Математика

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 14 имени В.А.Уварова
муниципального образования Усть-Лабинский район

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30.08.2021 года протокол № 1
Председатель педсовета
_______________ О.В.Глебова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По математике
Уровень образования (класс) начальное общее 1-4 класс
Количество часов 540 ч.
Составители: группа учителей Колесникова И.В., Сафронова С.В., Нистула Г.М.,
Тютькина О.В., Чурикова Е.Е., Ларютина А.Е., Н.А.Попович
Программа разработана в соответствии с ФГОС начального образования и на основе
авторской программы по математике : Сборник рабочих программ «Школа России»,
Москва: «Просвещение», 2020г.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учащийся научится:
 принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить
средства их достижения;
 определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение
начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
 планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации;
 воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Учащийся получит возможность научиться:
 ставить новые учебные задачи под руководством учителя;
 находить несколько способов действий при решении учебной задачи,
оценивать их и выбирать наиболее рациональный
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Учащийся научится:
 использовать знаково-символические средства представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
 представлять информацию в знаково-символической или графической форме:
самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений,
взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы
решения учебных и практических задач; выделять существенные
характеристики объекта с целью выявления общих признаков для объектов
рассматриваемого вида;
 владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений;
 владеть базовыми предметными понятиями и межпредметными понятиями
(число, величина, геометрическая фигура), отражающими существенные связи
и отношения между объектами и процессами;
 работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
учебного предмета «Математика», используя абстрактный язык математики;
 использовать способы решения проблем творческого и поискового характера;
 владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в
соответствии с поставленными целями и задачами;
 осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения
учебных и поисково-творческих заданий; применять метод информационного
поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
 читать информацию, представленную в знаково-символической или
графической форме, и осознанно строить математическое сообщение;
 использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве Интернет), сбора, обработки, анализа,

организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами учебного предмета «Математика»; представлять
информацию в виде таблицы, столбчатой диаграммы, видео- и графических
изображений, моделей геометрических фигур; готовить своё выступление и
выступать с аудио- и видеосопровождением.
Учащийся получит возможность научиться:
 понимать универсальность математических способов познания
закономерностей окружающего мира, выстраивать и преобразовывать
модели его отдельных процессов и явлений;
 выполнять логические операции: сравнение, выявление закономерностей,
классификацию по самостоятельно найденным основаниям — и делать на
этой основе выводы;
 устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями,
проводить аналогии, делать обобщения;
 осуществлять расширенный поиск информации в различных источниках;
 составлять, записывать и выполнять инструкции (простой алгоритм), план
поиска информации;
 распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме
(таблицы и диаграммы);
 планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную
информацию с помощью таблиц и диаграмм;
 интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных
исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и
прогнозы).
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Учащийся научится:
 строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую
терминологию;
 признавать возможность существования различных точек зрения,
согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в
группе, в паре, корректно и аргументированно, с использованием
математической терминологии и математических знаний отстаивать свою
позицию;
 принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в
том числе математическую терминологию, и средства информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и
познавательных задач, в ходе решения учебных задач, проектной деятельности;
 принимать участие в определении общей цели и путей её достижения; уметь
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
 **навыкам сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
 конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества.
Учащийся получит возможность научиться:
 обмениваться информацией с одноклассниками, работающими в одной группе;
 обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников,
работающих в одной группе.

Предметные результаты
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
 образовывать, называть, читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа
от 0 до 1 000 000;
 заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;
 устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая
последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц,
увеличение/ уменьшение числа в несколько раз); продолжать её или
восстанавливать пропущенные в ней числа;
 группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному
или нескольким признакам;
 читать, записывать и сравнивать величины (длину, площадь, массу, время,
скорость), используя основные единицы измерения величин (километр, метр,
дециметр, сантиметр, миллиметр; квадратный километр, квадратный метр,
квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный миллиметр; тонна,
центнер, килограмм, грамм; сутки, час, минута, секунда; километров в час,
метров в минуту и др.), и соотношения между ними.
Учащийся получит возможность научиться:
 классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях)
и объяснять свои действия;
 самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь,
масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Учащийся научится:
 выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение,
вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное число в пределах
10 000), с использованием сложения и умножения чисел, алгоритмов
письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
 выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных,
двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах
100 (в том числе с 0 и числом 1);
 выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его
значение;
 вычислять значение числового выражения, содержащего 2—3 арифметических
действия (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
 выполнять действия с величинами;
 выполнять проверку правильности вычислений разными способами (с помощью
обратного действия, прикидки и оценки результата действия, на основе
зависимости между компонентами и результатом действия);
 использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
 решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами
действий сложения и вычитания, умножения и деления;
 находить значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в
него букв.

РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
 устанавливать зависимости между объектами и величинами, представленными
в задаче, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор
действий;
 решать арифметическим способом текстовые задачи (в 1—3 действия) и
задачи, связанные с повседневной жизнью;
 оценивать правильность хода решения задачи, вносить исправления, оценивать
реальность ответа на вопрос задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
 составлять задачу по краткой записи, по заданной схеме, по решению;
 решать задачи на нахождение: доли величины и величины по значению её доли
(половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); начала,
продолжительности и конца события; задачи, отражающие процесс
одновременного встречного движения двух объектов и движения в
противоположных направлениях; задачи с величинами, связанными
пропорциональной зависимостью (цена, количество, стоимость); масса
одного предмета, количество предметов, масса всех заданных предметов и
др.;
 решать задачи в 3—4 действия;
 находить разные способы решения задачи.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:
 описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве;
 распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок,
ломаная, прямой угол; многоугольник, в том числе треугольник,
прямоугольник, квадрат; окружность, круг);
 выполнять построение геометрических фигур с заданными размерами (отрезок,
квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
 использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
 распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
 соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
 измерять длину отрезка;
 вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь
прямоугольника и квадрата;
 оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на
глаз).
Учащийся получит возможность научиться:
 распознавать, различать и называть геометрические тела: прямоугольный
параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус;
 вычислять периметр многоугольника;
 находить площадь прямоугольного треугольника;
 находить площади фигур путём их разбиения на прямоугольники (квадраты) и
прямоугольные треугольники.

РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
 читать несложные готовые таблицы;
 заполнять несложные готовые таблицы;
 читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Учащийся получит возможность научиться:
 достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
 сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах
несложных таблиц и диаграмм;
 понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова (…
и …, если…, то…; верно/неверно, что…; каждый; все; некоторые; не).
Личностные результаты на уроках математики отражаются в направлениях
воспитательной работы:
1. Гражданское воспитание;
2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных
ценностей;
4. Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание);
5. Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания);
6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья;
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
8. Экологическое воспитание.







1.Гражданское воспитание.
Задачи:
воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения
к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России.
усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества.
формирование личности как активного гражданина – патриота, обладающего
политической и правовой культурой, критическим мышлением, способного
самостоятельно сделать выбор на основе долга, совести и справедливости.
воспитание у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере
старших поколений.
развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края.
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.
Задачи:
 воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России.
 усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества.
 формирование личности как активного гражданина – патриота, обладающего
политической и правовой культурой, критическим мышлением, способного
самостоятельно сделать выбор на основе долга, совести и справедливости.

 воспитание

у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере
старших поколений.
 развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края.
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей.
Задачи:
 создать условия для формирования способности к духовному развитию,
реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной,
социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и
моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной
духовно нравственной компетенции — «становиться лучше».
 способствовать осознанию основ морали — осознанной учащимся необходимости
определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе
представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у учащегося
позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма.
 развивать у обучающегося уважительное отношение к родителям, осознанного,
заботливого отношения к старшим и младшим; доброжелательность и
эмоциональную отзывчивость.
 создать условия для воспитания волевых качеств ученика, способности к
критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.
4.Приобщение детей к культурному наследию ( Эстетическое воспитание).
Задачи:
формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к
иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и
культуры;
формировать устойчивую потребность и навыки общения с памятником, с музеем;
развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию
развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем
изучения культурного наследия разных эпох и народов.
















5.Популяризации научных знаний среди детей (Ценности научного познания)
Задачи:
содействовать повышению интереса обучающихся к науке и популяризации
научных знаний;
развивать интерес к углубленному изучению отдельных предметов;
ознакомление учащихся с достижениями научно-технического прогресса;
содействовать профессиональному самоопределению учащихся;
развивать навыки научно-исследовательской деятельности.
осознание ценности и значимости науки в повседневной жизни;
реализация потенциала к участию в научно-исследовательской деятельности;
проявление способности адекватного оценивания своих и чужих достижений;
осознанное отношение и мотивация к углубленному изучению отдельных
предметов.

