшие случаи, слова типа глаз, дуб);
применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и
при списывании;
пользоваться «Орфографическим словарём» в учебнике как средством самоконтроля.
2 класс
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии
с требованиями ФГОС НОО.
Личностные результаты:
Учащиеся научатся:
- на основе художественных произведений определять основные ценности
взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь,
взаимовыручка);
- с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных
во всем мире.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить
подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
- с гордость и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов,
рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них,
передавать в этих рассказах восхищение ими и уважение к ним;
- самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать;
создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
- сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле, с содержанием материала урока в
процессе его изучения;
- формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями
темы; понимать учебную задачу урока;
- читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без
искажений и пр.);
- коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
- коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
- контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
- оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным
учителем;
- оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного
по изучаемой теме в мини-группе или паре;
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность / неудовлетворенность
своей работой на уроке ( с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.),

аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к
улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
- анализировать причины успеха / неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал,
формулировать из в устной форме по собственному желанию;
- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу,
пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Учащиеся получат возможность научиться:
- формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее,
сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с
заданной задачей;
- читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, наизусть и
пр.);
- составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре,
предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
- выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать
совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
- оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по
выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал,
лесенок, баллов и пр.);
- определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что
мы уже знаем по данной теме?Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой
урока;
- фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность /
неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-»,
«?»);
- анализировать причины успеха / неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой
системы («+» и «-», «?»);
- фиксировать причины неудач в устной форме в группе (паре);
- предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу,
пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи).
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
- пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами,
используемыми в учебнике для передачи информации;
- отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
- понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять
их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
- сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение,
народную и литературную сказки;
- сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом
музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и
поговоркой соответствующего смысла;
- создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по
теме урока из 5-6 предложений;
- понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И.А. Крылова;

- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных
сказок, рифмовок, написании небольших стихотворений,. В процессе чтения по
ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
- соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
- определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и
рабочей тетради;
- понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную
информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры
текста и пр.).
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять информацию на основе различных художественных объектов, например
литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального
текста, таблицы, схемы и т.д.;
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя
(учебника), выявлять основную мысль произведения;
- сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения,
выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих
творческих работах;
- самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого
произведения;
- понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов
великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и
др.); понимать значение этих произведений для русской и мировой литературы;
- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов,
небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и
выполнении проектных заданий;
- предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих
нравственных установок и ценностей;
- определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять
смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым
событиям и героям произведения;
- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из
7-8 предложений;
- сравнивать сказки бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и
рассказ; находить сходство и различия;
- соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом
музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно
подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты
музыкальных произведений.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
- вступать в общение в паре или группе. Задавать вопросы на уточнение;
- создавать связное высказывание из 5-6 простых предложений по предложенной
теме;
- оформлять 1-2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного
высказывания;

- прислушиваться к партнеру по общению (деятельности), фиксировать его основные
мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
- не конфликтовать, использовать вежливые слова;
- в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать
варианты и способы разрешения конфликтов;
- употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры
использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений,
описывающих конфликтную ситуацию;
- оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные
средства (вежливо/ невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо и др.),
высказывая свою точку зрения;
- принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары),
участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания
(упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
- оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев,
проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги,
словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
- готовить небольшую презентацию (5-6 слайдов) с помощью взрослых (родителей,
воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать ее с опорой на слайды.
Учащиеся получат возможность:
- высказывать свою точку зрения (7-8 предложений) на прочитанное или
прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться,
задавать вопросы;
- понимать цель своего высказывания;
- пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
- участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление
нравственной проблемы;
- создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного
высказывания;
- проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения,
предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения
другого;
- объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
- отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
- опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании
событий;
- формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей
работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и
функции;
- определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного
задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной
работы по выработанным критериям;
- определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных
ситуациях на основе нравственных норм;
- руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков
литературных героев и своего собственного поведения;

- объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из
создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных
произведений;
- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги,
словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские
журналы и газеты);
- готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к
взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст,
но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и
пр.);
- озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по
продуманному плану.
Предметные результаты:
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
- понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под
руководством
учителя)
в
читательской
практике
приёмами
чтения
(комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);
- читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать
художественный текст; при чтении отражать настроение автора;
- ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в
книге художественной;
- просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной
информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои
читательские успехи в «Рабочей тетради»;
- осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений
русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
- распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на
основе предложенного в учебнике алгоритма;
- соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания
текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных
героев, приводить примеры их поступков.
Учащиеся получат возможность:
-читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё
отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая
паузы между предложениями и частями текста;
- понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции
семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о
самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников,
делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;
- употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
- наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом
испытывает;
- рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять
данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях;
предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных
дилемм;

- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;
- осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию
главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или
поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор,
находить этому доказательства в тексте;
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;
находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или
подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на
составленный под руководством учителя план;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое) в зависимости от цели чтения;
- находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней,
городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на
аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах,
участвовать в диалогах и дискуссиях;
- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к
чтению) на художественное произведение по образцу
3 класс
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу 3 класса
Обучающиеся должны:
- владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми
словам при темпе громкого чтения не менее 50-60 слов в мин.;
- понимать содержание почитанного произведения, определять его тему.
Обучающиеся должны уметь:
- устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять
главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
- составлять план к прочитанному: полный, краткий, картинный;
- вводить в пересказы элементы описания, рассуждения;
- составлять пересказ (краткий, полный, выборочный, творческий)
Вводить в пересказы элементы описания, рассуждения, а так же с
изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей), придумать начало
повествования или его возможное продолжение и завершение:
- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику
основным действующим лицам произведения;
- осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или
одноклассником произведения, устного ответа товарища;
- оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Обучающиеся должны знать:
- наизусть не менее 12 стихотворений классиков отечественной и зарубежной
литературы:
- названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также
литературных произведений классических писателей;

не менее 5—-6 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 8 пословиц, 2-- З
крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной
ситуации можно кстати употребить их)
4 класс
Личностные
Учащиеся научатся:
 понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой
родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди
героев прочитанных произведений;
 собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам
своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов,
доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы
изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, урокиконкурсы и пр.);
 составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и
произведения собственного сочинения;
 принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих
художников, поэтов и музыкантов».
Учащиеся получат возможность научиться:
 познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;
 рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о
памятных местах своей малой родины;
 находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях,
совершивших подвиг во имя своей Родины;
 создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные
произведения о Родине.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
 формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
 читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без
искажений, выразительно, выборочно и пр.);
 осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план,
выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный
план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана,
приводить аргументы в пользу своего плана работы;
 принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного
плана;
 выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов
изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и
контролировать их выполнение;
 оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и
выбранными формами оценивания;
 определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
 фиксировать
по
ходу
урока
и
в
конце
урока
удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью
шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);

фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей
тетради или в пособии «Портфель достижений».
Учащиеся получат возможность научиться:
 самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать
конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного
результата;
 свободно
пользоваться выбранными критериями для оценки своих
достижений;
 самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы
на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;
 владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;
 пользоваться
компьютерными технологиями как инструментом для
достижения своих учебных целей.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
 находить необходимую информацию в тексте литературного произведения,
фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
 анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя
(учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и
групповой работе;
 находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения,
использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих
творческих работах;
 сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ,
волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и
различия;
 сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки,
кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
 находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или
давать название выставке книг;
 сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений,
выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
 создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока
из 9 – 10 предложений;
 понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов,
рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина,
Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой
литературы;
 проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов,
небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и
выполнении проектных заданий;
 предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих
нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых
действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
 определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи,
былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического
стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств


языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и
героям произведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
 самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров,
определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с
нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же
ситуации;
 определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении
развитие чувств;
 создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с
возможностью использования различных выразительных средств.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
 высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное
произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать
вопросы;
 формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише:
«Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось
бы объяснить, привести пример...» и пр.;
 пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на
эмоциональную сферу слушателей;
 участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе
неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
 создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения
устного высказывания;
 способствовать
созданию
бесконфликтного
взаимодействия
между
участниками диалога (полилога);
 демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
 предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
 определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из
диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие
его отношение к описываемым событиям;
 использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных
высказываниях и рассуждениях;
 отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по
прочитанному произведению;
 определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в
паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при
чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении
исследовательских и творческих заданий;
 определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного
задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным
критериям;
 оценивать
своё поведение по критериям, выработанным на основе
нравственных норм, принятых в обществе;
 искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта,
самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых
отражены схожие конфликтные ситуации;
 находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале
способы разрешения конфликтных ситуаций;
 находить все источники информации, отбирать из них нужный материал,
перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей
цели;
 самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь за
помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
 использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
 озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и
план выступления.
Учащиеся получат возможность научиться:
 участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не
обижая других;
 договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью
собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных
литературных произведений;
 интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными
задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень
выполненной работы.
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
 понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов
(Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской
культуры;
 читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова
в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к
содержанию и героям произведения;
 выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение,
паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с
чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
 пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и
осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова
нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения,
справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения
литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать,
что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
 участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из
прочитанных произведений;
 формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому
тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения,
доказывающие собственный взгляд на проблему;
 делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно
план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
 находить в произведениях средства художественной выразительности;


готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных
конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим
каталогом в городской библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
 осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим
предметам;
 приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и
изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной
литературы;
 воспринимать художественную литературу как вид искусства;
 осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в
произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку;
 соотносить
нравственно-эстетические
идеалы
автора,раскрытые
в
произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о
добре и зле;
 на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи
(повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный
ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
 работать с детской периодикой.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
 пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко,
опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе
логическую последовательность и точность изложения событий; составлять
план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы
описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения;
пересказывать текст от 3-го лица;
 составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на
основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных
рассказов);
 подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые
мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее
понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить
проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские
традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в
литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках,
посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских
конференциях;
 писать отзыв на прочитанную книгу.
Учащиеся получат возможность научиться:
 создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами
произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация,
постановка живых картин и т. д.).
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
 сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов,
используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская


литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной
выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).
Учащиеся получат возможность научиться:
 определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
 создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе
авторского текста, используя средства художественной выразительности.
2.Содержание учебного предмета.
1 КЛАСС (40-7=33ч, из них 4 ч резервные )
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей,
составляющие золотой фонд литературы, произведения
устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Все
произведения в учебных книгах сгруппированы по жанровотематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные
для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего
мира.
Вводный урок (1ч)
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений.
Содержание учебника. Словарь.
Жили-были буквы (7 ч)+ 1 ч.
Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф.
Кривиным, Т. Собакиным.
Вводятся понятия – «автор», «писатель» «произведение». Анализ и сравнение
произведений. Обучение орфоэпически правильному
произношению слов и при чтении. Обучение чтению по ролям.
Сказки, загадки, небылицы (7-2=5 ч)+1 ч.
Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и
сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки,
песенки из зарубежного фольклора.
Обучение приемам выразительной речи и чтения. Произношение скороговорок,
чистоговорок. Обучение пересказу текста. Вводится понятие –
«настроение автора».
Апрель, апрель! Звенит капель (5-1=4 ч)
Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е.
Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе.
Формирование навыков чтения целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию
текста, нахождение в нем предложений подтверждающих
устное высказывание.
И в шутку и всерьез (6-2=4 ч)+1 ч.
Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К.
Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.
Воспроизведение текста по вопросам или по картинному плану. Понимание слов и
выражений в контексте. Юмористические произведения.
Вводится понятие – «настроение и чувства героя».
Я и мои друзья (5-1=4 ч)+ 1 ч.
Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С.
Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А.
Барто, С. Маршаком, Я. Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться
друг с другом и со взрослыми.Вводятся понятия –

«поступки героя», «абзац». Прогнозирование текста по названию.
О братьях наших меньших (5-1=4 ч)
Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С.
Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г.
Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского.
Сравнение текстов разных жанров.
2 КЛАСС (136-7=129 ч, из них 2 ч - резервные)
Вводный урок (1ч)
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений.
Содержание учебника. Словарь.
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Р. Сеф. Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои
любимых книг.
Устное народное творчество (15 ч)
Русские народные песни, потешки и прибаутки, считал ки, небылицы и перевертыши,
загадки, пословицы и поговорки.
Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идет...» Ю. Мориц,
«Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и
тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»).
Люблю природу русскую. Осень (8 ч)+ 1ч.
Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт. «Поспевает брусника», А.
Плещеев. «Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки пропали...»,
А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружилась
листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова.
«Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии),
М. Пришвин. «Осеннее утро».
Русские писатели (14 ч)
А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!..
Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке». И. Крылов.
«Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей». Л. Толстой. «Старый дед и внучек».
О братьях наших меньших (12-2=10 ч)
Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В.
Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин. «Ребята и утята», Е.
Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».
Из детских журналов (9-1=8 ч)
1. Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; 2. Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи»; 3. Д.
Хармс. «Что это было?»; 4. Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень
вкусный пирог»; 5. Ю. Владимиров. «Чудаки»; 6. А. Введенский. «Ученый Петя
Люблю природу русскую. Зима (9-1=8 ч)
И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром
кот...», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою...», С. Есенин. «Поет
зима – аукает...», «Береза».
Писатели – детям (17-3=14 ч)
Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским («Путаница»,
«Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым

(«Мой секрет», «Сила воли».«Мой щенок»), А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не
заметили жука...», «В школу», «Вовка – добрая душа»), Н. Н. Носовым
(«Затейники», «Живая шляпа»).
Я и мои друзья (10 ч)
В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов.
«Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не
грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее».
Люблю природу русскую. Весна (9ч)
Знакомство с названием раздела . Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой.
Сочинение весенних загадок. Лирические стихотворения
Ф. Тютчева, А.
Плещеева,А. Блока, И. Бунина, С. Маршака, Е Благининой, Э. Мошковской.
Люблю природу русскую. Весна. (9 ч.)
Лирические стихотворения. Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака,
Э.Мошковской.
И в шутку и всерьез (14 ч)
1. Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни Пуха»; 2.
Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...»,
«Над нашей квартирой», «Память»; 3. В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники»,
«Кисточка»; 4. И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране» 5. Г.
Остер. «Будем знакомы».
Литература зарубежных стран (12 ч)+ 1ч.
Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных
классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы»,
«Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах»,
«Красная Шапочка»), Г. X. Андерсена («Принцесса на горошине»), Э. Хогарт («Мафии и паук»).
3 КЛАСС (136-7=129 ч)
Вводный урок (1ч)
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений.
Содержание учебника. Словарь.
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.
Устное народное творчество (14 ч)
Русские народные песни. Докучные сказки. Сказки («Сивка-Бурка», «Сестрица
Аленушка и братец Иванушка», «Иван –царевич и серый волк»).
Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)
Русские поэты XIX – XX веков. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». А.А.Фет
«Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…».
И.С.Никитин «Полно, степь моя…». И.З.Суриков «Детство», «Зима».
Великие русские писатели (24-2=22 ч)
А.С.Пушкин. («За весной красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот
год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…», «Зимнее
утро», Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…» И.А.Крылов. («Мартышка и
Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»). М.Ю.Лермонтов.
(«Горные вершины…», «На севере диком…», «Утес», «Осень». Л.Н.Толстой.
(«Детство Л.Н.Толстого», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая
бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»).

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)
Н.А.Некрасов. («Славная осень!Здоровый, ядреный…», «Не ветер бушует над
бором…», «Дедушка Мазай и зайцы»). К.Д.Бальмонт.(«Золотое
слово»). И.А.Бунин («Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у
дороги»).
Литературные сказки (8 ч)
Д.Н.Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца – Длинные
Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»). В.М.Гаршин («Лягушкапутешественница»). В.Ф.Одоевский («Мороз Иванович»).
Были-небылицы (10-2=8 ч)
М.Горький «Случай с Евсейкой», К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей»,
А.И.Куприн «Слон».
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)
С.Черный («Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон»). А.А.Блок («Ветхая
избушка», «Сны», «Ворона»). С.А.Есенин («Черемуха»).
Люби живое (16-3=13 ч)
М.М.Пришвин «Моя Родина», И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек», В.И.Белов
«Малька провинилась», «Еще про Мальку», В.В.Бианки
«Мышонок Пик», Б.С.Житков «Про обезьянку», В.Л.Дуров «наша Жучка»,
В.П.Астафьев «Капалуха», В.Ю.Драгунский «Он живой и светится».
Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)
С.Я.Маршак («Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»). А.Л.Барто («Разлука»,
«В театре»). С.В.Михалков («Если»). Е.А.Благинина («Кукушка»,
«Котенок»).
Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12 ч)
Б.В.Шергин «Собирай по ягодке-наберешь кузовок»). А.П.Платонов («Цветок на
земле», «Еще мама»). М.М.Зощенко («Золотые слова», «Великие
путешественники»). Н.Н.Носов («Федина задача»). В.Ю.Драгунский («Друг
детства»).
По страницам детских журналов (8 ч)
«Мурзилка»
и
«Веселые
картинки».Ю.И.Ермолаев
(«Проговорился»,
«Воспитатели»). Г.Б.Остер («Вредные советы», «Как получаются легенды»).
Роман Сеф («Веселые стихи»).
Зарубежная литература (8 ч)
Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х.Андерсен («Гадкий утенок»).
4 КЛАСС (119 ч, 1 ч резервный)
Вводный урок (1ч)
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений.
Содержание учебника. Словарь.
Былины. Летописи. Жития (9 ч)
О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой
на вратах Цареграда...»; «И вспомнил Олег коня своего...»;
«Житие Сергия Радонежского».
Чудесный мир классики (19 ч)
П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая
пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне

