Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 имени В.А.Уварова муниципального образования Усть-Лабинский район УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 30.08.2021 года протокол № 1 Председатель педсовета _______________ О.В.Глебова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По музыке Уровень образования (класс) начальное общее образование, (1-4 класс) Количество часов 135 ч. , 1 час в неделю Учитель Колесникова И.В. Программа разработана в соответствии с ФГОС основного общего образования, на основе авторской программы Музыка 1-4 класс, Москва «Просвещение» 2017 г. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева 1.Планируемые результаты В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»: чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей; религиозных конфессий; умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка — умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; уважительное отношение к культуре других народов; сфор-мированность эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; формирование этических чувств доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей и сопереживание им; развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности; приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации; формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме. Овладение логическими действиями сравнения, анализа,синтеза,обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового,стилевого анализа музыкальеых сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности; умение осуществлят ьинформационную, познавательную и практическую деятельность, с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях,обучающие музыкальные программы,цифровые образовательные русурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т.д.) Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкальнотворческой деятельности: формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии; формирование общего представления о музыкальной картине мира; знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений; формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какомулибо виду) музыкально-творческой деятельности; умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей; умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений в импровизации. Личностные результаты воспитательной работы: отражаются в направлениях 1. Гражданское воспитание; 2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; 3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей; 4. Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание); 5. Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания); 6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья; 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; 8. Экологическое воспитание. 1.Гражданское воспитание. Задачи: воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества.,формирование личности как активного гражданина – патриота, обладающего политической и правовой культурой, критическим мышлением, способного самостоятельно сделать выбор на основе долга, совести и справедливости.,воспитание у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений.,развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края. 2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Задачи: воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.;усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; формирование личности как активного гражданина – патриота, обладающего политической и правовой культурой, критическим мышлением, способного самостоятельно сделать выбор на основе долга, совести и справедливости;воспитание у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений;развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края. 3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей. Задачи: создать условия для формирования способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно нравственной компетенции — «становиться лучше»;способствовать осознанию основ морали — осознанной учащимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у учащегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;развивать у обучающегося уважительное отношение к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; доброжелательность и эмоциональную отзывчивость;создать условия для воспитания волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон. 4.Приобщение детей к культурному наследию ( Эстетическое воспитание). Задачи: формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры; формировать устойчивую потребность и навыки общения с памятником, с музеем; развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов. 5.Популяризации научных знаний среди детей (Ценности научного познания) Задачи: содействовать повышению интереса обучающихся к науке и популяризации научных знаний; развивать интерес к углубленному изучению отдельных предметов; ознакомление учащихся с достижениями научнотехнического прогресса ;содействовать профессиональному самоопределению учащихся; развивать навыки научно-исследовательской деятельности. осознание ценности и значимости науки в повседневной жизни; реализация потенциала к участию в научно-исследовательской деятельности; проявление способности адекватного оценивания своих и чужих достижений; осознанное отношение и мотивация к углубленному изучению отдельных предметов. 6. Физического воспитания и формирования культуры здоровья Задачи: расширить представление воспитанников о здоровом образе жизни; способствовать формированию положительного отношения к здоровью как величайшей ценности; моделирование жизненной перспективы с позиций ценностного отношения к здоровью, воспитание активной жизненной позиции. 7.Трудового воспитания и профессионального самоопределения Задачи: способствовать тому, чтобы каждый ученик понимал значимость трудовой деятельности, даже будни труд может сделать праздничными днями. приобщение учащихся к общественной работе, воспитание сознательного отношения к своим обязанностям, формирование трудового образа жизни. 8. Экологическое воспитание. Задачи: формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;приобретение первоначального опыта эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; приобретение первоначального опыта участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства. 2. Содержание учебного предмета. Курс представлен следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира» Такое построение программы допускает разнообразные варианты структурирования содержания учебников, различное распределение учебного материала и времени для его изучения. Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциональнх сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов. Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства, музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития. Формы построения музыки как обобщённое выражение художественнообразного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др. Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (СD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. Тематическое планирование 1 – 4 классы Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся I класс (33 ч) Музыка вокруг нас (16 ч) Наблюдать за музыкой в жизни человека. И муза вечная со мной! Хоровод муз. Различать настроения, чувства и характер Повсюду музыка слышна. Музы водят хоровод. Музыка и её роль в повседневной человека, выраженные в музыке Проявлять эмоциональную отзывчивость, жизни человека. Композитор – исполнитель личностное отношение при восприятии и – слушатель. Песни, танцы и марши — основа исполнении музыкальных произведений. Словарь многообразных жизненно-музыкальных эмоций. Исполнять песни, играть на детских впечатлений детей. Душа музыки — элементарных музыкальных инструментах мелодия. Музыка осени. Сочини мелодию. Сравнивать музыкальные и речевые интонаАзбука, азбука каждому нужна... Музыкальции, определять их сходство и различия. ная азбука. Осуществлять первые опыты импровизации и Обобщающий урок I четверти. сочинения в пении, игре, пластике. Музыкальные инструменты. Инсценировать музыкальные образы песен, «Садко» (из русского былинного сказа). . пьес программного содержания, народных сказок. Звучащие картины. Разыграй песню. Участвовать в совместной деятельности при Пришло Рождество, начинается торжество. воплощении различных музыкальных образов. Родной обычай старины. Добрый праздник Знакомиться с элементами нотной записи. среди зимы. Выявлять сходство и различия музыкальных и Раскрываются следующие живописных образов. содержательные линии. Интонация как Подбирать стихи и рассказы, соответствующие озвученное состояние, выражение эмоций и настроению музыкальных пьес и песен. мыслей. Музыка в праздновании Рождества Моделировать в графике особенности песни, Христова. Музыкальный театр: балет. танца, марша. Обобщающий урок II четверти. Примерный музыкальный материал Щелкунчик. Балет (фрагменты). П. Чайковский. Детский альбом. П. Чайковский. Октябрь (Осенняя песня). Из цикла «Времена года». П. Чайковский. Колыбельная Волковы, песня Садко «Заиграйте, мои гусельки». Из оперы «Садко». Н. Римский- Корсаков. Третья песня Леля из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. Гусляр Садко. В. Кикта. Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (1-я часть «Орнамент»). В. Кикта. Звезда покатилась. В. Кикта, слова В. Татаринова. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К.-В. Глюк. Шутка. Из сюиты № 2 для оркестра. И.С. Бах. Осень. Из Музыкальных иллюстраций к повести A. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. Пастушеская песенка. На тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой; Капельки. В. Павленко, слова Э. Богдановой; Скворушка прощается. Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; Осень, русская народная песня, и др. Азбука. А. Островский, слова 3. Петровой; Алфавит. Р. Паулс, слова И. Резника; Домисолька. О. Юдахина, слова В. Ключникова; Семь подружек. B. Дроцевич, слова В. Сергеева; Песня о школе. Д. Кабалевский, слова В. Викторова, и др. Дудочка, русская народная песня; Дудочка, белорусская народная песня; Пастушья, французская народная песня; Дударики-дудари, белорусская народная песня, русский текст С. Лешкевича; Веселый пастушок, финская народная песня, русский текст В. Гурьяна. Почему медведь зимой спит. Л. Книппер, слова А. Коваленкова. Зимняя сказка. Музыка и слова C. Крылова. Рождественские колядки и рождественские песни народов мира. Музыка и ты (17 ч) Край, в котором ты живёшь. Поэт, Сравнивать музыкальные произведения художник, композитор. Музыка утра. разных жанров. Музыка вечера. Музыкальные портреты. Исполнять различные по характеру музыкальРазыграй сказку (Баба-Яга. Русская сказка). ные сочинения. У каждого свой музыкальный инструмент. Сравнивать речевые и музыкальные интонаМузы не молчали. Музыкальные ции, выявлять их принадлежность к различным инструменты. Мамин праздник. жанрам музыки народного и профессионального Музыкальные инструменты. Чудесная творчества. лютня (по алжирской сказке). Звучащие Импровизировать (вокальная, инструменталькартины. ная, танцевальная импровизации) в характере осРаскрываются следующие новных жанров музыки. содержательные линии: Музыка в жизни Разучивать и исполнять образцы музыкальноребенка. Образы родного края. Роль поэта, поэтического творчества (скороговорки, хороводы, художника, композитора в изображении игры, стихи). картин природы (слова — краски — звуки). Разыгрывать народные песни, участвовать в Образы защитников Отечества в музыке. коллективных играх-драматизациях. Музыкальные поздравления. Музыкальные Подбирать изображения знакомых музыкальинструменты: лютня, клавесин, ных инструментов к соответствующей музыке. фортепиано, гитара. Былины и сказки о Воплощать в рисунках образы полюбившихся воздействующей силе музыки. героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского Обобщающий урок III четверти. творчества. Музыка в цирке. Дом, который звучит. Опера- сказка. Ничего на свете лучше нету... Афиша. Программа. Твой музыкальный словарик. Раскрываются следующие содержательные линии. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Обобщающий урок IV четверти. — заключительный урок-концерт. Примерный музыкальный материал Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский. Утро. Из сюиты «Пер Понт». Э. Григ. Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках к т. п. Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, окольного праздника. Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта. Добрый день. Я. Дубравин, слова В. Суслова; Утро. А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина; Солнце, грузинская народная песня, обработка Д. Аракишвили. Пастораль. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; Наигрыш. А. Шнитке; Утро в лесу. В. Салманов; Доброе утро. Из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря. Вечерняя. Из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтении В. Шукшина). В. Гаврилин; Вечер. Из «Детской музыки». С. Прокофьев; Вечер. В. Салманов; Вечерняя сказка. А. Хачатурян. Менуэт. Л.-А. Моцарт. Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто. Баба Яга. Детская народная игра. У каждого свой музыкальный инструмент, эстонская народная песня. Обраб. X. Кырвите, пер. М. Ивенсен. Симфония № 2 («Богатырская»). 1-я часть (фрагмент). А. Бородин. Солдатушки, бравы ребятушки, русская народная песня; Песня о маленьком трубаче. С. Никитин, слова С. Крылова; Учил Суворов. А. Новиков, слова М. Левашова. Волынка. И.