6. Физического воспитания и формирования культуры здоровья








Задачи:
расширить представление воспитанников о здоровом образе жизни;
способствовать формированию положительного отношения к здоровью как
величайшей ценности;
моделирование жизненной перспективы с позиций ценностного отношения к
здоровью, воспитание активной жизненной позиции.
7.Трудового воспитания и профессионального самоопределения
Задачи:
способствовать тому, чтобы каждый ученик понимал значимость трудовой
деятельности, даже будни труд может сделать праздничными днями.
приобщение учащихся к общественной работе, воспитание сознательного
отношения к своим обязанностям, формирование трудового образа жизни.
8. Экологическое воспитание.
Задачи:
 формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни
во всех проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде.
 приобретение первоначального пыта эстетического, эмоционально-нравственного
отношения к природе.
 приобретение первоначального пыта участия в природоохранной деятельности в
школе, на пришкольном участке, по месту жительства
2. Содержание учебного предмета, курса
1 КЛАСС (132 ч)
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления
(8 ч)
Сравнение предметов по размеру (больше – меньше, выше – ниже, длиннее –
короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный и др.).Пространственные
представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу (выше, ниже),
слева, справа левее, правее), перед, за, между, рядом. Направления движения: слева
направо, справа налево, верху вниз, снизу вверх. Временные представления: сначала,
потом, до, после, раньше, позже. Сравнение групп предметов: больше, меньше,
столько же, больше (меньше) на … .
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация. (28 ч)
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет реальных
предметов и их изображений, движений, звуков и др. Получение числа
прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно
следующего за ним при счете. Число 0. Его получение и обозначение. Сравнение
чисел. Равенство, неравенство. Знаки > (больше), < (меньше),= (равно). Состав чисел
2, 3, 4, 5. Монеты в 1 р., 2 р., 5 р., 1 к., 5 к., 10 к. Точка. Линии: кривая, прямая.
Отрезок. Ломаная. Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника.

Длина отрезка. Сантиметр. Сравнение длин отрезков (на глаз, наложением, при
помощи линейки с делениями); измерение длины отрезка, построение отрезка
заданной длины. Решение задач в одно действие на сложение и вычитание (на
основе счета предметов). Проекты: «Математика вокруг нас. Числа в загадках,
пословицах и поговорках.
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (56 ч)
Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки + (плюс), –
(минус), = (равно). Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их
использование при чтении и записи числовых выражений). Нахождение значений
числовых выражении в 1 – 2 действия без скобок. Переместительное свойство
сложения. Приемы вычислений: а) при сложении – прибавление числа по частям,
перестановка чисел; б) при вычитании – вычитание числа по частям и вычитание на
основе знания соответствующего случая сложения. Таблица сложения в пределах 10.
Соответствующие случаи вычитания. Сложение и вычитание с числом 0.
Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.
Решение задач в одно действие на сложение и вычитание.
Числа от 1 до 20. Нумерация (12 ч)
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до
20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел. Сложение и вычитание вида
10 + 7, 17 – 7, 17 – 10. Сравнение чисел с помощью вычитания. Единица времени:
час. Определение времени по часам с точностью до часа. Единицы длины:
сантиметр, дециметр. Соотношение между ними. Построение отрезков заданной
длины. Единица массы: килограмм. Единица вместимости: литр.
Числа от 1 до 20. Табличное сложение и вычитание (22 ч)
Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше чем 10,
использованием изученных приемов вычислений. Таблица сложения
соответствующие случаи вычитания. Решение задач в 1– 2 действия на сложение
вычитание. Проекты: «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры
орнаменты». Контрольные работы: Итоговая контрольная работа за курс
класса.