и о семи богатырях»; М.Ю Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; А.
П. Чехов. «Мальчики».
Поэтическая тетрадь (10 ч)
Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как не ожиданно и ярко...»; А. А. Фет.
«Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна!
Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. II. Плещеев. «Дети и птичка»; И. С.
Никитин. «В синем небе плывут надноля ми...»; Н. А. Некрасов.
«Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин. «Листопад».
Литературные сказки (13 ч)
В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; П. П. Ба жов. «Серебряное копытце»; С. Т.
Аксаков. «Аленький цветочек»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и
розе».
Делу время — потехе сейчас (8 ч)
Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Драгунский. «Главные реки»,
«Что любит Мишка»; В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».
Страна детства (7 ч)
Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми
шишками»; М. М. Зощенко. «Елка».
Поэтическая тетрадь (5 ч)
В. Я. Брюсов «Опять сон»; В. Я. Брюсов «Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины
сказки»; М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»; М. И.
Цветаева «Наши царства»; обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь».
Природа и мы (10 ч)
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М. Пришвин.
«Выскочка»; К. Г. Па устовский. «Скрипучие половицы»; Е. И.
Чарушин. «Ка бан»; В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».
Поэтическая тетрадь (7 ч)
Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; С. А. Клычков. «Весна в лесу»; Д. Б. Кедрин.
«Бабье лето»; Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; С. А. Есенин.
«Лебедушка».
Родина (7 ч)
И. С. Никитин «Русь»; С. Д. Дрожжин. «Родине»; Л. В. Жигулин «О, Родина! В
неярком блеске...»; Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».
Страна Фантазия (7 ч)
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература (15 ч)+ 1 ч.
Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андер сен. «Русалочка»; М. Твен.
«Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете»
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.

Тематическое распределение количества часов
1класс
№п/п Разделы,
темы
1
Вводный урок
2
Жили-были
буквы
3
Сказки,
загадки,
небылицы
4
Апрель,
апрель.
Звенит
капель!
5
И в шутку и
всерьез
6
Я
и
мои
друзья
7
О
братьях
наших
меньших

Авторская
программа
1
8

Рабочая
программа
1
8

8

8

5

5

7

7

6

6

5

5

Характеристика
деятельности
учащихся
Ориентироваться
в
учебнике.Знать
и
понимать
систему условных обозначений
при
выполнении
заданий.
Предполагать на основе названия
содержания главы, находить в
словаре
непонятные
слова.
Прогнозировать
содержание
раздела. Планировать работу с
произведением в соответствии с
условными обозначениями видов
деятельности.
Читать вслух с постепенным
переходом на чтение про себя.
Читать с выражением, опираясь на
ритм произведения.
Объяснять смысл пословиц.
Соотносить
пословицы
с
содержанием книг и жизненным
опытом.
Придумывать
рассказ
по
пословице, соотносить содержание
рассказа с пословицей Проверять
себя и самостоятельно оценивать
свои достижения.

2 класс
№п/п Разделы, темы Авторская
программа
1
Вводный урок 1
по
курсу
литературного
чтения.
2
Самое
4
великое чудо
на свете.
3
Устное
15
народное
творчество.
4
Люблю
9
природу

Рабочая
Характеристика
деятельности
программа учащихся
Прогнозировать
содержание
1
раздела. Планировать работу с
произведением на уроке.
Представлять выставку книг,
прочитанных летом.
4
Представлять любимую книгу и
любимых
героевЗнать
и
понимать
систему
условных
15
обозначений при выполнении
заданий.
Находить нужную главу и нужное
9
произведение
в
содержании

5
6

7
8

9
10
11

12
13

русскую.
Осень.
Русские
писатели.
О
братьях
наших
меньших.
Из
детских
журналов.
Люблю
природу
русскую.
Зима.
Писатели
детям.
Я
и
мои
друзья.
Люблю
природу
русскую.
Весна.
И в шутку и
всерьёз.
Литература
зарубежных
стран.

