Учебный план АООП УО (вариант 1) 5-9 классы на 2023-2024 учебный год

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 14 для обучающихся V-IXклассов с
интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)ФГОС ООО ОВЗ (1 вариант)
2023-2024 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Цели и задачи образовательной организации
Посредством учебного плана достигаются и решаются следующие цели и задачи
образовательного
учреждения
для
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями):
Цели:
- обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования для
учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- создание благоприятных условий для обучения, воспитания, развития учащихся с
ограниченными возможностями здоровья, их социальной адаптации в соответствии с их
возможностями, индивидуальными особенностями.
Задачи:
Посредством учебного плана достигаются и решаются следующие задачи образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности
(нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
социального и эмоционального благополучия;
- формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в
соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными
ценностями;
- формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать
им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность, контролировать ее
процесс, доводить его до конца, адекватно оценивать результаты, взаимодействовать с
педагогами и сверстниками);
- создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого
потенциала каждого обучающегося как субъекта
отношений в сфере образования;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания адаптационной основной
образовательной программы и организационных форм получения образования
обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их
образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и
1

индивидуальных особенностей;
- формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и
специфических образовательных потребностей разных групп обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2. Ожидаемые результаты
Учебный план направлен на получение личностных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения адаптационной основной образовательной программы
включают индивидуально-личностные качества, жизненные и социальные компетенции
обучающегося и ценностные установки. Предметные результаты - освоенные обучающимися
знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность к их
применению.
3. Особенности и специфика образовательной организации
МБОУ СОШ № 14 осуществляет:
-обучение и воспитание умственно отсталых детей школьного возраста и коррекцию их
психофизического развития;
- социальную адаптацию обучающихся и их интеграцию в общество.
4. Реализуемые основные общеобразовательные программы
Образовательное учреждение реализует следующие основные общеобразовательные
программы:
- начальное общее образование (5-9 классы) - основной этап обучения, на котором
общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционно-развивающей работой:
осуществляется всестороннее психолого-медико-педагогическое изучение личности каждого
обучающегося, определение его возможностей и индивидуальных особенностей с целью
выработки форм и методов организации образовательного процесса (продолжительность
обучения 5 лет).
5. Нормативная база для разработки учебного плана
Учебный план МБОУ СОШ № 14 разработан в соответствии с федеральными и
региональными документами:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении единых санитарных правил СП – 2.4. 3648-20
«Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи» (далее – СП-2.4.3648-20);

Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685 -21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания» (далее – СанПиН-1.2.3685-21);

Приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 года № 254 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность»
(с
изменениями,
приказ
Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766) (далее – Федеральный перечень
2

учебников);
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 №26
«Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»;
- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 октября 2010
года № ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры»;
- приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 23.10.2009 года №
3302 «Об утверждении примерных учебных планов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VII и VIII видов для обучающихся, воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья и специальных (коррекционных) классов VII и VIII
видов в общеобразовательных учреждениях»;
- письмо министерства просвещения РФ от 13.06.2019г. №ТС-1391/07 «Об
организации образования учащихся на дому»;
- «Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями», одобренная
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 22.12.2015 г. №4/15).
- Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 23 октября 2009
года N° 3302
"Об утверждении примерных учебных планов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VII и VIII видов для обучающихся, воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья и специальных (коррекционных) классов VII и VIII
видов в общеобразовательных учреждениях";
6. Режим функционирования образовательной организации
Организация образовательного процесса регламентируется календарным учебным
графиком. Режим функционирования устанавливается в соответствии с СанПин 2.4.2 282110, СанПиН 2.4.2.3286-15 и Уставом образовательной организации.
В 1 классе
устанавливается продолжительность учебного года 33 учебные недели.
В 2-9 классах
устанавливается продолжительность учебного года 34 учебные недели. Учебный год делится
на 4 четверти.
Продолжительность учебной недели 1- 4. 5-8 классов составляет 5 дней, 9 классов - 6
дней.
Обучение проводится в первую смену. Уроки начинаются в 8 часов 00 минут.
Максимально допустимая нагрузка обучающихся (СанПиН 2.4.2.3286-15):
Классы
1
2-4
5
6
7
8
9

5 дневная учебная неделя (час.)
21
23
29
30
32
33

6 дневная учебная неделя (час.)