с
и
и
и
1

Итоговое повторение (6 ч)
Числа от 1 до 20. Нумерация. Сравнение чисел. Табличное сложение и вычитание.
Геометрические фигуры. Измерение и построение отрезков. Решение задач
изученных видов.
2 КЛАСС (136 ч)
Числа от 1 до 100. Нумерация (16 ч)
Новая счетная единица – десяток.. Счет десятками. Образование и названия чисел,
их десятичный состав. Запись и чтение чисел. Числа однозначные и двузначные.
Порядок следования чисел при счете. Сравнение чисел. Единицы длины: сантиметр,
дециметр, миллиметр, метр. Соотношения между ними. Длина ломаной. Периметр
многоугольника. Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними.
Определение времени по часам с точностью до минуты. Монеты (набор и размен).

Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и
неизвестного вычитаемого. Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание.
Практические работы: Единицы длины. Построение отрезков заданной длины.
Монеты (набор и размен).
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (70 ч)
Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Числовое выражение и его значение. Порядок действий в выражениях, содержащих
2 действия (со скобками и без них). Сочетательное свойство сложения.
Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для
рационализации вычислений. Взаимосвязь между компонентами и результатом
сложения (вычитания). Проверка сложения и вычитания. Выражения с одной
переменной вида а + 28, 43-6. Уравнение. Решение уравнения. Решение уравнений
вида 12 + х =12, 25 - х = 20, х - 2 = 8 способом подбора. Угол. Виды углов: прямой,
острый, тупой. Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных сторон
прямоугольника. Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой
бумаге. Решение задач в 1 - 2 действия на сложение и вычитание.
Практические работы: Сумма и разность отрезков. Единицы времени,
определение времени по часам с точностью до часа, с точностью до минуты.
Прямой угол, получение модели прямого угла; построение прямого угла и
прямоугольника на клетчатой бумаге.
Числа от 1 до 100. Умножение и деление (39 ч)
Конкретный смысл и названия действий умножения и деления. Знаки умножения •
(точка) и деления : (две точки). Названия компонентов и результата умножения
(деления), их использование при чтении и записи выражений. Переместительное
свойство умножения. Взаимосвязи между компонентами и результатом действия
умножения; их использование при рассмотрении деления с числом 10 и при
составлении таблиц умножения и деления с числами 2, 3. Порядок выполнения
действий в выражениях, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них).
Периметр прямоугольника (квадрата). Решение задач в одно действие на умножение
и деление.
Итоговое повторение (11 ч)
Числа от 1 до 100. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в
пределах 100: устные и письменные приемы. Решение задач изученных видов.
3 КЛАСС (136 ч)
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (8 ч)
Сложение и вычитание. Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через
десяток. Выражения с переменной. Решение уравнений. Решение уравнений. Новый
способ решения. Закрепление. Решение уравнений. Обозначение геометрических
фигур буквами. Закрепление пройденного материала. Решение задач.
Табличное умножение и деление (56 ч)
Связь умножения и деления; таблицы умножения и деления с числами 2 и 3; четные
и нечетные числа; зависимости между величинами: цена, количество, стоимость.
Порядок выполнения действий
в выражениях со скобками и без скобок.

Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета,
количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет,
количество предметов, расход ткани на все предметы. Текстовые задачи на
увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел. Задачи
на нахождение четвертого пропорционального. Таблицы умножения и деления с
числами 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица Пифагора. Площадь. Способы сравнения фигур по
площади. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр,
квадратный метр. Площадь прямоугольника. Умножение на 1 и на 0. Деление вида a
: a, 0 : a при a≠0. Текстовые задачи в три действия. Круг. Окружность (центр, радиус,
диаметр). Вычерчивание окружностей с использованием циркуля. Доли (половина,
треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей Задачи на
нахождение доли числа и числа по его доле. Единицы времени: год, месяц, сутки.
Внетабличное умножение и деление (27 ч)
Приемы умножения для случаев вида 23 * 4, 4 * 23. Приемы деления для случаев
вида 78 : 2, 69 : 3. Деление суммы на число. Связь между числами при делении.
Проверка умножения делением. Выражения с двумя переменными вида a + b, a – b, a
* b, c : d (d≠0), вычисление их значений при заданных значениях букв. Решение
уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и
деления. Деление с остатком Решение задач на нахождение четвертого
пропорционального.
Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 ч)
Устная и письменная нумерация. Разряды счетных единиц. Натуральная
последовательность трехзначных чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100
раз. Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых. Сравнение
трехзначных чисел. Единицы массы: килограмм, грамм.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (10 ч)
Приемы устного сложения и вычитания в пределах 1000. Алгоритмы письменного
сложения и вычитания в пределах 1000. Виды треугольников: равносторонний,
равнобедренный, равносторонний.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (12 ч)
Приемы устного умножения и деления. Виды треугольников: прямоугольный,
тупоугольный, остроугольный. Прием письменного умножения и деления на
однозначное число. Знакомство с калькулятором.
Итоговое повторение (10 ч)
4 КЛАСС (136 ч)
Числа от 1 до 1000. Повторение (13 ч)
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях,
содержащих 2 - 4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые не больше 1000. Нумерация (11 ч)
Новая счетная единица - тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс
мил¬лионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление
многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение)
числа в 10, 100, 1000 раз.
Числа, которые больше 1000. Величины (18 ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения
между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр,

квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения
между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения
между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век.
Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его
продолжительности.
Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (11 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые
сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и
сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации
вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и
вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений вида: х +
312 = 654 + 79, 729 - х = 217 + 163, х - 137 = 500 -140. Устное сложение и вычитание
чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное - в остальных
случаях. Сложение и вычитание значений величин.
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (71 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): Задачи, решаемые
умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и
невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства
умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения;
рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения
суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления
числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами
умножения и деления; способы проверки умножения и деления. Решение уравнений
вида 6 × х = 429 + 120, х - 18 = 270- 50, 360 : х – 630 : 7 на основе взаимосвязей
между компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на
однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и
деление на 10, 100, 1000. Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное, числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на
трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений
величин на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время,
расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и
др.).
Итоговое повторение (12 ч)
Повторение изученных тем за год.
1 класс
№
п/п

Количество часов
Разделы, темы

Наличие тем (кол – во)
Количество часов
I. Подготовка к изучению чисел.
Пространственные и
временные представления
II. Числа от 1 до 10. Число 0
1. Нумерация

Авторская
программа
4
132
8

Рабочая
программа
4
132
8

84
28

84
28

Характеристика основных
видов деятельности
ученика
Называть числа в порядке
их следования при счете.
Отсчитывать из множества
предметов заданное
количество (8 — 10
отдельных предметов).
Упорядочивать объекты.
Сравнивать 2 группы
предметов с помощью

Цифры и числа 1 - 5
Цифры и числа 6 – 9. Число 0.
Число 10
 Цифры и числа 6 – 9. Число
10
 Число 0
2. Сложение и вычитание
Сложение и вычитание вида □
± 1, □ ± 2
 Сложение и вычитание.
Присчитывание и
отсчитывание по 1, по 2
Задача
Сложение и вычитание вида □
±3
 Приёмы вычислений
 Решение задач
Сложение и вычитание вида □
± 1, 2, 3, 4
Переместительное свойство
сложения
Связь
между
суммой
и
слагаемыми
Вычитание в случаях вида 6 □, 7- □, 8- □,
9- □
Килограмм. Литр
III. Числа от 1 до 20
1. Нумерация
2. Сложение и вычитание

IV.

Табличное сложение
Табличное вычитание
Итоговое повторение
Наличие:
Проверочных работ
Проектов
Уроков контроля и учёта знаний
Уроков проверки знаний

9
19

9
19

10

10

9
56
16

9
56
16

7

7

9
12

9
12

5
7
7

5
7
7

7

7

14

14

8

8

6
34
12
22

6
34
12
22

11
11
6

11
11
6

5
2
2
1

5
2
2
1

установления взаимно
однозначного соответствия.
Сравнивать две группы
предметов: объединяя
предметы в пары и опираясь
на сравнение чисел в порядке
их следования при счете;
путём образования пар.
Делать вывод, в каких
группах предметов поровну
(столько же), в какой группе
предметов больше (меньше)
и на сколько.
Воспроизводить
последовательность чисел от
1 до 10 как в прямом, так и в
обратном порядке, начиная с
любого числа.
Определять место каждого
числа в этой
последовательности, в том
числе, и место числа 0 среди
изученных чисел.
Считать различные объекты
(предметы, группы
предметов, звуки, слова и
т.п.) и устанавливать
порядковый номер того или
иного объекта при заданном
порядке счета.
Писать цифры. Соотносить
цифру и число.
Распознавать числа в
загадках, пословицах,
поговорках.
Собирать и
классифицировать
информацию по разделам
(загадки, пословицы,
поговорки).
Работать в группе.
Планировать работу.
Оценивать результат
работы.
Выполнять задания
творческого и поискового
характера.