-С. Бах. Колыбельная. М. Кажлаев; Колыбельная. Ген. Гладков. Золотые рыбки. Из балета «КонекГорбунок». Р, Щедрин. Кукушка. К. Дакен. Спасибо. И. Арсеев, слова 3. Петровой; Праздник бабушек и мам. М. Славкин, слова Е. Каргановой. Выходной марш; Колыбельная (слова В. Лебедева-Кумача). Из музыки к кинофильму «Цирк». И. Дунаевский; Клоуны. Д. Кабалевский. Семеро козлят. Заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Ковать, слова Е. Манучаровой. Заключительный хор. Из оперы «Мухацокотуха». М. Красева, слова К. Чуковского. Добрые слоны. А. Журбин, слова В. Шленского; Мы катаемся на пони. Г. Крылов, слова М. Садовского; Слон и скрипочка. В. Кикта, слова В. Татаринова; Бубенчики, американская народная песня, русский текст Ю. Хазанова; Ты откуда, музыка? Я. Дубравин, слова В. Суслова. Бременские музыканты. Из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Ген. Гладков, слова Ю. Энтина II класс (34 ч) Россия — Родина моя (3 ч) Мелодия Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Гимн России. Раскрываются следующие содержательные линии. Музыкальный пейзаж. Образы родной природы в музыке русских композиторов. Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности. Государственные символы России (флаг, герб, гимн). Гимн — главная песня нашей Родины. Художественные символы России (Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр). Примерный музыкальный материал Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский. Гимн России. А. Александров, слова С. Михалкова. Патриотическая песня. М. Глинка, слова А. Ма- шистова; Здравствуй, Родина моя! Ю. Чичков, слова К. Ибряева; Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьевой Размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций). Воплощать характер и настроение песен о Родине в своем исполнении на уроках и школьных праздниках. Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др. Исполнять Гимн России. Участвовать в хоровом исполнении гимнов своей республики, края, города, школы. Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства. Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись. Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради День, полный событий (6 ч) Распознавать и эмоционально Музыкальные инструменты. Природа и откликаться на музыка. Прогулка. Танцы, танцы, танцы... Эти выразительные и изобразительные разные марши. Звучащие картины. Расскажи особенности музыки. сказку. Колыбельные. Мама. Выявлять различные по смыслу Раскрываются следующие содержательные музыкальные интонации. линии. Мир ребенка в музыкальных интонациях, Определять жизненную основу темах и образах детских пьес П.Чайковского и С. музыкальных произведений. Прокофьева. Музыкальные инструменты: Воплощать эмоциональные состояния в фортепиано — его выразительные возможности. различных видах музыкально-творческой Песенность, танцевальность, маршевость в деятельности: пение, игра на детских передаче содержания и эмоционального строя элементарных музыкальных инструментах, музыкальных сочинений. Природа, детские игры импровизация соло, в ансамбле, оркестре, и забавы, сказка в музыке. Колыбельные песни. хоре; сочинение. Своеобразие музыкального языка композиторов, Соотносить графическую запись музыки сходство и различие. с ее жанром и музыкальной речью Обобщающий урок I четверти. композитора. Анализировать выразительные и Примерный музыкальный материал изобразительные интонации, свойства Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский; музыки в их взаимосвязи и Детская музыка. взаимодействии. Пьесы. С. Прокофьев: Прогулка. Из сюиты Понимать основные термины и понятия «Картинки с выставки». М. Мусоргский. музыкального искусства. Начинаем перепляс Из вокального цикла Применять знания основных средств «Пять песен для детей». С. Соснин, слова П. музыкальной выразительности при Синявского; Сонная песенка. Р. Паулс, слова И. анализе прослушанного музыкального Ласманиса; Спят усталые игрушки. А. и в исполнительской Островский, слова 3. Петровой; Ай-я, жу-жу. произведения деятельности. латышская народная песня; Колыбельная Передавать в собственном исполнении Медведицы Из мультфильма «Умка». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева (пении, игре на инструментах, музыкальнопластическом движении) различные музыкальные образы (в паре, в группе). Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов. Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов. Выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения. Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев). Инсценировать песни и пьесы программного характера и исполнять их на школьных праздниках «О России петь — что стремиться в храм» (5 ч) Великий колокольный звон. Звучащие Передавать в исполнении характер картины. Святые земли Русской. Александр народных и духовных песнопений Невский. Сергий Радонежский. Молитва. С Эмоционально откликаться живописные, Рождеством Христовым! Рождество Христово. музыкальные и литературные образы Раскрываются следующие содержательные Сопоставлять средства выразительности линии. Колокольные звоны России: набат, музыки и живописи. трезвон, благовест. Музыкальный пейзаж. Святые Передавать с помощью пластики земли Русской: князь Александр Невский, движений, детских музыкальных преподобный Сергий Радонежский. Воплощение инструментов разный характер колокольных их образов в музыке различных жанров: народные звонов. Исполнять рождественские песни на уроке песнопения, кантата. Жанр молитвы, хорала. Праздники Русской православной церкви. и дома. Рождество Христово. Рождественские песнопения Интонационно осмысленно исполнять и колядки. Музыка на новогоднем празднике. сочинения разных жанров и стилей. Обобщающий урок II четверти. Выполнять творческие задания в рабочей Примерный музыкальный материал тетради Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский. Песня об Александре Невском; Вставайте, люди русские. Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев. Народные песнопения о Сергии Радонежском. Утренняя молитва; В церкви. П. Чайковский. Вечерняя песня. А. Тома, слова К. Ушинского. Добрый тебе вечер; Рождественское чудо, народные славянские песнопения; Рождественская песенка. Слова и музыка П. Синявского Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч) Русские народные инструменты. Плясовые Разыгрывать народные игровые песни, наигрыши. Разыграй песню. Выходили красны песни- диалоги, песни-хороводы. девицы. Бояре, а мы к вам пришли. Музыка в Общаться и взаимодействовать в народном стиле. Сочини песенку. Проводы зимы. процессе ансамблевого, коллективного Встреча весны. (хорового и инструментального) воплощения Раскрываются следующие содержательные различных образов русского фольклора. линии. Фольклор — народная мудрость. Оркестр Осуществлять опыты сочинения мелодий, русских народных инструментов. Мотив, напев, ритмических, пластических и наигрыш. Вариации в русской народной музыке. инструментальных импровизаций на тексты Ритмическая партитура. Традиции народного музицирования. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы (Масленица), встреча весны. Песня-игра, песня-диалог, песня-хоровод. Народные песенки, заклички, потешки. Примерный музыкальный материал народных песенок, попевок, закличек. Исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы. инструментальные наигрыши на традиционных народных праздниках. Подбирать простейший аккомпанемент к песням, танцам своего варана я других Светит месяц; Камаринская, плясовые народов России. наигрыши. Узнавать народные мелодии в сочинениях Наигрыш. А. Шнитке. русских композиторов. Выходили красны девицы; Бояре, а мы к Выявлять особенности традиционных праздников вам пришли, русские народные песни. народов России. Ходит месяц над лугами. С. Прокофьев. Различать, узнавать народные ' разных Камаринская. П. Чайковский. жанров и сопоставлять средства их Прибаутки. В. Комраков, слова народные; выразительности Реченька. А. Абрамов, слова Е. Карасева. Создавать музыкальные композиции Масленичные песенки; Песенки-заклички, (пение, музыкально-пластическое движение, игры, хороводы. игра на элементарных инструментах) на основе образцов отечественного музыкального фольклора. Использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой и внеурочной формах деятельности. Интонационно осмысленно исполнять русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши разных жанров. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. В музыкальном театре (5 ч) Сказка будет впереди. Детский музыкальный Эмоционально откликаться и выражать театр. Театр оперы и балета. Волшебная палочка. свое отношение к музыкальным образам Опера«Руслан и Людмила». Сцены из оперы. оперы и балета. Выразительно, интонационно Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал. осмысленно исполнять темы действующих Раскрываются следующие содержательные лиц опер и балетов. линии. Многообразие сюжетов и образов Участвовать в ролевых играх (дирижер), в музыкального спектакля. Детский музыкальный сценическом воплощении отдельных театр: опера и балет. Песенность, танцевальность, фрагментов музыкального спектакля. маршевость в опере и балете. Симфонический Рассказывать сюжеты литературных оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в произведений, положенных в основу создании музыкального спектакля. Элементы знакомых опер и балетов. оперного и балетного спектаклей. Увертюра. Выявлять особенности развития образов. Сцены из оперы «Руслан и Людмила». МуОценивать собственную музыкальнозыкальные темы — характеристики главных творческую деятельность. действующих лиц. Финал. Выполнять творческие задания из рабочей тетради Примерный музыкальный материал Волк и семеро козлят. Опера-сказка (фрагменты). М. Коваль; Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев. Марш. Из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев; Марш. Из балета «Щелкунчик». П. Чайковский. Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка. Песня-спор. Из телефильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Ген. Гладков, слова В. Лугового В концертном зале(5ч) Симфоническая сказка «Петя и Волк». Узнавать тембры инструментов Раскрываются следующие содержательные линии. Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева: тембры инструментов и различных групп инструментов симфонического оркестра. Партитура. Обобщающий урок III четверти. Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. Звучит нестареющий Моцарт! Симфония № 40. Увертюра. Раскрываются следующие содержательные линии. Музыкальная живопись. «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Жанры симфонической музыки: увертюра, симфония. Симфония № 40 соль минор В.-А. Моцарта. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Взаимодействие тем-образов: повтор, контраст. Выразительность и изобразительность образов музыки В.-А. Моцарта, М. Мусоргского. Примерный музыкальный материал симфонического оркестра И сопоставлять ИХ С МУЗЫКЯЛЬШ^Ш «Драпа- ми симфонической сказки. Понимать смысл терминов: партитур*, увертюра, сюита и др. Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижера, драматизация) на уроках и школьных праздниках. Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Соотносить характер звучащей музыки с ее нотной записью. Передавать свои музыкальные впечатления в рисунке. Выполнять творческие задания из рабочей тетради Петя и волк. Симфоническая сказка. С. Прокофьев. Картинки с выставки. Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский. Симфония № 40. Экспозиция 1-й части. В.-А. Моцарт; Увертюра. К опере «Свадьба Фигаро». В.-А. Моцарт; Увертюра. К опере «Руслан и Людмила». М. Глинка. Песня о картинах. Ген. Гладков, слова А. Кушнера Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... (6 ч) Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты. И всё это — Бах! Всё в движении. Тройка. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада. Легенда. Природа и музыка. Весна. Осень. Печаль моя светла. Первый. Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии? Раскрываются следующие содержательные линии. Композитор — исполнитель — слушатель. Интонационная природа музыки. Музыкальная речь и му зыкальный язык. Музыкальные инструменты (орган). Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Сочинения И.-С. Баха, М. Глинки, В.-А. Моцарта, Г. Свиридова, Д. Кабалевского. Музыкальные и живописные пейзажи (мелодия — рисунок, лад — цвет). Международный конкурс исполнителей им. П.И. Чайковского в Москве. Темы, сюжеты и образы музыки С. Прокофьева, П. Чайковского. Обобщающий урок IV четверти — заключительный урок-концерт. Понимать триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя Анализировать художесгвенно— образное содержание, музыкальный язык цроизведений мирового музыкального искусства. Исполнять различные но образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества Оценивать собственную музыкальнотворческую деятельность одноклассников. Называть и объяснять основные термниы и понятия музыкального искусства. Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных произведениях. Проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, музыкальным конкурсам и фестивалям. Участвовать в концертах, конкурсах, фестивалях детского творчества. Участвовать в подготовке и проведении Примерный музыкальный материал заключительного урока-концерта. Волынка; Менуэт. Из «Нотной тетради Анны Составлять афишу и программу Магдалены Бах»; Менуэт. Из Сюиты № 2; За заключительного урока-концерта совместно с рекою старый дом, русский текст Д. Тонского; одноклассниками Токката ре минор для органа; Хорал, Ария. Из Сюиты № 2. И.-С. Бах. Весенняя. В.-А. Моцарт, слова И.-Ф. Овербек, пер. Т. Сикорской; Колыбельная. Б. Флис — В.А. Моцарт, русский текст С. Свириденко. Попутная; Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника; Песня жаворонка. П. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Часть 1-я (фрагменты). П. Чайковский. Тройка; Весна; Осень. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. Кавалерийская; Кгоуны; Карусель (слова И. Ра- хилло). Д. Кабалевский. Музыкант. Е. Зарицкая, слова В. Орлова; Пусть всегда будет солнце. А. Островский, слова Л. Ошанина; Сказки гуляют по свету. Е. Птичкин, слова М. Пляцковского; Это очень интересно; Пони. С. Никитин, слова Ю. Мориц; До чего же грустно. Из вокального цикла «Пять песен для детей». С. Соснин, слова П. Синявского; Старый добрый клавесин. Й. Гайдн, русский текст П. Синявского; Большой хоровод. Б. Савельев, слова Лены Жигалки- ной и А. Хайта III класс(34 ч) Россия – Родина моя(5 ч) Мелодия - душа музыки. Природа и музыка. Выявлять настроение и чувства человека, Звучащие картины. Виват, Россия! Наша слава - выраженные в музыке. русская держава. Кантата «Александр Невский». Опера «Иван Сусанин». Родина моя! Русская Выражать своё эмоциональное отношение к земля... Да будет во веки веков сильна... искусству в процессе музыкальных Раскрываются следующие содержательные линии. Песенность музыки русских композиторов. произведений. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной Петь мелодии с ориентацией на нотную музыки. Образы Родины, защитников Отечества в запись. различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы Передавать в импровизации интонационную развития и особенности музыкального языка. выразительность музыкальной и поэтической Примерный музыкальный материал речи. Главная мелодия 2-й части. Из Симфонии № 4. П. Чайковский; Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Знать песни о героических событиях истории Отечества и Кукольника. Благословляю вас, леса. П. исполнять их на уроках и школьных Чайковский слова А. Толстого; Звонче жаворонка пенье. Н. праздниках. Римский-Корсаков, слова А. Толстого. Романс. Из Музыкальных иллюстраций к Интонационно осмысленно исполнять повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. сочинения разных жанров. Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Выполнять творческие задания в рабочих Виват- ные канты. Неизвестные авторы XVIII в.; тетрадях. Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни. Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев. Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка День, полный событий (4 ч) Утро. Портрет в музыке. В каждой интонации Распознавать и оценивать спрятан человек. В детской. Игры и игрушки. На выразительные и изобразительные прогулке. Вечер. особенности музыки в их взаимодействии. Раскрываются следующие содержательные линии. Жизненно-музыкальные впечатления ребенка «с утра до вечера». Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э.Григ) Обобщающий урок I четверти. Примерный музыкальный материал Понимать художественно-обратное содержание музыкального произведен** к раскрывать средства его воплощения. Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального обрата в слове, рисунке, движении. Находить (обнаруживать) общность интонаций в музыке, живописи, поэзии. Разрабатывать сценарии отдельных сочинений, разыгрывать их и исполнять во время досуга. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров в ансамбле, хоре, оркестре. Выявлять ассоциативно-образные связи музыкальных и живописных произведений. Участвовать в сценическом воплощении отдельных сочинений программного характера. Выполнять творческие задания из рабочей тетради Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; Заход солнца. Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свириденко; Вечерняя песня. М. Мусоргский, слова А. Плещеева; Колыбельная. П. Чайковский, слова А. Майкова; Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто; Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев; Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев С няней; С куклой. Из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского; Прогулка; Тюильрийский сад. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский О России петь — что стремиться в храм (4 ч) Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся. Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама! Вербное воскресенье. Вербочки. Святые земли Русской. Раскрываются следующие содержательные линии. Образы Богородицы, Девы Марии, матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской — величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: вход Господень в Иерусалим, Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской: равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро. Примерный музыкальный материал Богородице Дево, радуйся, № 6. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов; Тропарь иконе Владимирской Божией Матери. Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева; Прелюдия №1 до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира». И.-С. Бах; Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной. Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Э.-Л. Уэббер. Вербочки. А. Гречанинов, стихи А. Блока; Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока. Величание Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись). Определять образный строй музыки с помошю «словаря эмоций». Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты. Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради князю Владимиру и княгине Ольге; Ea.t.tada о князе Владимире. Слова А. Толстого Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч) Выявлять общность жизненных истечет Настрою гусли на старинный лад... Певцы особенности народного и русской старины. Былина о Садко и Морском и профессионального музыкального царе. Лель, мой Лель... Звучащие картины. творчества. Прощание с Масленицей. Рассуждать о значении повтора, Раскрываются следующие содержательные контраста, сопоставления как способов линии. Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования развития музыки. Разыгрывать народные песни по ролям, (мелодика и ритмика былин). Образы былинных в коллективных играхсказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов участвовать (Лель). Народные традиции и обряды в музыке драматизациях. Выполнять творческие задания из русских композиторов. Мелодии в народном рабочей тетради. стиле. Имитация тембров русских народных Принимать участие в традиционных инструментов в звучании симфонического праздниках народов России. оркестра. Участвовать в сценическом воплощении Обобщающий урок II четверти. отдельных фрагментов оперных спектаклей. Примерный музыкальный материал Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и Былина о Добрыне Никитиче. Обр. Н. Римскогостилей. Корсакова; Садко и Морской царь. Русская Выполнять творческие задания из рабочей былина Печорская старина); Песни Баяна. Из тетради оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка; Песни Садко; хор Высота ли, высота. Из оперы «Садко». Н. Римский- Корсаков; Третья песня Леля; Проводы Масленицы, хор. Из пролога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков; Веснянки. Русские, украинские народные песни В музыкальном театре (6 ч) Опера «Руслан и Людмила»: Я славил лирою Рассуждать о значении дирижера, преданья. Фарлаф. Увертюра. Опера «Орфей и