33

Продолжительность уроков в 1 классе - в I четверти - по 3 урока в день по 35 минут
каждый, во II четверти в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый, в III и IV
четвертях - в январе - мае - по 4 урока, один день 5 уроков по 40 минут каждый, во 2-4. 5-9
3

классах по 40 минут.
Расписание звонков:
1 смена
1 полугодие (1 класс)

2 полугодие (1 класс)

1 урок 8.00 - 8.35
2 урок 8.45 - 9.20
Динамическая пауза
9.20-10.00
3 урок 10.20-10.55
4 урок 11.05-11.40

1 урок 8.00 - 8.40
2 урок 8.50 - 9.40
Динамическая пауза
9.40-10.20
3 урок 10.40 - 11.20
4 урок 11.30 - 12.10
5 урок 12.20 - 13.00

2-4 классы
1 урок - 8.00 - 8.40
2 урок - 8.50 - 9.30
3 урок - 10.00 – 10.40
4 урок - 10.50 - 11.30
5 урок - 11.40 - 12.20

5-9 классы
1 урок 8.00 - 8.40
2 урок 8.50 - 9.30
3 урок 9.40 – 10.20
4 урок 10.50 - 11.30
5 урок 11.40 - 12.20
6 урок 12.30 - 13.10
7 урок 13.20 – 14.00

Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью
составляет 30 мин. Коррекционные занятия могут реализовываться во время внеурочной
деятельности и во время урочной деятельности.
На выполнение домашних заданий отводится во 2-4 классах - 45 мин., в 5-9 классах
1час.
7. Выбор учебников и учебных пособий,
используемых при реализации учебного плана
Изучение учебных предметов федерального компонента (обязательной части) учебного
плана организуется с использованием учебников, включённых в Федеральный перечень,
утверждённый приказом Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 г. № 345 «О
федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего и среднего общего образования».
8. Учебный план основного общего образования
Учебный план реализует адаптированную основную общеобразовательную программу
5-9 классов основного общего образования на основе ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем
нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей и учебных предметов, распределяет учебное время,
отводимое на их освоение. В 5 - 9 классах обучение осуществляется по 1 и 2 вариантам.
На первом этапе обучения в учебном плане представлены шесть предметных областей и
коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Кроме этого, с целью
коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру
учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, таких как язык и речевая практика, математика,
естествознание, искусство, физическая культура, технологии, а так же учебное время,
отводимое на их изучение в 5- 9 годы обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
4

формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана – 2 часа (вариант 1), формируемая участниками образовательных
отношений, в 5-9 классах распределена на предметы «Профильный труд», «Кубановедение»
и «Историю Отечества» по одному часу на каждый предмет с целью повышения уровня
речевого развития, обогащения и уточнения знаний и представлений об окружающей
действительности, формирования трудовых качеств.
Выбор вариантов сроков обучения МБОУ СОШ № 14 осуществляет самостоятельно с
учетом:
- особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности у них
готовности к школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей;
наличия комплекса условий для реализации АООП (кадровые, финансовые и материальнотехнические). Срок освоения программы ФГОС ОВЗ ООО для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) – 5 лет.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана
(вариант 1) представлено коррекционными занятиями (занятия с педагогом психологом).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение определены исходя из психофизических особенностей, обучающихся с
умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической
комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное,
социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью
образовательного процесса в общеобразовательной организации и обеспечивают условия,
благоприятствующие самореализации и успешной социальной интеграции обучающихся с
интеллектуальными нарушениями в обществе. Кубановедение реализуется на занятиях
внеурочной деятельности.
Таблицы-сетки часов в приложении (вариант1) № 1-3
9. Деление классов на группы
Обязательные индивидуальные коррекционные занятия осуществляются во второй
половине дня для обучающихся. Их продолжительность 15-25 минут. Для занятий с
педагогом-психологом учащиеся 5-9 классов не делятся.
10. Формы промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в соответствии с
действующим в школе «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с интеллектуальными
нарушениями (умственной отсталостью)».
В 1 классе безотметочное обучение. Во 2-9 классах промежуточные оценки в баллах
выставляются за каждую четверть. В конце учебного года выставляются годовые оценки.
На основании положения промежуточная аттестация проводится в следующих
формах: по математике в форме контрольной работы, по русскому языку, письму и развитию
речи в форме контрольного диктанта или списывания, по чтению, чтению и развитию речи в
форме проверки техники чтения, по устным предметам (история Отечества, обществознание,
география, биология, природоведение, основы социальной жизни) в форме проверочной
работы, самостоятельной работы, по профессионально-трудовому обучению в форме
проверочной и практической работы.
Кадровое и методическое обеспечение соответствует требованиям учебного плана.
5