2 класс
№
п/п

I.
1.
2.
II.
1.

2.

3.

4.
5.

6.

III.
1.
2.
3.

IV.

Количество часов
Разделы, темы

Наличие тем (кол – во)
Количество часов
Числа от 1 до 100. Нумерация
Повторение: числа от 1 до 20
Нумерация
Числа от 1 до 100. Сложение и
вычитание
Числовые
выражения,
содержащие действия сложение и
вычитание
Свойства сложения, «Странички
для
любознательных»,
повторение, контроль и учёт
знаний
Устные приёмы сложения и
вычитания чисел в пределах 100
Устные приёмы сложения и
вычитания, решение задач
Выражения
с
переменной,
уравнение
Проверка сложения вычитанием
Письменные приёмы сложения и
вычитания двузначных чисел без
перехода через десяток
Письменные приёмы сложения и
вычитания двузначных чисел с
переходом через десяток
Числа от 1 до 100. Умножение и
деление
Конкретный смысл действия
умножение
Конкретный смысл действия
деление
Табличное умножение и деление
Связь между компонентами и
результатом
умножения,
решение задач
Табличное умножение и деление
Итоговое повторение «Что
узнали, чему научились во 2
классе»
Наличие:
Проверочных работ (тесты)
Проектов
Контрольных работ
Математических диктантов

Авторская
программа
4
136
16
2
14
70

Рабочая
программа
4
136
16
2
14
70

10

10

10

10

20

20

12

12

8

8

8
8

8
8

14

14

39

39

9

9

9

9

21
7

21
7

14
11

14
11

6
2

6
2
8
8

Характеристика основных
видов деятельности
ученика
Образовывать, называть и
записывать
числа
в
пределах 100. Сравнивать
числа и записывать результат
сравнения.
Упорядочивать
заданные
числа.
Устанавливать правило, по
которому
составлена
числовая
последовательность,
продолжать
её,
или
восстанавливать
пропущенные в ней числа.
Классифицировать
(объединять в группы) числа
по
заданному
или
самостоятельно
установленному
правилу.
Заменять двузначное число
суммой
разрядных
слагаемых.
Выполнять
сложение и вычитание вида
30 + 5, 35 - 5, 35 - 30.
Переводить одни единицы
длины в другие: мелкие в
более крупные и крупные в
более мелкие, используя
соотношения между ними.
Сравнивать
стоимость
предметов в пределах 100 р.
Выполнять
задания
творческого и поискового
характера,
применять
знания и способы действий в
изменённых условиях.
Соотносить
результат
проведённого самоконтроля
с целями, поставленными
при
изучении
темы,
оценивать их и делать
выводы.
Моделировать
действие
деление
с
использованием предметов,
схематических
рисунков,
схематических
чертежей.
Решать текстовые задачи на
деление.
Выполнять
задания
творческого и поискового
характера,
применять

знания и способы действий в
изменённых
условиях.Работать в паре:
оценивать
правильность
высказывания
товарища,
обосновывать свой ответ.
Работать в паре: оценивать
правильность высказывания
товарища, обосновывать
свой ответ.
3 класс
№
п/п

I.
1.
2.

3.

II.
1.
2.
3.
III.

Количество часов
Разделы, темы

Наличие тем (кол – во)
Количество часов
Числа от 1 до 100
Сложение
и
вычитание
(продолжение)
Табличное умножение и деление
(продолжение)
Повторение
Зависимости
между
пропорциональными величинами
Таблицы умножения и деления с
числами 4, 5, 6, 7. Таблица
Пифагора
Таблица умножения и деления с
числами 8 и 9
Доли
Внетабличное
умножение
и
деление
Приёмы умножения для случаев
вида 23*4, 4*23
Приёмы деления для случаев
вида 78:2, 69:3
Деление с остатком
Числа от 1 до 1000
Нумерация
Сложение и вычитание
Умножение и деление
Итоговое повторение «Что
узнали, чему научились в 3
классе». Проверка знаний
Наличие:
Проверочных работ (тесты)
Проектов
Контрольных работ
Математических диктантов