режиссера, художника-постановшика в Эвридика». Опера «Снегурочка». Волшебное дитя создании музыкального спектакля. природы. Полна чудес могучая природа... В Участвовать в сценическом воплощении заповедном лесу. Океан-море синее. Балет отдельных фрагментов музыкального «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу. В спектакля (дирижер, режиссер, действующие современных ритмах. лица и др.) Раскрываются следующие содержательные Рассуждать о смысле и значении линии. Путешествие в музыкальный театр. вступления, увертюры к опере и балету (Обобщение и систематизация жизненноСравнивать образное содержание музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. музыкальных тем по нотной записи. Сравнительный анализ музыкальных темВоплощать в пении или пластическом характеристик действующих лиц, сценических интонировании сценические образы на ситуаций, драматургии в операх и балетах.) Мюзикл — жанр легкой музыки (Р. Роджерс, А. уроках и школьных контактах Рыбников). Особенности музыкального языка, Исполнять интонационно осмысленно манеры исполнения. мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, Примерный музыкальный материал балетов Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка. Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.-В. Глюк. Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. РимскийКорсаков. Океан-море синее. Вступление к опере «Садко». Н. Римский-Корсаков. Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский. Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной; Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина В концертном зале (6 ч) Музыкальное состязание. Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. Севера песня родная. «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. Мир Бетховена. Раскрываются следующие содержательные линии. Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка — их выразительные возможности (И.-С.Бах, К.-В. Глюк, Н. Паганини, П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена. Музыкальные инструменты: скрипка. Обобщающий урок III четверти. Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Различать на слух старинную и современную музыку. Узнавать тембры музыкальных инструментов. Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей Примерный музыкальный материал Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов. Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Различать на слух старинную и современную музыку. Узнавать тембры музыкальных инструментов. Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3я часть (фрагмент). П. Чайковский; Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И. -С. Бах. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К. -В. Глюк; Мелодия. П. Чайковский; Каприс № 24. Н. Паганини; Пер Гюнт. Сюита № 1 (фрагменты). Сюита № 2 (фрагменты). Э. Григ. Симфония № 3 («Героическая») (фрагменты). Л. Бетховен; Соната № 14 («Лунная»), 1-я часть (фрагмент). Л. Бетховен. Контрабас; К Элизе; Весело. Грусно. Л. Бетховен; Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского; Волшебный смычок, норвежская народная песня; Скрипка. Р. Бойко, слова И. Михайлова Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... (5 ч) Чудо-музыка. Острый ритм - джаза звуки. Определять принадлежность Люблю я грусть твоих просторов. Мир С. музыкальных произведений к тому или иному Прокофьева. Певцы родной природы. Прославим жанру. радость на земле. Радость к солнцу нас зовёт. Инсценировать (в группе, в паре) Раскрываются следующие содержательные музыкальные линии. Музыка источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, Участвовать в подготовке слушателя в создании и бытовании музыкальных заключительного урока-концерта. сочинений. Сходство и различия музыкальной Интонационно осмысленно исполнять речи разных композиторов. Образы природы в сочинения разных жанров и стилей. музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации. Джаз — искусство XX века. Выполнять творческие задания из рабочей Особенности мелодики, ритма, тембров тетради. инструментов, манеры исполнения джазовой музыки. Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и сим- фоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители. Мир музыки С. Прокофьева. Певцы родной природы: П. Чайковский и Э. Григ. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир. Обобщающий урок IV четверти — заключительный урок-концерт Примерный музыкальный материал Мелодия. П. Чайковский; Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; Шествие солнца. Из сюиты «Ала и Лоллий». С. Прокофьев. Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель», Г. Свиридов; Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака; Запевка. Г. Свиридов, стихи И. Северянина. Cлава солнцу, слава миру! Канон. В.-А. Моцарт; Симфония № 40. Финал. В.-А. Моцарт. Симфония № 9. Финал Л. Бетховен. Мы дружим с музыкой. Й. Гайдн, русский текст П. Синявского; Чудо-музыка. Д. Кабалевский, слова 3. Александровой; Всюду музыка живет. Я. Дубравин, слова В. Суслова; Музыканты, немецкая народная песня; Камертон, норвежская народная песня. Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова; Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин IV класс (34 ч) Россия – Родина моя (3 ч.) Мелодия. Ты запой мне ту песню... Что не Размышлять о музыкальных выразишь словами, звуком на душу навей... Как произведениях как способе выражения чувств сложили песню. Звучащие картины. Ты откуда, и мыслей человека. русская, зародилась, музыка? Я пойду по полю Эмоционально воспринимать народное и белому... На великий праздник собралася Русь! профессиональное музыкальное творчество Раскрываются следующие содержательные разных стран мира и народов России и линии: Красота родной земли, человека в высказывать мнение о его содержании. народной музыке и сочинениях русских Исследовать: выявлять общность композиторов. Общность интонаций народного и истоков и особенности народной и композиторского музыкального творчества. Тайна профессиональной музыки. рождения песни. Многообразие жанров народных Исполнять и разыгрывать народные песен: колыбельная, плясовая, солдатская, песни, участвовать в коллективных играхтрудовая, лирическая, хороводная и др.; драматизациях. особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. Лирические образы музыки С. Рахманинова (инструментальный концерт, вокализ), патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата). Примерный музыкальный материал Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов; Вокализ. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (.хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов. Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России. Импровизировать на заданные тексты. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей Подбирать ассоциативные ряды С. Рахманинов; Песня о России. В. Локтев, слова О. Высотской; Родные места. Ю. Антонов, художественным произведениям различных видов искусства. слова М. Пляцковского. Выполнять творческие задания из -страд Ты, река ль моя, реченька, русская народная и. песня; Колыбельная в обработке А. Лядова; У Оценивать собственную музыкальнозори-то, у зореньки; Солдатушки, бравы творческую деятельность ребятушки; Милый мой хоровод; А мы просо сеяли, русские народные песни, обработке М. Балакирева, Н. Римского- Корсакова; Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев; Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка О России петь – что стремиться в храм (4ч.) Сочинять мелодии на поэтические Святые земли русской. Илья Муромец .Кирилл и тексты. Осуществлять собственный Мефодий. Праздников праздник, торжество из музыкально-исполнительский замысел в торжеств. Ангел вопияше.Родной обычай пении и разного рода импровизациях. старины. Светлый праздник Раскрываются Интонационно осмысленно исполнять следующие содержательные линии.. сочинения разных жанров и стилей. Нравственные подвиги святых земли русской( Выполнять творческие задания из равнопостольные княгиня Ольга, князь рабочей тетради. Владимир, Илья Муромский и др.), их почитание и восхваление. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Религиозные песнопения, особенности их методики, ритма, исполнения. Праздники русской православной церкви( Пасха). Церковные и народные традиции праздника.Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов. Примерный музыкальный материал Земле Русская, стихира; Былина об Илье Муромце, былинный напев сказителей Рябининых; Сим-фония № 2 («Богатырская»). 1-я часть (фрагмент). А. Бородин; Богатырские ворота. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев; Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловски; Величание князю Владимиру и княгине Ольге; Баллада о князе Владимире, слова А. Толстого; Тропарь праздника Пасхи; Ангел вопияше. Молитва. П. Чесноков; Богородице Дево, радуйся (№ 6). Из «Всенощной». С. Рахманинов; Не шум шумит, русская народная песня; Светлый праздник. Финал Сюиты-фантазии №1 для двух фортепиано. С. Рахманинов День, полный событий (6 ч) Приют спокойствия, трудов и вдохновенья... Выявлять выразительные и изобразительные Зимнее утро. Зимний вечер. Что за прелесть эти особенности музыки русских композиторов и сказки! Три чуда. Ярмарочное гулянье. поэзии А. Пушкина. Святогорский монастырь. Приют, сияньем муз одетый... Понимать особенности построения Раскрываются следующие содержательные ли- (формы) нии. Один день с Александром Сергеевичем музыкальных и литературных Пушкиным. Михайловское: музыкальнопроизведений. поэтические образы природы, сказок в Распознавать их художественный смысл. творчестве русских композиторов (П. Чайковский, М. Мусоргский, Н. Римский-КорсаАнализировать и обобщать жанровоков, Г. Свиридов и др.). Многообразие жанров стилистические особенности музыкальных народной музыки: колокольные звоны. Музыкально-литературные вечера в произведений. Интонационно осмысленно исполнять Тригорском: романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт). сочинения разных жанров и стилей. Музыкальность поэзии А. Пушкина. Выполнять творческие задания из Обобщающий урок I четверти. Зимнее утро. Зимний вечер. Приют, сияньем рабочей тетради. Участвовать в коллективной музыкальномуз одетый. творческой деятельности, в инсценировках Примерный музыкальный материал произведений разных жанров и форм (песни, В деревне. М. Мусоргский; Осенняя песнь танцы, фрагменты из произведений, оперы и (Октябрь). Из цикла «Времена года». П. др.). Определять виды музыки, сопоставлять Чайковский; Пастораль. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. музыкальные образы в звучании различных Свиридов; Зимнее утро. Из «Детского альбома». музыкальных инструментов. П. Чайковский; У камелька (Январь). Из цикла Интонационно осмысленно исполнять «Времена года». П. Чайковский. Сквозь сочинения разных жанров и стилей. волнистые туманы; Зимний вечер, русские Выполнять творческие зздзния из рабочей народные песни. Зимняя дорога. В. Шебалин, тетради стихи А. Пушкина; Зимняя дорога. Ц. Кюи, стихи А. Пушкина; Зимний вечер. М. Яковлев, стихи А. Пушкина. Три чуда. Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков. Девицы, красавицы; Уж как по мосту, мосточку, хоры из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский. Вступление; Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 ч) Различать тембры народных Композитор — имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных музыкальных инструментов и оркестров. Знать народные обычаи, обряды, инструментов. Музыкант-чародей. Народные особенности проведения народных праздники. (Троица). праздников. Раскрываются следующие содержательные лиИсследовать историю создания нии. Народная песня — летопись жизни народа и музыкальных инструментов. источник вдохновения композиторов разных Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных (хорового и инструментального) воплощения песен. Музыка в народном стиле. Приемы различных художественных образов. развития: повтор, контраст, вариационность, Осуществлять опыты импровизации и импровизационность. Единство слова, напева, сочинения на предлагаемые тексты. инструментального наигрыша, движений, среды Овладевать приемами мелодического бытования в образцах народного творчества. варьирования, подпевания, «вторы», Устная и письменная традиция сохранения и ритмического сопровождения. передачи музыкального фольклора. Музыкальные Рассуждать о значении преобразующей силы инструменты России: балалайка, гармонь, баян и музыки. Создавать и предлагать собственный др. Оркестр русских народных инструментов. исполнительский план разучиваемых Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкальных произведений. музыкантах. Вариации в народной и Интонационно осмысленно исполнять композиторской музыки. Примерный музыкальный материал сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради Ой ты, речка, реченька; Бульба, белорусские народные песни; Солнце, в дом войди; Светлячок; Сулико, грузинские народные песни; Аисты, узбекская народная песня; Колыбельная, английская народная песня; Колыбельная, неаполитанская народная песня; Санта Лючия, итальянская народная песня; Вишня, японская народная песня. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть. П. Чайковский; Камаринская; Мужик на гармонике играет. П. Чайковский; Ты воспой, воспой, жавороночек. Из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов; Светит месяц, русская народная песня-пляска. Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков; Троицкие песни В концертном зале (5 ч) Определять и соотносить различные по Музыкальные инструменты. Вариации на тему смыслу интонации (выразительные и рококо. Старый замок. Счастье в сирени живет... изобразительные возможности) Наблюдать за Раскрываются следующие содержательные линии. Различные жанры и образные сферы процессом и результат* музыкального вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола), развития на основе сходства к ришчия камерной инструментальной (квартет, вариации, интонаций, тем, образов. Узнавать по звучанию различные от» сюита, соната) и симфонической (симфония, МУЗЫКИ симфоническая увертюра) музыки. Особенности (вокальная, инструментальная; сольная, музыкальной драматургии (сочинения А. хоровая, оркестровая) из произведений Бородина, П. Чайковского, С. Рахманинова, Л. программы. Бетховена). Интонации народной музыки в Распознавать художественный смысл творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, различных музыкальных форм. вальсы, прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота). Передавать в пении, драматизации, Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. музыкально-пластическом движении, Симфонический оркестр. Известные дирижеры и инструментальном музицировании, исполнительские коллективы импровизации и др. образное содержание музыкальных произведений различных форм Примерный музыкальный материал и жанров. Ноктюрн. Из Квартета № 2. А. Бородин; Вариации Корректировать собственное на тему рококо для виолончели с оркестром исполнение. Соотносить особенности музыкального (фрагменты). П. Чайковский; Сирень. С. языка русской и зарубежной музыки. Рахманинов Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей В музыкальном театре (6 ч) Опера «Иван Сусанин»: Бал в замке польского Оценивать и соотносить содержание и короля (II действие). За Русь мы все стеной музыкальный язык народного и стоим... (III действие). Сцена в лесу (IV действие). профессионального музыкального Исходила младешенька. Русский Восток. Сезам, творчества разных стран мира и народов откройся! Восточные мотивы. Балет «Петрушка». России. Воплощать особенности музыки в Раскрываются следующие содержательные линии: События отечественной истории в исполнительской деятельности с использованием творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. знаний оснознанных средств музыкальной Прокофьева. Опера. Музыкальная тема выразительности. характеристика действующих лиц. Ария, Определять особенности взаимодействия речитатив, песня, танец и др. Линии драи развития различных образов музыкального матургического развития действия в опере. приемы драматургии: контраст, сопоставление, спектакля. повтор, вариантность. Балет. Особенности Участвовать в сценическом воплощении отразвития музыкальных образов в балетах А. дельных фрагментов оперы, балета, оперетты Хачатуряна, И. Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика. Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения. Обобщающий урок III четверти. Примерный музыкальный материал на Исполнять свои музыкальные комзвзквд школьных концертах и праздниках. Оценивать собственную творческую жятххь- ность. Выразительно, интонационно осмысленно 1 исполнять сочинения разных жанров и стаей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Первая картина. Из балета «Петрушка». И. Стравинский. Вальс. Из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус. Песня Элизы («Я танцевать хочу»). Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу. Звездная река. Слова и музыка В. Семенова; Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова; Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина Интродукция, танцы из II действия, сцена и хор из III действия, сцена из IV действия. Из оперы «Иван Сусанин». М. Глинка; Песня Марфы («Исходила младешенька»); Пляска персидок из оперы «Хованщина». М. Мусоргский; Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка; Колыбельная; Танец с саблями из балета «Гаянэ». А. Хачатурян. Первая картина из балета2Петрушка» И. Стравинского Вальс. Из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус. Песня Элизы из мюзикла «Моя прекрасная леди» Звёздные реки. Слова и музыка В. Семёнова. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... (7 ч) Прелюдия. Исповедь души. Революционный Анализировать и соотносить этюд. Мастерство исполнителя. В интонации выразительные и изобразительные интонации, спрятан человек. Музыкальные инструменты. музыкальные темы в их взаимосвязи и Музыкальный сказочник. Рассвет на Москве-реке. взаимодействии. Распознавать художественный смысл Раскрываются следующие содержательные лиразличных музыкальных форм. нии. Произведения композиторов-классиков (С. Наблюдать за процессом и результатом Рахманинов, Н. Римский-Корсаков, Ф. Шопен) и музыкального развития в произведениях мастерство известных исполнителей (С. Рихтер, разных жанров. С. Лемешев, И. Козловский, М. Ростропович и Общаться и взаимодействовать в др.). Сходство и различия музыкального языка процессе , коллективного (хорового и разных эпох, композиторов, народов. инструментального) воплощения различных Музыкальные образы и их развитие в разных художественных образов. Узнавать музыку (из произведений, жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая представленных в программе). Называть картина, сюита, песня и др.). имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира. Находить Находить информацию о наиболее информацию о наиболее значительных значительных явлениях музыкальной 1 жизни в явлениях музыкальной 1 жизни в стране и за стране и за ее пределами. ее пределами. Подбирать музыку для проведения дискотеки Подбирать музыку для проведения в классе, школе и т. п. дискотеки в классе, школе и т. п. Составлять отзывы о посещении концертов, Составлять отзывы о посещении музыкально-театральных спектаклей и др. концертов, музыкально-театральных Выполнять задания из творческой тетради. спектаклей и др. Защищать творческие исследовательские Выполнять задания из творческой проекты (вне сетки часов) тетради. Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки часов) Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса Данная программа обеспечена учебно – методическими комплектами для каждого класса общеобразовательных мучреждений В комплекты входят издания авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. Учебники: 1.«Музыка» 1-4 класс. Авторы: Сергеева Г.П., Критская Е.Д.. Москва. «Просвещение 2012». Пособия для учащихся: «Музыка» Рабочая тетрадь 1 – 4 Классы. Пособия для учителей: «Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 1 – 4 классы» (МР3). «Музыка. Видеохрестоматия музыкального материала. 6 класс» (DVD). Персональный компьютер, проектор, комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики). Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов Музыкальные инструменты( синтезатор, баян, металлофон) Видео фильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей Аудиозаписи и фонохрестоматия по музыке. Справочные пособия, энциклопедии. Книги о музыке и музыкантах. СОГЛАСОВАНО на заседании методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ №14 Протокол № 1 от "30" августа 2021г. СОГЛАСОВАНО Руководитель МО Г.М. Нистула «30»_августа 2021 г. Заместитель директора по УВР ____________________Т.Н.Караева