Приложение № 1
Таблица-сетка часов учебного плана АООП УО (вариант 1)
основного общего образования
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 14 имени В.А. Уварова
муниципального образования Усть-Лабинский район
для VI класса на 2023-2024 учебный год
Предметные области

Учебные
предметы

Количество часов в неделю
Классы

V

VI

VII

VIII

IX

Всего

Язык и речевая
практика

Русский язык
Чтение (Литературное чтение)

4
4

4
4

4
4

4
4

4
4

20
20

Математика

Математика
Информатика
Природоведение
География
Биология
Основы социальной жизни
Мир истории
История Отечества
Рисование (Изобразительное
искусство)
Музыка
Адаптивная физическая
культура
Профильный труд

5

5

3
1

3
1

4
1

2

2
2

2
2
2

2
2
2

2
2
2

2

2

2

20
3
4
8
6
10
2
6

Естествознание
Человек и общество
Искусство
Физическая культура
Технология

Итого: обязательная нагрузка учащихся
КоррекционноСоциально-бытовая
развивающая область
ориентировка
Итого
Максимально допустимая недельная нагрузка
при 5-дневной учебной неделе

2

2
2

2
2
1

1
3
6

3
6

3
7

3
8

3
8

15
35

29

30

30

31

32

152

29

30

2
32

2
33

1
33

157

29

30

32

33

33

157

5

Приложение № 2
6

Таблица-сетка часов учебного плана АООП УО (вариант 1)
основного общего образования
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 14 имени В.А. Уварова
муниципального образования Усть-Лабинский район
для VIII класса на 2023-2024 учебный год
Предметные области

Учебные
предметы

Количество часов в неделю
Классы

V

VI

VII

VIII

IX

Всего

Язык и речевая
практика

Русский язык
Чтение (Литературное чтение)

4
4

4
4

4
4

4
4

4
4

20
20

Математика

Математика
Информатика
Природоведение
География
Биология
Основы социальной жизни
Мир истории
История Отечества
Рисование (Изобразительное
искусство)
Музыка
Адаптивная физическая
культура
Профильный труд

5

5

3
1

3
1

4
1

2

2
2

2
2
2

2
2
2

2
2
2

2

2

2

20
3
4
8
6
10
2
6

Естествознание
Человек и общество
Искусство
Физическая культура
Технология

Итого: обязательная нагрузка учащихся
КоррекционноСоциально-бытовая
развивающая область
ориентировка
Итого
Максимально допустимая недельная нагрузка
при 5-дневной учебной неделе

2

2
2

2
2
1

1
3
6

3
6

3
7

3
8

3
8

15
35

29

30

30

31

32

152

29

30

2
32

2
33

1
33

157

29

30

32

33

33

157

5

Приложение № 3
7

Таблица-сетка часов учебного плана АООП УО (вариант 1)
основного общего образования
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 14 имени В.А. Уварова
муниципального образования Усть-Лабинский район
для IХ класса на 2023-2024 учебный год
Образовательные области

I. Общеобразовательные курсы
Язык и литература
Чтение и развитие речи
Письмо и развитие речи
Математика
Математика
Естествознание
Природоведение
Биология
Обществознание
География
История Отечества
Обществознание
Искусство
Музыка и пение
Изобразительное искусство
Физическая культура
Физическая культура
II.Трудовая подготовка
Профессионально-трудовое
обучение
ОБЖ
Итого: обязательная нагрузка
учащихся
III. Коррекционная подготовка
Социально-бытовая
ориентировка
Итого: максимальная нагрузка
учащихся

Число учебных часов в неделю
Основная школа
V

VI

VII

VIII

IX

4
5

4
4

3
4

3
3

3
3

5

5

4

4

4

2

2

2

2

2

2
2

V

VI

VII

2
2
1
VIII

2
2
1
IX

1
1

1
1

1
1

1

3

3

3

3

3

6/6

6/6

8/8

10/10

11/11

1
28/6

28/6

30/8

31/10

31/11

1/1

2/2

2/2

2/2

2/2

29/7

30/8

32/10

33/12

33/13

2

8


Наверх

Поступление финансовых и материальных средств по итогам финансового года

СВЕДЕНИЯ  о поступлениях и выплатах учреждения



Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения за 2023 год.xlsx (скачать)
Сведения о поступлениях и выплатах усреждения.xlsx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».