Авторская
программа
3
136
91
8

Рабочая
программа
3
136
91
8

56

56

5
11

5
11

12

12

17

17

11
27

11
27

6

6

9

9

12
35
13
10
12
10

12
35
13
10
12
10

4
2
1

4
2
12
8

Характеристика основных
видов деятельности
ученика
Уметь организовать своё
рабочее место. Выполнять
неполное однолинейное
сравнение, т.е. устанавливать
только сходство, либо только
различие по одному аспекту.
Задавать восполняющие
(открытые) и уточняющие
(закрытые) вопросы в случае
непонимания устного текста.
Работа с простейшими
готовыми предметными, устное
описание объекта наблюдения .
Составить простой план своего
ответа.
Выполнять неполное
комплексное сравнение,
самостоятельное установление
последовательности действий
для решения учебной задачи.
Использование простейших
логических выражений.
Анализировать текстовую
задачу и выполнять краткую
запись задачи. Решать задачи
арифметическим способом.
Составлять план решения
задачи. Воспроизводитьпо
памяти таблицу умножения и
соответствующие случаи
деления. Применять данные
знания для выполнения
арифметических действий.
Работать с геометрическим
материалом. Применять
алгоритмы письменного
умножения и деления.

4 класс
№
п/п

Количество часов
Разделы, темы

Наличие тем (кол – во)
Количество часов
I. Числа от 1 до 1000
1. Повторение
II. Числа, которые больше 1000
1.
Нумерация
2. Величины
3. Сложение и вычитание
4. Умножение и деление
Алгоритмы
письменного
умножения
и
деления
многозначного
числа
на
однозначное
Зависимости
между
величинами: скорость, время,
расстояние
Умножение
числа
на
произведение
Деление числа на произведение
Письменное
умножение
многозначного
числа
на
двузначное и трёхзначное число
Письменное
деление
многозначного
числа
на
двузначное и трёхзначное число

Авторская
программа
3
136
13
13
111
11
18
11
71
11

Рабочая
программа
3
136
13
13
111
11
18
11
71
11

4

4

12

12

11
13

11
13

20

20

Характеристика основных
видов деятельности
ученика
Знание последовательности
чисел в пределах 1000, как
образуется каждая
следующая счетная единица.
Умение вычислять значение
числового выражения,
содержащего
2–3 действия.
Понимать правила
порядка выполнения
действий в числовых
выражениях. Уметь
пользоваться изученной
математической
терминологией, решать
текстовые задачи
арифметическим способом,
выполнять приемы
письменного умножения
трехзначных чисел на
однозначные. Знание
Переместительного свойство
умножения. Умножение и
деление чисел,
использование
соответствующих терминов.
Таблица умножения.
Деление с остатком.
Построение простейших
логических выражений типа
«…и/или», «если.., то…»,
«не только, но и …». Уметь
записывать и сравнивать
числа в пределах 1 000 000;
пользоваться изученной
математической
терминологией; решать
текстовые задачи
арифметическим способом.
Знать время. Единицы
времени: секунда, минута,
час, сутки, неделя,
месяц, год, век.
Соотношения между ними.
Знать, как решаются задачи
арифметическим способом с
опорой на схемы, таблицы,
краткие записи.

Установление зависимостей
между величинами,
характеризующими
процессы: движения
(пройденный путь, время,
скорость). Уметь вычислять
значение числового
выражения, содержащего 2–3
действия (со скобками
и без них). Распознавание и
изображение геометрических
фигур: точка, прямая,
отрезок, многоугольники
(треугольник,
прямоугольник).
Установление зависимостей
между величинами,
характеризующими
процессы: движения
(пройденный
путь, время, скорость);
работы (объем всей работы,
время, производительность
труда); «купли-продажи»
(количество товара, его цена,
стоимость).
III.

Итоговое повторение «Что
узнали, чему научились в 3
классе». Контроль и учёт
знаний
Наличие:
Проверочных работ (тесты)
Проектов
Контрольных работ
Математических диктантов

СОГЛАСОВАНО
на заседании методического
объединения учителей начальных
классов МБОУ СОШ №14
Протокол № 1 от "30" августа 2021г.
Руководитель МО
Г.М. Нистула

12

12

3
2
3

3
2
12
8

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________________Т.Н.Караева
«30»_августа 2021 г.


Наверх

Поступление финансовых и материальных средств по итогам финансового года

СВЕДЕНИЯ  о поступлениях и выплатах учреждения



Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения за 2023 год.xlsx (скачать)
Сведения о поступлениях и выплатах усреждения.xlsx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».