14

14

12

12

9

9

9

9

17

17

10

10

9

9

14

14

13

13

учебника.
Предполагать на основе названия
содержание главы.
Пользоваться словарем в конце
учебника

Прогнозировать
содержания
раздела. Выбирать книгу для
самостоятельного чтения.
Читать вслух с постепенным
переходом на чтение про себя.
Воспринимать
на
слух
художественное произведение.
Сравнивать
песенки
разных
народов с русскими песенками,
находить общее и различия.
Объяснять значение незнакомых
слов.
Определять героев произведений.
Сравнивать героев зарубежных
произведений с героями русских
сказок,
находить
общее
и
различия.
Давать характеристику героев
произведения.
Составлять план, определять
последовательность событий.
Пересказывать подробно на
основе
составленного
плана
Оценивать свой ответ.
Планировать возможный вариант
исправления допущенных ошибок.
Контролировать и оценивать
свое чтение, оценивать свои
достижения

3 класс
№п/п Разделы, темы Авторская
программа
1
Вводный урок 1
по
курсу
литературного
чтения
2
Самое
4
великое чудо
на свете
3
Устное
14
народное
творчество
4
Поэтическая
11
тетрадь 1
5
Великие
24
русские
писатели
6
Поэтическая
6
тетрадь 2
7
Литературные 8
сказки
8
Были
- 10
небылицы
9
Поэтическая
6
тетрадь 1
10
Люби живое
16
11
Поэтическая
8
тетрадь2
12
Собирай
по 12
ягодкенаберёшь
кузовок
13
По страницам 8
детских
журналов
14
Зарубежная
8
литература

Рабочая
Характеристика
деятельности
программа учащихся
Уметь осуществлять поиск
1
необходимой информации для
выполнения заданий,
с использованием
учебной литературы, Интернета;
4
строить речевое высказывание
в устной и письменной форме;
проводить сравнение и
14
классификацию по заданным
критериям;
владеть общим
11
приемом анализа
литературного произведения,
22
понимать цель чтения и осмысливать прочитанное;
извлекать
информацию, представленную в
6
разных формах;
Находить в тексте заданные
8
эпизоды, сравнивать,
пересказывать, определять тему
8
произведения. Подбирать книги
по рекомендованному списку и
6
собственному выбору. Проверять
себя и самостоятельно оценивать
13
свои достижения.
8
12

8

8

4 класс
№п/п Разделы,
Авторская Рабочая
темы
программа программа
1
Вводный урок 1
1
2
Летописи,
11
9
былины,
жития
3
Чудесный
22
19
мир классики
4
Поэтическая 12
10
тетрадь
5
Литературные 16
13
сказки
6
Делу время – 9
8
потехе час
7
Страна
8
7
детства
8
Поэтическая 5
5
тетрадь
9
Природа и мы 12
10
10
Поэтическая 8
7
тетрадь
11
Родина
8
7
12
Страна
7
7
фантазия
13
Зарубежная
15
16
литература

СОГЛАСОВАНО
на заседании методического
объединения учителей начальных
классов МБОУ СОШ №14
Протокол № 1 от "30" августа 2021г.
Руководитель МО
Г.М. Нистула

Характеристика
учащихся

деятельности

Прогнозировать содержание раздела.
Ориентироваться в учебнике по
литературному
чтению.
Знать
и
применять
систему
условных
обозначений при выполнении заданий.
Находить нужную главу и нужное
произведение в содержании учебника;
знать фамилии, имена и отчества
писателей,
произведения
которых
читали в 1-3 классах. Предполагать на
основе названия содержание главы.
Пользоваться словарем в конце
учебника. Прогнозировать содержание
раздела. Планировать работу на уроке.
Воспринимать на слух художественное
произведение; читать текст в темпе
разговорной речи, осмысливая его
содержание.
Наблюдать за развитием событий
Сравнивать начало и конец
Составлять
самостоятельно
план.Пересказывать
большие
по
объему
произведения.
Понимать
позицию писателя, его отношение к
окружающему
миру,
своим
героямХарактеризовать героев разных
жанров.Сравнивать
произведения
разных
жанров.Наблюдать
за
выразительностью литературного языка
в
произведениях
русских
писателей.Выражать свое отношение к
мыслям автора, его советам и героям
.Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________________Т.Н.Караева
«30»_августа 2021 г.


Наверх

Поступление финансовых и материальных средств по итогам финансового года

СВЕДЕНИЯ  о поступлениях и выплатах учреждения



Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения за 2023 год.xlsx (скачать)
Сведения о поступлениях и выплатах усреждения.xlsx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».